Накануне состоялись публичные слушания по проекту закона «О республиканском бюджете РХ на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов». Главный финансовый документ региона на этот раз оказался своеобразным — оптимистичным по прогнозам поступлений доходов и, в то же время сдержанным в плане расходов на грядущий период.
Поджали расходный хвост
К ситуации с бюджетом Хакасии невольно напрашивается аналогия из прошлого нашей страны. В самом начале ХХ века встал вопрос о создании в России боевых кораблей нового типа. Офицеры-консультанты, пережившие разгром балтийского флота во время русско-японской войны, помнившие тот шок, что им довелось испытать под обстрелом неожиданно мощной артиллерии противника, требовали сделать все, чтобы такая ситуация не повторилась. В итоге родились линкоры типа «Севастополь» – скоростные, с пушками, которые могли бить на рекордные расстояния. При этом корабли показали полную непригодность к эксплуатации в реальных условиях. А в отечественном кораблестроении появился термин «проект напуганных», которым впоследствии обозначался любая идея, в при реализации которой эмоции превалировали над строгим расчетом.
В случае с Хакасией причиной для испуга была длившаяся не один месяц ситуация с долгами республики. Причем предпосылок для ее безболезненного разрешения все это время не наблюдалось. А потому поддержка федерального центра стала поистине манной небесной. Но бюджет-то ведь верстать начали задолго до благой новости! Вот и получился в итоге документ с пугливо поджатым расходным хвостом, но при этом с оптимистичным прогнозом на будущее.
Судите сами: дефицит бюджета 2016 года составил 6,7 миллиардов рублей. В 2017 году он уменьшится до 1,9 миллиардов рублей. А на 2018 год запланирован в объеме 1,8 миллиардов рублей. И поскольку лишних средств никогда не было, понятно, что кто-то в итоге недополучит денег. Так, ассигнования по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» по сравнению с 2017 годом снижены в 2,3 раза, «культура и кинематография» – на 38,7%. И если снабжение культуры по остаточному принципу — дело, в общем-то привычное, сокращение расходов на ЖКХ не может не настораживать: все же без тепла и света жить посложнее, чем без нового кино… Правда, беспокоиться пока рано: мы ведь точно не знаем, от каких именно расходов было решено отказаться.
На фоне такого сокращения примечательно то, что 47 миллионов рублей на строительство школы в Абакане включены в бюджетные обязательства на 2018 год. Между тем, объем субсидий муниципальным образованиям уменьшен вдвое — на это обратил внимание заместитель председателя Контрольно-счетной палаты РХ Сергей МАНАХОВ. Что можно считать очередной попыткой правительства РХ вынудить муниципалитеты изыскивать собственные источники пополнения казны. При этом в контрольно-счетной палате сдержанно оценили оптимизм исполнительной власти относительно увеличения региональных доходов. Сергей Манахов назвал некоторые из планов «сложными, но решаемыми». Вывод, достойный политика — иначе не скажешь. Ведь в экономике, как науке точной, подобные определения не приняты.
Заложники ситуации
О том, что у Хакасии большой долг, известно, наверное, каждому жителю региона. При этом ошибкой было бы думать, что республика оказался в неоднозначной ситуации исключительно ввиду ошибок внутренней политики. Масштабные стройки, которые критики чаще всего ставят в укор региональным властям как наиболее затратные проекты — далеко не единственная причина роста расходов последнего времени.
По словам министра финансов РХ Ирины ВОЙНОВОЙ, еще с 2012 года республике с федерального уровня были переданы 19 дополнительные обязательств. Это финансовое обеспечение профессионального образования, переподготовка безработных и другие социальные проекты. Такая практика периодически применяется, вот только не всегда за вместе с обязанностями приходят и дополнительные средства. Ко всему прочему стоит добавить необходимость выполнять майские указы президента России по повышению заработной платы.
– Это — необходимый шаг. В культуре зарплата вообще была нищенской, – заявила Ирина ВОЙНОВА, – но нам, в исполнение указов, требовалось поднять зарплату работников культуры, образования, медицинского персонала до средней по региону. А она у нас достаточно высокая благодаря предприятиям добывающей, металлургической промышленности, а также энергетической отрасли.
