Эксперты посекундно восстановили обстоятельства крушения Ту-154 под Сочи

Фото: gazeta19.ru

Командир судна допустил целый ряд нелогичных действий во время вылета из аэропорта Адлер, которые и привели к падению лайнера в море

Комиссия по расследованию катастрофы военного самолета Ту-154 под Сочи, причиной крушения которого накануне была названа ошибка пилота, посекундно реконструировала обстоятельства трагедии. Как выяснили эксперты, командир судна допустил целый ряд нелогичных действий во время вылета из аэропорта Адлер, которые и привели к падению лайнера в море. В качестве сопутствующих катастрофе факторов комиссия назвала усталость и слабую профессиональную подготовку экипажа.

Перелет Ту-154 с подмосковного аэродрома Чкаловский в Сочи прошел штатно, пишет "Коммерсант" со ссылкой на данные участников расследования трагедии. В 03:43 воскресенья, 25 декабря, самолет совершил в аэропорту Адлер техническую посадку - без погрузки-разгрузки и высадки пассажиров, только для заправки топливом.

Но при вылете из Сочи сразу же возникли проблемы. Командир Ту-154 Роман Волков "стал испытывать затруднения в определении своего местоположения" еще на земле, не понимая, с какой из двух полос аэродрома ему предстоит взлетать и каким путем лучше выруливать к началу этой полосы, установили эксперты. С помощью автомобиля сопровождения самолет все же добрался до точки старта и в 05:24 поднялся в воздух с курсом 238°.

Уже на седьмой секунде полета Волков начал эмоционально, с применением ненормативной лексики, выяснять у экипажа, каким именно курсом они взлетели, указывают участники расследования. При этом майор, по мнению экспертов, упустил контроль за параметрами взлета и отвлек от работы коллег.

Оторвавшись от земли и задав воздушному судну правильный тангаж 15°, майор совершил первое нелогичное действие: отклонил штурвал от себя, замедлив тем самым набор высоты. На 53-й секунде полета на высоте 157 метров Волков приказал убрать закрылки, хотя по регламенту их уборка предполагалась на высоте 500 метров.

В это время майор продолжал отклонять штурвал от себя, из-за чего самолет на отметке 231 метр перешел на снижение. "Ух, е-мое!" - отреагировал на происходящее штурман. Самолет стал по 6-8 м/с терять высоту, сработала сирена, предупреждающая экипаж об опасном сближении с поверхностью, в кабине замигало соответствующее красное табло, однако никто из летчиков не обратил на это внимания. Штурман в этот момент задал риторический вопрос с использованием нецензурного слова, но не получил ответа.

К этому времени действия командира стали "самоубийственными", отмечает "Коммерсант". Волков резко перевел самолет, шедший в разворот с небольшим правым креном примерно 10°, в крутой левый крен 53°, после чего снижение пошло втрое быстрее.

По данным самописца, на 70-й секунде полета Ту-154 находился в 90 метрах от поверхности воды и каждую секунду опускался еще на 20 метров ниже, продолжая идти с большим левым креном. Исправить такую ситуацию не смог бы даже опытный летчик-испытатель, сочли эксперты.

На высоте 67 метров сработала сигнализация "Левый крен велик". В 34 метрах от поверхности воды командир Волков, видимо пытаясь исправить свою ошибку, повернул штурвал до упора вправо. Несмотря на это, на 73-й секунде полета машина, задев левым крылом поверхность моря, развалилась на части и затонула. В момент столкновения левый крен был около 50°, а приборная скорость - 540 км/ч.

Утомление пилота и ответственность командиров

По мнению экспертов, авиакатастрофе способствовали "эмоционально-физиологическое утомление" командира Волкова, а также отсутствие у него "устойчивых навыков" пилотирования в сложных ситуациях.

