г.Ярославль
27 марта 2015 года
В целях выполнения задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации В.В.ПУТИНА Федеральному Собранию Российской Федерации от 04 декабря 2014 года, заслушав и обсудив доклад Председателя Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» , Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.МЕДВЕДЕВА и выступления участников на дискуссионных площадках, участники Форума отмечают, что инициированные Президентом Российской Федерации В.В.ПУТИНЫМ и проводимые в настоящее время преобразования в социальной сфере создают необходимые условия для сохранения качества социальных услуг в сложившейся экономической ситуации в стране, прежде всего за счет модернизации и оптимизации системы социального обслуживания, повышая результативность деятельности социальных учреждений.
Участники Всероссийского форума социальных работников отмечают, что система социального обслуживания в нашей стране вступила в период глубоких преобразований, определяемых изменением законодательства, модернизацией организационных и технологических основ социальной работы, всесторонней перестройкой идеологии предоставления социальных услуг на основе их адресности, антикризисных механизмов и Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 - 2016 годах.
В соответствии с Планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 – 2016 годах будут реализованы меры, направленные на активизацию структурных изменений в российской экономике, стабилизацию работы системообразующих организаций в ключевых отраслях и достижение сбалансированности рынка труда, снижение инфляции и смягчение последствий роста цен на социально значимые товары и услуги для семей с низким уровнем доходов, достижение положительных темпов роста и макроэкономической стабильности в среднесрочной перспективе.
С 01 января 2015 года вступил в силу ряд важных законов, в том числе законы, совершенствующие систему пенсионного страхования, закон о специальной оценке условий труда, а также закон об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации. В целом система социальной поддержки, включая систему социального обслуживания, затрагивает 35 миллионов человек.
Впервые деятельность социальных работников, специалистов по социальной работе, сотрудников других специализаций, руководителей организаций социального обслуживания начала регламентироваться профессиональными стандартами, которые не только излагают трудовые функции соответствующих работников, но также закладывают основы их профессиональной подготовки и переподготовки, требования к их компетенциям, знаниям, умениям и навыкам.
Включение в процесс предоставления социальных услуг негосударственных организаций призвано оптимизировать ресурсы, привлекаемые в социальное обслуживание, расширить спектр предоставляемых гражданам услуг, повысить эффективность и качество деятельности организаций социального обслуживания за счет стимулирования конкуренции между ними.
Участники Форума считают необходимым :
повысить доступность и качество социальных услуг в целях всестороннего удовлетворения потребностей граждан;
продолжить процессы модернизации и оптимизации системы социального обслуживания, повышая результативность её деятельности;
разрабатывать и внедрять более эффективные технологии социального обслуживания граждан, в первую очередь стационарозамещающие технологии, с более активным привлечением социально-ориентированных некоммерческих организаций и негосударственного сектора;
апробировать и содействовать внедрению в практику социального обслуживания механизма социального сопровождения, ориентированного на комплексное решение социальных проблем;
развивать эффективные методики содействия повышению качества социальных услуг, включая профессиональное наставничество;
развивать технологии обучения при проведении повышения квалификации и переподготовки кадров, включая использование современных информационных технологий удаленного доступа;
оказывать поддержку региональным профессиональным объединениям социальных работников, расширять их создание в субъектах Российской Федерации;
привлекать профессиональные объединения в деятельность по независимой оценке качества предоставления социальных услуг;
внедрить рейтинговую оценку деятельности руководителей и сотрудников учреждений социального обслуживания, на основе которой формировать списки победителей конкурса «Лучший социальный работник» Российской Федерации;
расширить круг мероприятий по повышению престижа профессий «социальный работник», «социальный педагог» посредством проведения конкурсов профессионального мастерства, форумов социальных работников, привлечения возможностей СМИ, повышения психологической устойчивости сотрудников учреждений, снижения риска «профессионального выгорания», укрепления корпоративной культуры.
Для выполнения вышеперечисленных задач участники Форума РЕШИЛИ :
- Рекомендовать Правительству Российской Федерации :
- до 2017 года (включительно) продолжить мероприятия по поддержке региональных программ по созданию доступной среды для инвалидов, включая формирование безбарьерной школьной среды;
- при формировании проекта Федерального закона «О Федеральном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» предусмотреть финансовые средства федерального бюджета на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации на уровне не ниже уровня финансирования, предусмотренного на 2015 год;
- обеспечить привлечение компаний, обладающих современными технологиями производства товаров для инвалидов, в целях развития импортозамещающего производства таких товаров на территории Российской Федерации;
- обеспечить распространение лучшего регионального опыта по оказанию социальных услуг населению, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальных сайтах Минтруда России и Минэкономразвития России в сети Интернет, с целью расширения доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере;
- продлить программу материнского (семейного) капитала после 2016 года как эффективную меру демографической поддержки, проработать вопрос расширения направлений использования материнского (семейного) капитала, включая приобретение технических средств реабилитации, не входящих в федеральный перечень технических средств реабилитации;
- совместно с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации , доработать модельную программу по социальному сопровождению семей с детьми и направить для реализации во все субъекты Российской Федерации;
- предусмотреть в государственной программе «Доступная среда» на 2016 - 2020 годы комплекс мер по развитию ранней помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов;
- совместно с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации усилить меры социальной поддержки на селе жителей сельской местности, в том числе улучшить транспортную доступность объектов социальной инфраструктуры для сельских жителей, доставку им товаров первой необходимости и продуктов питания, увеличить охват мобильными бригадами соцобслуживания сельских населенных пунктов;
- совместно с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации разработать «дорожные карты» обеспечения в субъекте Российской Федерации доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет;
- совместно с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять постоянный мониторинг обеспечения многодетных семей земельными участками с подведенной инфраструктурой, а также оказания таким семьям иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно в соответствии Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 487-ФЗ «О внесении изменений в статью 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации«;
- совместно с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации при оказании государственной социальной помощи малоимущей семье с детьми включить в перечень мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации, обеспечение надлежащих условий для развития, воспитания и образования детей в семье;
- совместно с фракцией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации провести анализ законодательных норм, регулирующих оказание социальных услуг несовершеннолетних, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2013 №442 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и Федеральным законом от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями) и при необходимости проработать предложения о внесении изменений в указанные законы в целях их взаимосогласования.
Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:
Министерству образования и науки Российской Федерации:
Министерству здравоохранения Российской Федерации: