Подготовлена концепция развития индустрии региональных продуктов, Хакасии есть что предложить. Да, да тот самый бренд «Баранина Хакасии» - он, кажется, еще в тренде.
Корреспондент ИА "Хакасия" попытался найти последние сообщения о ходе реализации приоритетного республиканского проекта. Напомним, на последнем выступлении перед общественностью в декабре 2015 года глава Хакасии был достаточно оптимистичен.
«Абсолютно убежден, что у страны есть все шансы в кратчайшие сроки не только обеспечить самих себя качественными, разнообразными и полезными продуктами, но и стать серьезным экспортером продовольствия. Хакасия не останется в стороне», - заверил Зимин.
И далее по тексту Обращения:
«Очень важно, что в текущем году мы сумели в кратчайшие сроки восстановить поголовье, погибшее во время пожаров.
Уже по итогам 11 месяцев мы имеем небольшой прирост поголовья крупного рогатого скота. На 4% выросло поголовье лошадей, на 2% – свиней, на 12% – овец. Такие результаты стали возможны в том числе благодаря стимулирующим выплатам за маточное поголовье крупного рогатого скота, лошадей и овец, принятым в прошлом году. Стихия, конечно, немного замедлила динамику развития животноводства, но мы справились.
В следующем году необходимо завершить основной этап реализации проекта «Баранина Хакасии» . Мы сдвинули сроки с учетом стройки, но это не отменяет значимости самого проекта, для реализации которого проведена серьезная подготовительная работа. Разработаны проектно-сметная документация, производственный стандарт хакасской баранины, методические рекомендации для сельхозпроизводителей по содержанию и кормлению овец в зависимости от района содержания. Выделен земельный участок под строительство и размещение производственного комплекса. И самое главное – постоянно расширяется сырьевая база под данный проект.
Благодаря стимулирующим мерам с начала этого года обеспечен прирост на 33 тысячи голов овец. На следующий год в рамках госпрограммы предполагается создание двух элитных племенных хозяйств, чтобы придать дополнительный импульс данному процессу. Глубокая переработка баранины и выход на новые рынки сбыта экологически чистой продукции нашего животноводства – это то, к чему мы стремимся. Задача должна быть решена в 2016 году! ».
Между тем «Организация производственного комплекса по переработке мясной продукции «Баранина Хакасии» - этот инвестпроект пока только наделал много шума. Бараны же вот уже два года с лишним продолжают радостно пастись в хакасской степи в ожидании забоя.
То, что сказал глава Хакасии в декабре, пожалуй, - последняя официальная информация по проекту.
В феврале в Ставрополе проходил двухдневный Всероссийский форум овцеводов, где представители лучших отечественных хозяйств, обсуждали проблемы животноводческого бизнеса. Минсельхозпрод Хакасии о форуме ни сном ни духом.
Если работа по созданию проекта «Баранина» Хакасии идет полным ходом, то почему об этом не сообщается? А ведь, пожалуй, больше всего баранину из Хакасии ждут рестораторы.
По информации izvestia.ru региональные продукты — это «сырьевые, гастрономические или кулинарные продукты питания, подлинность и типичность которых исходит из их географического происхождения». Наглядным примером здесь является европейский продовольственный рынок, где производители региональных продуктов успешно конкурируют с транснациональными корпорациями. Например, название географической области Парма превращается в сорт сыра пармезан.
В Евросоюзе на сегодняшний день зарегистрировано более 800 брендов региональных продуктов, объем их экспорта составляет порядка €14,5 млрд в год. Доля потребления подобной продукции в том же Париже составляет 25%, тогда как в Москве — всего 2–3%. Региональные продукты питания в Европе зачастую становятся основой экономики региона, причем речь идет не только о продажах самого продукта, но и, например, о привлечении туристических потоков.
Главными лоббистами идеи стали региональные власти, Федерация рестораторов и ательеров и Национальная ассоциация региональных продуктов (НАРП).
В НАРП рассказывают, что уже провели исследования в 13 регионах России и выявили по 3–4 потенциальных региональных продукта, способных стать сильными национальными и даже международными брендами. Это «башкирский мед», «якутские омуль и чир», «хакасская баранина», «минусинские томаты», «татарский гусь» и т.д.
Среди критериев отбора — «продукт славится в своем регионе и имеет исторические корни», «уникальный вкус, обусловленный природой или технологией» и т.д.