Также в комиссии считают, что ответственность за трагедию должны разделить с погибшими пилотами их командиры. Они, по мнению экспертов, нарушили около двух десятков пунктов ведомственных инструкций, предписывающих руководителям военной авиации следить за подготовкой пилотов к полетам, а кроме того, отправили в ответственный рейс "неслетанный" экипаж, собранный в последний момент из разных эскадрилий.

Еще в марте "Коммерсант" сообщал, что причиной крушения Ту-154 могла быть потеря пилотом ориентировки в пространстве, из-за чего он доверился своим инстинктам, проигнорировал показания приборов и направил самолет в пике с креном в 55 градусов. Вестибулярный аппарат "подсказал" пилоту, что машина слишком интенсивно набирает высоту, и летчик начал опускать нос самолета. Также, по всей видимости, у командира было иллюзорное ощущение ухода самолета вправо, что он решил компенсировать поворотом штурвала влево.

Накануне в Минобороны РФ сообщили, что расследование крушения Ту-154 под Сочи завершено. Комиссия экспертов пришла к выводу, что причиной катастрофы была ошибка пилота. Нарушений относительно загрузки самолета, правил его дозаправки и воздействия внешних факторов выявлено не было.

За время расследования трагедии в прессе появлялись различные версии катастрофы. В конце апреля опытный военный летчик, имеющий около четырех тысяч налета командиром экипажа Ту-154, сообщил "Новой газете", что воздушное судно Минобороны РФ могло оказаться под управлением нештатного экипажа. Эксперт предположил, что в кресле второго пилота находился "посторонний" - человек, не обученный и не допущенный к полетам на данном типе самолета, не внесенный в полетное задание офицер, старший по званию и должности.

Еще в середине января источник "Коммерсанта", близкий к следствию, сообщил, что версия о теракте на борту самолета исключена.

Самолет Ту-154 Минобороны РФ потерпел катастрофу 25 декабря, через две минуты после взлета из аэропорта Адлер. На его борту находились 92 человека, в том числе Елизавета Глинка (Доктор Лиза), директор департамента культуры Минобороны Антон Губанков, журналисты, а также 64 участника ансамбля имени Александрова, направлявшиеся на авиабазу Хмеймим в Сирии, чтобы поздравить с Новым годом авиагруппу ВКС России. Все они погибли.

 

www.newsru.com

 
По теме
В Индийском океане растет «мертвая зона» - Хакасия-Информ Фото из открытых источников Зону в северо-западной части Индийского океана называют «мертвой зоной» из-за того, что вода в этой части океана экстремально бедна кислородом.
18.07.2018
 
В Абакан электробусы планирует поставить Псков - Администрация г.Абакан 16 июля 2018 года состоялся электронный аукцион на поставку пяти троллейбусов большой вместительности с низким уровнем пола, с увеличенным автономным ходом и динамической подзарядкой.
18.07.2018
 
Восхождение на вернисаж - Абакан сегодня Безусловно, своим нынешним успешным положением Абаканская картинная галерея обязана как определенным событиям, так и личному вкладу очень большого количества людей, преданных искусству.
18.07.2018 Абакан сегодня
«Лето в солнечной Хакасии» - Правительство Республики Хакасия Проект реализуется в республике с 2001 года. В нем активно участвуют юные музыканты и художники из регионов Сибири, прошедшие отбор по наличию значимых творческих достижений в области музыкального или изобразительного искусства.
17.07.2018 Правительство Республики Хакасия
Готовимся к ГТО - Абакан сегодня В последнее время в стране взят курс на развитие физической культуры. В городах появляются разнообразные спортивные площадки.
18.07.2018 Абакан сегодня
В Абакане прошел электронный аукцион на поставку для города пяти троллейбусов большой вместительности с низким уровнем пола, с увеличенным автономным ходом и динамической подзарядкой.
18.07.2018 Газета Шанс online
В Индийском океане растет «мертвая зона» - Хакасия-Информ Фото из открытых источников Зону в северо-западной части Индийского океана называют «мертвой зоной» из-за того, что вода в этой части океана экстремально бедна кислородом.
18.07.2018 Хакасия-Информ