Какой турист нужен Хакасии: массовый или состоятельный? Чем Хакасия может привлечь туриста – иностранного и из других регионов нашей страны? Какой сервис может предложить наш регион взыскательному туристу? Эти и множество других актуальных вопросов обсудили участники круглого стола «Создание гастрономических брендов Хакасии как способ повышения туристской привлекательности региона».
Круглый стол состоялся в рамках деловой части культурно-туристского форума «Сибер Ил», модератором обсуждения выступил президент Международного этногастрономического центра, вице-президент по вопросам сотрудничества с международными организациями и гастрономического туризма Федерации рестораторов и отельеров России, член рабочей группы Всемирной туристской организации ООН Леонид ГЕЛИБТЕРМАН .
– Какой турист нужен Хакасии? Очевидно, турист, который может оставить в вашем регионе определенную сумму. Все туристы делятся на две категории: одни едут в какой-либо регион на конкретный продукт (например, посещение сыроварни, винодельни и т. д.), вторые – едут на какие-то фестивали, ярмарки – в общем, на интересные им события, культурные объекты. Говоря о Хакасии, мы не можем сказать, что туристы едут на какой-то конкретный продукт-бренд, большая часть туристов приезжает в республику либо познакомиться с историко-культурным наследием, либо – насладиться природными красотами. Однако и те, и другие туристы едят, как минимум, три раза в день – и очень важно вкусно накормить гостя. Потому что, если туриста кормить невкусно, он очень быстро забудет о духовных красотах и больше не захочет вернуться в этот регион. Всемирная туристская организация ООН провела опрос, так вот 88% опрошенных людей отметили, что считают национальную кухню важнейшей составляющей бренда территории. Согласно этому же опросу, более четверти своих отпускных расходов турист тратит на еду. Задача региона в таком случае – бороться за то, чтобы туристы поехали именно к вам и оставляли свои деньги у вас, – отметил, открывая работу круглого стола, эксперт.
Также Леонид Гелибтерман привел пример, по его же собственным словам, из «другой жизни». В 2016 году Франция приняла 83 млн иностранных туристов. На продвижение страны как туристического направления из государственного бюджета в 2016 году было потрачено 110 млн евро, в пересчете на одного туриста выходило 1,3 евро. Но за день иностранный турист оставлял во Франции 80 евро.
– Вот такая математика, чтобы что-то получать, нужно вкладывать ресурсы, – подчеркнул эксперт.
Одна из важных составляющих для развития туризма – развитие гастрономических брендов. В работе круглого стола приняли участие и региональные производители продуктов питания и напитков, сувенирной продукции, рестораторы и отельеры Хакасии. У местных производителей была возможность презентовать свою продукцию для участников рынка. Что интересно, республика у нас не такая уж и большая, но оказалось, что многие участники туристского рынка, даже находясь в одном городе, не знают друг о друге. Например, производитель сыров из села Бондарево поставляет свою продукцию во многие торговые сети, а работники располагающегося не так далеко от сыродела саяногорского отеля ничего не знали о нем. Тут же на круглом столе руководители обсудили вопрос о возможных прямых поставках продукции сыродела. И так было с несколькими продуктами Хакасии – у участников рынка мало информации друг о друге. Что было еще важно для участников круглого стола, практически каждому выступавшему модератор давал свои советы как эксперт в данной сфере.
Вкратце о современном состоянии туризма в Хакасии участникам круглого стола рассказала начальник отдела организации, координации туристской деятельности и продвижения туристского продукта Госкомтуризма Хакасии Анжелика Челтыгмашева .
Как отметила специалист, в Хакасии активно развиваются все направления туризма, в том числе культурно-познавательный, экологический, лечебный и т. д. Среди сдерживающих развитие отрасли факторов были отмечены недостаточный уровень сервиса, а для туристов из других регионов – еще и высокая стоимость авиабилетов.
В том, что уровень сервиса в туристской отрасли Хакасии хромает, согласился с Анжеликой Челтыгмашевой управляющий бизнес-отелем, президент Клуба отельеров Хакасии Олег ПРАСОВ . Как отметил спикер, в нашем регионе проблемы с персоналом для работы в туристской отрасли, недоволен специалист и уровнем имеющихся в республике мест коллективного размещения.
– Все турбазы, будь они в Абазе или в Шира, строятся по одному типу: на первом этаже общая гостиная, на втором – несколько двухуровневых кроватей. А если едет отдыхать семейная пара с ребенком – где им можно остановиться? Еще один момент – с таким брендом, как «баранина Хакасии», я лично сталкиваюсь лишь на просторах Интернета. Для поставок целых туш местной баранины в ресторан отеля поставщиков найти мы не можем, – привел подтверждающие свой тезис примеры отельер.
Бурное обсуждение вызвало выступление представителя Ассоциации крестьянско-фермерских и агропромышленных компаний Сибири Андрея ПОПКОВА . Докладчик рассказал о планах по развитию агротуризма: в скором времени планируется запустить туристские маршруты, предусматривающие посещение, а возможно, и краткое проживание гостей в агрохозяйствах (конных комплексах, гусиных фермах, свинокомплексах). Для этого, как отмечалось в выступлении, возможно, некоторые фермеры построят гостевые домики. Для туристов из крупных городов возможность такого отдыха в фермерском хозяйстве будет очень привлекательна. Однако представители отельеров недовольно отмечали, что каждый должен заниматься своим делом – в регионе есть гостиницы на любой кошелек, и нужно работать совместно.
В этом и было главное значение круглого стола – представители туристской отрасли смогли познакомиться, узнать друг о друге, при лично общении обсудить вопросы сотрудничества.
Ольга КАРАЧАКОВА
газета "Абакан" круглый стол туризм