В Музее Доблести и Славы УФСИН России по Республике Хакасия открыта выставка фотографий военного обмундирования времен Великой Отечественной войны - бойцов Красной Армии, солдат США и фашистской Германии.
Если заглянуть в историю, то надо сказать, что регулярные части, а с ними и единая форма одежды в России появились при Петре I. Обмундирование нашей армии в то время менялось довольно часто, во многом по причине увлечения государственных мужей европейскими нарядами.
Интересна история головных уборов, погон, верхней и повседневной одежды, эполет, знаков различия. Кстати, гимнастические рубахи для занятия спортом впоследствии трансформировались в знаменитые гимнастерки.
В царской России при всей красочности облика форма солдат отвечала главным критериям, которые предъявляются к военной форме - удобство и функциональность. Сверкающие металлические эполеты могли защитить плечо кавалериста от сабельного удара, яркая расцветка мундиров позволяла полководцам определять части на поле боя и т.д.
Важное значение уделяли и внешнему облику воина - облику солдата, «слуги государева». «До чего были эффектны белая или красная с золотом парадная форма гусар, золотые и серебряные латы кирасир, кавалергардов и конногвардейцев, высокие меховые шапки с болтавшимся на спине красным языком конногренадеров, молодцевато набок одетые глянцевые шапки улан», - восторгался Александр Бенуа. Вспоминая свое петербургское детство, живописец восторгался увиденным десятилетия спустя.
После революции ситуация изменилась. На формирование военной формы и ее видоизменения большое влияние оказали политические течения. Как ни странно, кавалерия в вооруженных силах СССР была актуальна и в 40-е годы. При разработке военной формы в первые три десятилетия существования советской власти, ее старались делать максимально непохожей на форму старой русской армии. Поэтому возвращение в 1943 году к историческим традициям не было неожиданным. Оно было востребованным. Настолько востребованным, что советским идеологам пришлось вернуться к традиции в особенностях кроя, мелким деталям, манере ношения формы.
Во второй половине XX века появилась парадная и строевая форма. Если изменения полевого обмундирования связаны с изменениями в технике и вооружении, то строевая и парадные формы - это отражение взглядов на облик армии и ее место в обществе. В таких странах как США, Великобритания, Франция - парадная форма не меняется на протяжении десятилетий и столетий.
Британские гвардейцы носят такой же алый мундир, как и их предки во времена Крымской войны. У нас же и после 1991 года историческое наследие русского мундира остается невостребованным, а за последние полвека парадная форма менялась шесть раз. Возможно поэтому, вариант парадной формы получился неудачным и на параде 9 мая 2011 года солдаты и офицеры надели полевое обмундирование.
На нашей выставке представлено несколько образцов обмундирования бойцов Красной Армии предвоенного периода и военных годов.
Экипировка бойца Красной Армии образца 1936 года предусматривала: ботинки с обмотками, вещевой мешок, скатка с шинелью и плащ-палаткой, патронные подсумки с двумя отделениями, саперная лопатка, фляжка, противогаз БС и противогазная сумка. Красноармеец был вооружен 7,62-мм винтовкой Мосина, образца 1891/30 года.
1 февраля 1941 года вышел приказ Наркома обороны № 005, предусматривавший унификацию формы одежды и ее приспособленность к условиям военного времени. Согласно нормам снабжения, обмундирование предстояло накопить к началу мобилизационного развертывания армии. Оно слагалось из: пилотки цвета хаки (зимой - шапка-ушанка образца 1940 года. До 1940 года, да и зимой 1941г., в связи с нехваткой шапок-ушанок, часто солдаты Красной Армии были обмундированы в буденовку); - гимнастерки с шароварами цвета хаки (рядовому составу зимой и летом - гимнастерка только хлопчатобумажная); однобортной темно-серой шинели с застежкой на крючках. На зимний период предусматривались полушубок и ватная куртка с телогрейкой, ватные шаровары, меховые рукавицы и валенки.
Это все было предусмотрено приказом от 1 февраля 1941 года.
Но… 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.
Практически вся экипировка образца 1936 года была потеряна в первый год боев.
В 1943 году были введены новые знаки различия - погоны. Последовали также изменения и в гимнастерке. Для существующего образца вводятся следующие изменения: воротники гимнастерок всех образцов взамен отложных - стоячие, застегивающиеся сквозными петлями спереди на две форменные пуговицы малого размера. Знаки различия из петлиц перенесены на погоны. Каска СШ-40 получила широкое распространение с 1942 года. Появились сапоги.
Все эти изменения в форме одежды военнослужащих Красной Армии представлены на нашей выставке.
Эта выставка - еще один шаг к увековечиванию Памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945гг. Глядя на непривычный вид мундира солдата задумываешься - как же в этом воевали бойцы Рабоче-Крестьянской Красной Армии? Осознание этого позволяет нам еще больше гордиться нашими отцами и дедами, мамами и бабушками. Военная форма одежды - это слепок нашего общества. Побывав на выставке, мы имеем возможность в очередной раз прикоснуться к истории Великой Отечественной войны и стать частью этого события.
Ведущий аналитик организационно-аналитического отдела УФСИН Е.М. Аникин