Авиакомпании остались без прогноза погоды

Фото: adi19.ru

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

Структура Росгидромета «Авиаметтелеком» приостановила передачу информации в глобальные информационные системы для авиаперевозчиков.

 Российские и зарубежные авиаперевозчики перестали получать метеоданные по российским аэропортам от структуры Росгидромета «Авиаметтелеком». Данные в глобальные информационные системы перестали поступать еще с 4 июля в связи с тем, что из-за изменения порядка оплаты за предоставление метеосводок «Авиаметтелеком» не получает плату за их предоставление и приостановил передачу данных в авиационные IT-системы SITA, Jeppesen и др. Авиакомпании столкнулись с необходимостью самостоятельной обработки метеоданных, некоторые, например Lufthansa, обратились за помощью в ICAO и IATA — международные структуры гражданской авиации. Вице-премьер России Аркадий Дворкович 19 июля дал поручение незамедлительно обеспечить восстановление передачи метеоданных по российским аэропортам в глобальные информационные системы. Однако, по словам представителей отрасли, ситуация может разрешиться только после того, как объявленные «Авиаметтелекомом» тарифы будут утверждены ФАС.

Заместитель председателя правительства России Аркадий Дворкович 19 июля 2017 года потребовал от глав Минприроды, Минтранса и Федеральной антимонопольной службы срочно урегулировать ситуацию, связанную с прекращением поступления метеоданных по многим российским аэропортам в международные авиационные IT-системы (SITA, Jeppesen и др.).

«Прошу незамедлительно обеспечить восстановление передачи метеорологической информации в международные банки авиаметеорологических данных, согласно перечню аэродромов гражданской авиации Российской Федерации, включенных в аэронавигационный план Европейского региона ИКАО (Международной организации гражданской авиации. — «Известия»)», — говорится в поручении Аркадия Дворковича, копия которого имеется в распоряжении «Известий».

Представитель вице-премьера Алия Самигуллина рассказала «Известиям», что работа по выполнению поручения на данный момент идет на уровне аппарата правительства, Минприроды, Минтранса и ФАС.

Метеоданные для воздушного транспорта — это такие показатели, как давление, скорость и направление ветра, горизонтальная видимость, облачность, а также прогноз изменения погоды. Росгидромет в лице своей структуры «Авиаметтелеком» является единственным российским назначенным полномочным органом для предоставления метеорологического обслуживания в интересах международной аэронавигации. Сейчас в международные системы обмена метеоинформацией продолжают поступать данные только по 16 российским аэродромам. Такие ограничения были введены после прекращения оплаты услуг со стороны части авиаперевозчиков.

Правовые основания разорвать договорные отношения с «Авиаметтелекомом» у российских авиакомпаний появились в связи с изданием приказа Минтранса России № 34 от 6 февраля 2017 года, которым был изменен порядок возмещения затрат на производство и предоставление метеоинформации для полетов воздушных судов.

Ранее Росгидромет получал оплату за одну и ту же метеоинформацию как от авиакомпаний, которым она необходима для предполетной подготовки, так и от Государственной корпорации по организации воздушного движения (ГК ОрВД), авиадиспетчеры которой должны сообщать эти данные экипажам воздушных судов на этапе выполнения полета. Теперь расходы за предоставление метеоинформации на этапе подготовки к полету отнесены к ставке сбора за аэронавигационное обслуживание, которая устанавливается ФАС России. Росгидромет теперь ожидает оплату своих услуг в полном объеме от ГК ОрВД. Однако пока не приняты нормативные документы, определяющие и подтверждающие все расходы предприятий Росгидромета, ФАС России не может изменить размер ставки сбора для компенсации затрат на предоставление метеоинформации. В результате Росгидромет уже перестал получать деньги от авиакомпаний, но еще не начал получать их от ГК ОрВД. Что в итоге и привело к отказу в предоставлении информации в глобальные системы.