В итоге зарплата выросла в два-два с половиной раза. Но с 2012 года объем региональных расходов увеличился приблизительно на 15 миллиардов рублей. Тогда как получила республика дополнительно лишь 7,9 миллиардов рублей на исполнение новых обязательств. Такое соотношение, в принципе, норма: на федеральном уровне не принято поощрять нахлебников. Напротив, в Москве стремятся стимулировать регионы к поиску новых источников дохода. А сделать это можно лишь вот таким образом — держа на минимальном пайке. Другое дело — целевые средства, направляемые на реализацию крупных проектов. Добиться их выделения реально, свидетельство чему — крупные стройки регионального масштаба. Или, как показала практика, в крайнем случае можно прибегнуть к займам, пользуясь простым аргументом «мы сделали все, что в наших силах». В итоге бюджетный кредит, заменивший значительную часть коммерческого долга стал спасением для региона. Ведь только избавление от необходимости выплачивать проценты позволило сэкономить примерно полтора миллиарда рублей. А реструктуризация долга регионов, о которой не так давно говорил президент России, отдаляет перспективу возврата средств как минимум на семь лет. Однако это — цена, которую, как считают некоторые представители исполнительной власти, стоило заплатить.
– Про строительство наших крупных объектов можно сказать одно: если бы эти проекты не были реализованы в настоящем времени, то нам вряд ли удалось это сделать и в ближайшее десятилетие, – считает Ирина Войнова.
Как будем жить
Ослабленное долговое ярмо, однако, не превращается в цветочный венок. И собравшимся на общественные слушания было очевидно, что выходить из сложившейся ситуации придется довольно долго. И не факт, что пройдет этот процесс незаметно для простых людей. Из отчета Контрольно-счетной палаты, можно сделать вывод, о том, как будет жить население Хакасии в ближайшие годы. По прогнозу в 2017 по сравнению с 2016 годом реальные денежные доходы населения практически не изменятся (увеличение на 0,1% можно в расчет не принимать). Не радует и тот факт, что в предстоящую трехлетку прогнозируется увеличение этого показателя на 3% совокупно. Это означает режим жизни большинства людей «сколько заработал — столько и потратил». То есть, излишков, которые бы люди могли отнести в банк, или, тем более, инвестировать в какой-либо проект у людей нет и вряд ли они появятся. Правда, такая ситуация имеет и свой плюс: если люди охотно тратят деньги, этим они поддерживают поставщиков товаров и услуг. А последние пополняют региональный бюджет за счет налоговых отчислений. Однако локомотивами региональной экономики выступает все же не только малый бизнес. По-прежнему в лидерах угледобывающие отрасли, металлурги и энергетики. Увеличение объемов производства автоматически означает дополнительные отчисления в региональный бюджет.
Кроме того, в министерстве экономического развития РХ возлагают надежды на сельское хозяйство республики: по прогнозам, в этой отрасли должен наблюдаться устойчивый рост. Жилищное строительство, несмотря на кризис, также радует показателями развития. Простой пример: в 2017 году в республике было выдано примерно на 30% больше ипотечных кредитов, чем в 2016 году. Растут и другие экономические показатели. Кроме того, у региона есть и другие, пока не используемые в полной мере, источники доходов.
– Резервы существуют, и резервы бешеные! Из 274 населенных пунктов Хакасии только у 30 с небольшим существуют документы, описывающие их границы. Это значит, что люди, живущие в остальных могут вовсе не платит налоги на землю и на недвижимость, – заместитель председателя Верховного Совета Сергей КОМАРОВ.
Тем не менее, можно сказать, что бюджет 2018 года большинство участников слушаний устроил. Хотя рискнем предположить, что баталии вокруг этого документа еще не окончены — ведь предстоит еще рассмотрение его на сессии Верховного Совета республики.
Андрей КЕДРИН
Андрей Кедрин газета "Абакан" экономика № 46