Функция Гуревича

Фото: shans.online

Что может заинтересовать нынешнего просвещенного читателя в давней книге?

«Смотрите вверх! Выше! Еще выше! Как называете вы тот треугольник ярких звезд? У нас-то для него нет имени, на нашем небе нет такого созвездия. Так вот, в нижнем углу треугольника есть небольшая звездочка спектрального класса G2. Не ищите: она не различима простым глазом. Это наше Солнце. Возле него система спутников. Мы оттуда, мы – из Солнечной системы».
Так начиналась научно-фантастическая повесть (по объему и по сюжету это, конечно, масштабный роман) Георгия Гуревича, вышедшая в издательстве «Мысль» в 1965 году. Коммунистическая утопия, да. Тогда, в школьные свои годы, я читал и перечитывал ее неоднократно, и сейчас раскрыл с некоторой опаской, все-таки давно не заглядывал в эту книжку. Но обнаружил, что она читается по-прежнему с неослабевающим интересом.
Чем же она привлекала тогда, пятьдесят лет назад, и что может заинтересовать нынешнего просвещенного читателя в этой давней книге?

На мой взгляд, многое. Как и любое произведение Гуревича, роман «Мы – из Солнечной системы» тщательно продуман. Прежде всего это подробное, обстоятельное повествование о мире будущего, который привлекает многим. Мир без войн, но вовсе не безмятежный и беспроблемный. Роман выстроен в виде воспоминаний главного героя, Кима, который перед встречей с инопланетянами обозревает свою жизнь. Конечно, для меня, ученика глухой сибирской деревни, было очень интересно читать и сравнивать детали школьного бытия. Судите сами. Ежегодно после перехода в следующий класс школьникам выдавался какой-то большой подарок. При переходе из третьего класса в четвертый ребятам «дарили время», то есть надевали на руки часы и учили бережно расходовать все двадцать четыре часа в сутки. При переходе в пятый класс «дарили эфир» – вручали радиобраслет, с помощью которого можно было связаться с любым человеком на Земле. При переходе в седьмой класс дарили «ключи от складов», то есть право пользоваться пневмопочтой, возможность заказывать и получать в личное пользование любую стандартную вещь – еду, тетради, книги, одежду, посуду. Еще через год школьникам «дарили воду» – акваланги и водяные башмаки с подошвой из аквафобита, усиливающего поверхностное натяжение. В просторечии эти башмаки называли «иисусками», потому что в них можно было ходить «по морю, аки по суху». Наконец, перед последним, десятым классом «дарили воздух» – вингеры, авиаранцы с комбинезоном и крыльями. Скорость вингеров была невелика – 150-200 километров в час. Можно было слетать к морю выкупаться после обеда или посетить ближайший город. Ближайший город от Беи, где я жил, был как раз в ста километрах. И добирались мы до него на рейсовом автобусе по проселочной дороге от трех до четырех часов. Да, вингер мне определенно не помешал бы.

Еще с той поры, когда я впервые прочитал эту книгу, мне запомнилось, что школьников учили быть пятиконечными – иметь пять главных направлений в жизни, пять интересов. Первый – трудовой, полезный и напряженный, второй – общественный (журналистика, например, или участие в работе Совета Планеты), третий – личная жизнь (любовь, семья, внуки), четвертый – забота о своем здоровье, спорт, и наконец пятый – какое-нибудь увлечение, хобби. Но вот что интересно: хитрый Гуревич в романе дал несколько образов самых значимых персонажей, и все они не отличались пятиконечностью, а вовсе наоборот, имели, как правило, одну серьезную страсть, которой отдавались полностью. Это, в общем-то, естественно, – если разбрасываться, ничего толкового не сделаешь. А делать было много чего в этом интересном мире.

На планете в 300-м году эры дружбы (с какого момента началась эта эра, в романе четко не проговорено, может быть, и с 1917 года) жило сто миллиардов человек. Земляне активно занимались переустройством планеты, осушали болота, орошали пустыни, застраивали внутренние моря, но жизненного пространства все равно не хватало. Поэтому в романе представлены четыре неординарных личности, которые предлагали свои варианты решения этой проблемы. Периодически они схватывались друг с другом, настаивая на своем видении переустройства мира. Все – личности яркие, их биографии и труды могли бы послужить основой отдельного романа, но Георгий Гуревич свел их вместе. Это японец Ота, положивший свою жизнь на борьбу с океаном, предлагавший строить искусственные острова. Это канадец Мак-Кей, враг зимы, автор проекта уничтожения полярных зон. Это грек Одиссей Ковальджи, бывший водолаз, считавший, что будущее – за подводными поселениями. И наконец, Ааст Ллун, архитектор неба, рожденный в космосе и сторонник строительства больших космических городов.Но так получилось, что всех их потеснил простой волшебник Гхор. Он построил первые ратоматоры. Тут следует сделать небольшое отступление. У Гуревича были свои соображения о будущем той или иной науки. Он считал, что мечтать нужно по-научному. А значит, собирать факты, обрабатывать их, составлять таблицы и графики. Он признавался, что Аркадий Стругацкий, редактировавший один из его ранних сборников, говорил: «Зачем вы тратите усилия на научные рассуждения? Все равно они спорны и вызывают излишние возражения. Пусть ваши герои садятся на некий аппарат и начинают действовать». Но согласиться с этим Георгий Иосифович не мог. И потому, что знал – многие читатели хотят видеть обоснования фантастических идей, и потому, что эти обоснования нужны были ему самому.