Из-за прекращения обмена данными с международными информационными системами метеорологическая обстановка перестала быть доступна российским и иностранным авиакомпаниям в системах планирования полетов, в частности в Lido/Flight.

— В связи с этим проделывалась дополнительная значительная работа по обработке данных вручную, что могло повлиять на разработку оптимальных маршрутов, повышение расхода топлива и прочее, — рассказал «Известиям» вице-президент Lido/Flight в Lufthansa Systems Берндр Юрищ.

По его словам, обмен данными был прерван на срок три недели и восстановлен Росгидрометом 31 июля. В течение этого времени авиакомпании получали данные по метеоусловиям напрямую непосредственно от Росгидромета. Lufthansa Systems для решения этой проблемы была в постоянном контакте со своими клиентами, а также с властями ICAO и Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA).

В «Уральских авиалиниях» «Известиям» рассказали», что поручение Аркадия Дворковича до сих пор не выполняется, при этом в компании опасаются дальнейшего сокращения перечня аэродромов, по которым будет передаваться метеоинформация в международные системы данных.

«Данные действия Росгидромета нарушают устойчивое функционирование системы метеорологического обеспечения гражданской авиации, что создает риски снижения качества предоставляемого аэронавигационного обслуживания, угрозу безопасности полетов в воздушном пространстве Российской Федерации», — указывается в обращении президента Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимира Тасуна к Аркадию Дворковичу (копия есть у «Известий»).

В ФАС России не ответили на запрос «Известий».

В ГК ОрВД «Известиям» сообщили о необходимости разработки и утверждения административного регламента по оказанию государственной услуги по метеорологическому обеспечению, который бы определил порядок ее оказания и определил роль и ответственность каждого участника процесса.

По заявлению главы Росгидромета Александра Фролова, сложившаяся ситуация создала реальную угрозу остановки работы метеорологических органов в 250 аэропортах.

«Исключение аэропортового сбора за метеообеспечение без определения источника и порядка взимания замещающего его сбора с 24 марта 2017 года сокращает финансирование деятельности авиационных метеорологических органов на 80% (3,8 млрд рублей по данным 2016 года)», — говорится в обращении Александра Фролова к замминистра транспорта Валерию Окулову от 14 апреля 2017 года (копия документа есть у «Известий»).

По данным источника «Известий», общая величина планируемых расходов организаций Росгидромета на 2017 год, касающихся обеспечения потребностей авиации, заявлена в размере почти 5 млрд рублей. В эту сумму входят 800 млн рублей, которые оплачиваются по действующему договору между ГК ОрВД и Росгидрометом. Письмо с расчетом дополнительных расходов Росгидромета уже было направлено в ГК ОрВД. В настоящее время в Росавиации определяют наиболее оптимальный вариант компенсации этих затрат за счет аэронавигационных сборов с авиакомпаний. При равномерном пересчете применительно ко всем маршрутам полетов российских авиакомпаний (как внутренним, так и международным) ставка сбора может вырасти на 33%.

Как сообщили «Известиям» в пресс-службе Минтранса, сначала нужно оценить обоснованность представленных расходов, а уже потом Росгидромету и ГК ОрВД  заключить соглашение в части оплаты услуг за метеообеспечение. При этом российским авиаперевозчикам до момента заключения этого договора необходимо будет возобновить оплату услуг Росгидромета. Такое решение было зафиксировано в протоколе межведомственного совещания от 7 июля 2017 года за подписью зам.главы Минтранса Валерия Окулова. Согласно проекту «дорожной карты» по подготовке и заключению такого договора, направленному 27 июля в Росавиацию (копии документов есть у «Известий»), на это может уйти около полугода.

