Хакасия как центр вселенной

О том, что статья архитектора Гаврилова о проекте нового Хакасского краеведческого музея появилась в федеральном журнале “Музей” (российский партнер журнала Юнеско — Museum international), наша газета уже рассказывала.

 

Россия уже знает

 

Но вот я держу тот самый журнал в своих руках, вижу на его обложке изображение еще не существующего музейного комплекса и поражаюсь. Это ведь не схема и не чертеж, в котором только специалист и разберется. Нет, это именно графическое изображение здания площадью в 30 тысяч квадратных метров, которое включает в себя: концертный зал на 640 мест, конференц-зал, экспозиции, детский музейный центр, фондохранилище (30 процентов от общей площади), реставрационные и иные мастерские.

А вот как рисует будущее чудо автор проекта архитектор Валентин ГАВРИЛОВ:

“Трехэтажное здание конструктивно разделено температурными и антисейсмическими швами на девять блоков, функционально связанных между собой. Центральный сектор возвышается над плоскостью кровли и завершается 8-гранным остекленным куполом. По круглому фасаду здания идет чередование каменных стен и стекла с металлом — его пространство то раскрывается, то опять закрывается.

Появятся также внутренние дворики (в Эрмитаже их 18) и рекреационные зоны. Окна экспозиции будут выходить на север. В ее центре — солярный знак, посетитель будет видеть его насквозь — он в самом центре под куполом здания. На первом этаже будет создана экспозиция с “Садом камней” — копия Салбыкского кургана. Зеркальные плоскости вокруг будут создавать “бесконечное море каменных изваяний”.

Осмотрев “Сад камней” и центральный атриум, посетители музея поднимутся на лифтах на третий этаж, откуда начнут осмотр экспозиций, постепенно спускаясь по спирали вниз…”

Я специально позволил себе столь длинную цитату, чтобы вы хоть немного прониклись грандиозностью замысла. Но самое главное заключается в том, что строительство начнется уже в этом году. Общая стоимость проекта с внутренним наполнением — около 1,5 миллиарда рублей. Официальные сроки строительства определены в три-четыре года, но если делать поправку на обстоятельства, возведение объекта займет, скорее всего, пять-шесть лет.

 

Трудный первый шаг

 

Более подробно об этом мы беседовали с директором Хакасского краеведческого музея Татьяной ФЕОКТИСТОВОЙ. И мой первый эмоциональный вопрос был задан под впечатлением от увиденного и прочитанного в журнале “Музей”.

— Татьяна Николаевна, все поколения музейных работников мечтали о том, что у них будет собственное здание. Все директора бились об эту стену, случилось и несколько неудачных попыток начать подобное строительство, но повезло именно вам. Почему?

— Это изображение на обложке журнала — промежуточный итог деятельности всего коллектива музея и моего личного одиннадцатилетнего пути как директора.

Что за ним стоит? Очень многое! Тут и боль, и отчаяние, но самое главное, целенаправленный труд. Даже когда ситуация не располагала к оптимизму, мы продолжали стучаться во все двери, в том числе выходили на федеральный уровень и бесконечно предлагали свои программы, свое видение развития музея. В итоге упорство коллектива было вознаграждено. В 2009 году наша заявка на создание концепции развития музея была одобрена. Сумма гранта небольшая — 200 тысяч рублей, но благодаря этому к нам приехал целый коллектив ООО “Экокультура”. Он и создал концепцию развития Хакасского музея на 2011 — 2015 годы (с перспективной строительства нового здания).

— То есть вы сделали первый шаг. Но когда наступил переломный момент?

— Только с приходом на должность главы Хакасии Виктора Михайловича Зимина. Раньше все и всегда ссылались на нехватку денег, хотя, на мой взгляд, здесь больше наблюдалось непонимания и нежелания заниматься проблемой. Поэтому стоило появиться руководителю, неравнодушному к своей земле, как мечты стали обращаться в реальность.

В 2010 году по распоряжению главы Хакасии были выделены 20 миллионов рублей на проектно-сметную документацию. После того как она была создана и прошла государственную экспертизу, стало понятно, что республика получила на руки настоящий хороший документ. А дальше, видимо, заработали и законы логики. Вкладывать 20 миллионов просто в бумагу нецелесообразно. Следовательно, нужно делать следующий шаг, и он был сделан.

В прошлом году мы презентовали проект нового музея на международном форуме “Историко-культурное наследие как ресурс развития территории”. Как вы помните, на нем присутствовали самые высокие гости, в том числе вице-премьер российского правительства Александр Жуков. Более того, интерактивная презентация проекта прошла непосредственно на месте будущего строительства. И теперь отступать некуда.

Сегодня доработка проекта уже ведется на уровне, какие именно столы, диваны, кресла, станки и так далее разместить в тех или иных помещениях. Управление капитального строительства изучает коммерческие предложения на поставку оборудования, вот-вот будут объявлены аукционы, деньги в бюджет заложены, Москва тоже в курсе, что Хакасия стремится и заинтересована построить новый музей и готова помогать.

И здесь отдельно спасибо Валентину Александровичу Гаврилову, который просто не дает никому шанса забыть о своем проекте. Давая интервью центральному телевидению, выезжая на международные выставки, проводя встречи в культурно-музейных верхах, он постоянно поднимает тему строительства музея в Хакасии. И всегда подчеркивает то, что наша республика — единственный регион, который в современной истории России взял на себя ответственность за создание музея.

 

Долой строителей складов

 

— Скажите, а почему именно “Мастерской Гаврилова” доверили проект нашего будущего музея?