Так что табличку пришлось нарисовать. Посвященную центральной идее романа – ратомике (от выражения «расстановка атомов») – идее универсальной редубликации (что придет на смену 3D-принтерам и уже обсуждается в современных технологиях) – о возможности создавать атомно-молекулярную запись различных предметов, возможность передавать эту запись на любые расстояния и воссоздавать по этой записи идентичные предметы. После того, как удалось наладить массовое производство ратоматоров, было решено множество проблем снабжения человечества пищевыми продуктами, различными материалами и устройствами. Достаточно создать что-либо новое, записать его в приемном ратоматоре, как эту новинку можно воссоздать в любом месте.

Вскоре оказалось, что в совершенных ратоматорах можно записывать и живых существ, в том числе людей. Кроме того, можно в записи человека кое-что подправить, избавить от заболеваний, омолодить организм и таким образом не только спасти от смерти, но и воссоздать личность в новом теле, не отягощенном старостью и болезнями. В принципе, здесь Гуревич подошел к мысли о практическом бессмертии, о чем думал уже давно.Как водится, поначалу технологии этого процесса были сложными, трудоемкими и затратными. Поэтому возникла этическая коллизия: кого спасать и омолаживать в первую очередь? Людей с выдающимися заслугами или всех без исключения? Гениальный ученый Ксан Ковров перед смертью решает этот вопрос в пользу человечества: «Если всем… Мне, если всем».
Тут надо бы вынести вердикт, составить табличку, как любил Гуревич, посчитать, что из сказанного в книге сбылось, что сбудется, что будет совсем не так. Или поговорить о том, что в книге удачно, что прописано пунктирно, обсудить характеры персонажей, язык… Не хочется. Я перечитал роман, убедился, что он и сейчас, 50 лет спустя, читается, не устарел, на мой взгляд. Лучше я закончу словами из эпилога, обращенными к далеким инопланетянам:

Мы, в Солнечной системе, постоянно в движении. Ученые ищут истину, девушки – любовь, строители ищут трассы, материалы, площадки, решения. Мы спешим, мы стремимся за горизонт… и планеты наши спешат, описывая эллипсы вокруг Солнца, и Солнце спешит куда-то, тянет планеты за собой. А вы, на Шараде, уже разгадали, в чем счастье? Уже достигли полного счастья? Уже не спешите? А нам, в Солнечной системе, даже нравится движение. Нам оно доставляет удовольствие. Мы любим нарастающую скорость. Не хотели бы сменить наш торопливый вечный бег на покой окончательного знания. А вы?И пожелаю счастья по Ксану – трудного и стремительного!

автор Владимир БОРИСОВ
 
По теме
В Хакасии из студента вырос лидер - Хакасия-Информ Фото ХГУ им.Катанова Студентка института истории и права Хакасского госуниверситета Анастасия Филиппова стала третьей во Всероссийском конкурсе «Студенческий лидер–2018»,
23.07.2018
 
 
Ассоциация  выпускников Президентской программы Республики Хакасия и Фонд президентских грантов приглашает на мастер-классы представителей некоммерческого сектора Хакасии.
20.07.2018
Робота «Федора» отправят в космос в 2019 году - Хакасия-Информ Фото из открытых источников Сразу два робота будут отправлены на МКС в 2019 году — два «Федора» примут участие в тестировании новых систем и в дальнейшем будут широко применяться в космической отрасли.
20.07.2018
В Хакасии из студента вырос лидер - Хакасия-Информ Фото ХГУ им.Катанова Студентка института истории и права Хакасского госуниверситета Анастасия Филиппова стала третьей во Всероссийском конкурсе «Студенческий лидер–2018»,
23.07.2018 Хакасия-Информ
Фото предоставлено ХГУ В детском лагере «Беркут» студенты и преподаватели Хакасского государственного университета провели четыре мастер-класса для одарённых детей республики.
17.07.2018 Газета Хакасия
В Саяногорске поймали воришку с телевизором - Хакасия-Информ Фото из открытых источников Рано утром в Саяногорске находившиеся сотрудники вневедомственной охраны Отдела Росгвардии по Хакасии заметили на улице Почтовая женщину, которая звала на помощь.
23.07.2018 Хакасия-Информ
Нажмите для предварительного просмотра изображения - Газета Хакасия Фото с сайта http://www.sk19.ru Команда «Саяны» вышла из отпуска и приступила к тренировкам в рамках подготовки к предстоящему сезону.
23.07.2018 Газета Хакасия
Фото с сайта министерства спорта Хакасии Сотни боксеров республики собрались в городе угольщиков, чтобы отметить свой профессиональный праздник.
23.07.2018 Газета Хакасия
Что будет с российскими стадионами после чемпионата мира? В России завершился чемпионат мира по футболу.
19.07.2018 Газета Шанс online
Награждение лучших строителей - Правительство Республики Хакасия В этом году премии Правительства Республики имени Геннадия Африкановича Вяткина в области архитектуры и строительства вручены в следующих номинациях:
23.07.2018 Правительство Республики Хакасия