Представитель ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» сообщил «Известиям», что на сегодняшний день не известен ни один случай отмены рейсов из-за отсутствия метеорологической информации. Кроме того, по состоянию на 1 августа на специализированном веб-сайте предоставлен авторизованный доступ к полному объему метеоданных для 116 организаций, среди которых государственные учреждения, службы организации воздушного движения, аэропорты и авиакомпании, в том числе 23 иностранных.   известия

Евгений Девятьяров

 
По теме
 
Независимое информационное агентство - Хакасия Сотрудники Американской ассоциации диетологов порекомендовали способ поддерживать хорошее самочувствие при наличии проблем с давлением, который они сами оценили,
18.06.2018
 
Независимое информационное агентство - Хакасия Вице-премьер Татьяна Голикова в интервью ведущим российским телеканалам рассказала еще о нескольких предстоящих изменениях.
18.06.2018
Независимое информационное агентство - Хакасия К ямочному ремонту приступили строители на автодороге Подъезд к Майнской ГЭС, сообщает пресс-служба Минтранса республики.
18.06.2018
В селе под Минусинском мастер сделал автомобиль, заряжающийся от розетки.
14.06.2018 Газета Шанс online
Вместо ощутимого роста – долги и уход в тень. Правительство Хакасии в ближайшие недели пообещало погасить (или хотя бы начать гасить) кредиторскую задолженность по государственным контрактам перед предпринимателями.
08.06.2018 Газета Шанс online
В Хакасии разбился мужчина, катаясь на парашюте - Абакан сегодня Трагедия произошла на Калининском карьере 10 июня. 37-летний мужчина, отдыхавший на берегу водоема с семьей, взяв у приятеля парашют, привязал его к водному мотоциклу и организовал себе активный отдых.
18.06.2018 Абакан сегодня
Землетрясение в Японии: пострадали восемь человек - Хакасия-Информ Фото из открытых источников Во время сильного землетрясения в префектура Осака (Япония) был нанесен значительный ущерб инфраструктуре префектуры, а кроме того — пострадали восемь человек.
18.06.2018 Хакасия-Информ
В горах теряется все больше людей. С чем это связано? На поиски пропавших туристов хакасские спасатели в этом году выезжали уже 10 раз.
08.06.2018 Газета Шанс online
Хакасский археоАРТ покоряет запад и вызывает множество вопросов. Польские ученые увлеклись современным хакасским искусством, в котором присутствуют элементы наскальной живописии.
14.06.2018 Газета Шанс online
12 июня в Абакане пройдет финал пятого Международного фестиваля-конкурса этнической эстрады «От Ыры» (Песня огня).
08.06.2018 Газета Шанс online
Фото автора В День рождения Александра Сергеевича Пушкина на проспекте Ленина можно было встретить и самого поэта, и девушек в бальных платьях, и кота с русалкой.
07.06.2018 Газета Хакасия
Правила безопасности на воде - ХК Саяны-Хакасия Безопасность детей на воде. Правила безопасности на воде Чтобы избежать беды, детям и взрослым необходимо строго соблюдать ряд простых правил поведения на воде: - Большинство людей тонут не из-за того, что плохо плавают,
18.06.2018 ХК Саяны-Хакасия
Сегодня ночью дорожные рабочие переместили ограждение и приступили к снятию изношенного асфальтового покрытия на оставшихся двух полосах Коммунального моста в Абакане.
15.06.2018 Газета Шанс online
Нынешний финал НХЛ, возможно, самый странный и крутой за последние годы. В США проходит финальная серия плей-офф Национальной хоккейной лиги.
08.06.2018 Газета Шанс online
За прошедшие выходные в Хакасии зарегистрировано два пожара. Оба произошли в воскресенье, оба были ликвидированы населением до прибытия пожарных подразделений.
18.06.2018 МЧС Республики Хакасия
Прокуратурой Усть-Абаканского района проверено исполнение МУП «Сорские тепловые системы» (далее — МУП «СТС») требований законодательства, регулирующего вопросы установления нормативов на водоснабжение и водоотведение.
18.06.2018 Прокуратура