— Желающих было много, и мне как директору музея пришлось изучить заявки всех претендентов. Чтобы не ошибиться, я взяла на вооружение принцип, озвученный в статье Гаврилова “Архитектор должен работать вместе с музеем”. Специфику музейного дела знают только сами сотрудники музея. Архитектор добирает у них эти знания, чтобы потом желаемое превратить в действительное. И Валентин Александрович был полностью готов к сотрудничеству. Это одно.

Второй и, возможно, решающий момент заключался в том, что “Мастерская Гаврилова” — единственная организация, занимающаяся созданием именно проектов музея. Все прочие представляли собой фирмы, которые строили все что угодно, но только не музеи. Причем многие старались это завуалировать под музейную деятельность. Была одна организация, которая заявила о том, что сделала экспозиционное хранилище, но оказалось, что это был… холодный склад для хранения товара.

— Татьяна Николаевна, стучу по дереву и говорю, допустим, музей готов. Означает ли это, что все экспонаты музея, спрятанные сегодня в ваших хранилищах, выйдут из тени на свет?

— Основной фонд нашего музея составляет 80 тысяч экспонатов плюс научно-вспомогательный фонд — около 60 тысяч.

Даже в новом музее разместить это все разом не получится. Но мы и не ставим перед собой такую задачу, потому что должна быть взаимообновляемость. Музейный предмет не может быть статичным, находясь постоянно в одной витринке. Существует даже такой термин, как “движение музейного предмета”. Чем чаще его двигаем, тем чаще он входит в культурный и научный оборот. Чем больше с ним будут работать исследователи, чем чаще коммуникативную информацию от него станут получать зрители, тем больше ценность такого предмета.

— Кстати, о ценности предметов. Проектом предусмотрено создание реставрационных мастерских. В них действительно есть необходимость?

— К сожалению, до 10 процентов наших фондов нуждаются в реставрации, а в Хакасии нет ни одного лицензированного реставратора. В результате мы отправляем наши предметы в Москву. И то, если повезет попасть в какую-то государственную программу. Раз в два-три года удается отреставрировать один предмет. А теперь посчитайте, сколько нам понадобится времени, чтобы отреставрировать 14 тысяч предметов!

 

Время, вперед!

 

— Значит, нужны специалисты…

— Именно. Новый музей — это не просто стеллажи и артефакты. Это новая ступень развития республики в целом. Это 100 дополнительных рабочих мест, которые наконец-то сломают штатное расписание советского времени, ведь по нему наш музей сегодня и живет.

Мы выучим своих реставраторов, которые будут обслуживать музеи всей Хакасии и юга Красноярского края. У нас появится свой автопарк, потому что пока мы единственный музей в России, который не имеет даже машины!

В век компьютеризации у нас нет отдела информационных технологий. Сегодня, когда мы понимаем значение каждого предмета, у нас нет службы
безопасности. Но все появится!

Именно теперь мы говорим о том, что нужна целостная программа по развитию музея, которая будет включать в себя и службу маркетинга, и рекламу. И мы понимаем, что при музее нужно создать цех мастеров, который бы занимался сувенирной продукцией. Уже возникла необходимость, и музей может занять эту нишу.

Четко обозначилась и проблема с экскурсоводами по Хакасии. Настолько идет не научная, искаженная информация! Поэтому на перспективу при музее может быть создан центр или отдел, который будет заниматься экскурсиями не только по музею, но и по всей Хакасии.

— Создается впечатление, что музей превратится в маленький центр вселенной?

— Я на этом просто настаиваю. Учитывая то количество бюджетных средств, которое планируется потратить, музейный комплекс должен быть не только построен, но и тут же обязан начать функционировать.

Еще одно отдельное спасибо архитектору Гаврилову, который сконструировал здание так, что его можно вводить в эксплуатацию по частям. Модулями. Сдали концертный зал — и тут же начали проводить мероприятия. Сдали экспозицию — и тут же стали принимать посетителей. Чтобы отдача потраченных денег чувствовалась сразу.

Музей станет лицом нашей республики, центром культурного притяжения, центром туристического бизнеса, способом привлечения в Хакасию новых и новых инвестиций.

— То есть планов у вас много?

— Конечно. Говорят, плох тот руководитель, который не имеет плана развития хотя бы на 50 лет. И к новым свершениям нас подстегивает осознание того, что руководство республики понимает: мы не можем терять нынешнее молодое поколение, воспитывая его на бездуховности и незнании своей истории…

Что ж, еще раз бросая взгляд на журнал, оценивая все услышанное от директора музея, а также зная, что Татьяна Феоктистова сегодня является единственным в Хакасии членом международного совета музеев (ICOM), начинаешь понимать: новый музей у нашей республики скоро будет!

 

Юрий АБУМОВ

 
По теме
Забота о здоровье: Центр СПИД продолжает работу по тестированию в трудовых коллективах - Минздрав Республики Хакасия Накануне специалисты Республиканского центра профилактики и борьбы со СПИД выезжали в трудовой коллектив отделения Социального фонда России по Республике Хакасия для проведения добровольного,
Минздрав Республики Хакасия
Напомним, иск прокурором был предъявлен к ГБУЗ РХ «Саяногорская межрайонная больница» в интересах пенсионерки в связи со смертью её сына, наступившей после обращения за медицинской помощью.
Городской суд г. Саяногорск
К 150-летию Е.Ф. Гнесиной - Минкультуры Студенты специальности «Теория музыки» Хакасского колледжа искусств представили лекторий-экскурсию, посвященную150-летию со дня рождения педагога, музыканта, композитора Е.Ф.
Минкультуры