Далеко не каждый ребёнок сможет назвать, чем знамениты все вместе и каждый по отдельности военный инженер, химик, морской офицер и гвардейский офицер или какой инструмент называют «вдовой Паганини». Те же, кто всерьёз интересуется сферой искусства и национальным языком и литературой, пробуют свои силы в школьном этапе республиканских олимпиад, которые проходят уже более пяти лет и стали традиционными, – олимпиады по хакасскому языку, хакасской литературе, музыке и изобразительному искусству.
Олимпиада по хакасскому языку и литературе проходят среди учащихся 5 – 11 классов. По музыке и изобразительному искусству – в 5 – 7 классах. Олимпиаду на школьном этапе пишут все желающие заявившиеся участники во всех школах города. Каждый день школьники пишут по одному предмету: 9 октября был хакасский язык, 10 – музыка, 11 – хакасская литература и сегодня, 12 числа – изобразительное искусство. По предварительным данным, в олимпиадах по названным предметам принимают участие более двух с половиной тысяч школьников. Этот этап – первый, является отборочным перед муниципальным этапом.
Елена Голубничая, специалист Городского управления образования Администрации города Абакана, куратор олимпиадного движения в столице республике, поделилась подробностями:
– Олимпиада по хакасскому языку и литературе – уникальный национальный компонент школьной программы. Такие олимпиады пишут от 400 до 500 школьников. Это помогает найти и поддержать талантливых детей в этнокультурном пространстве республики.
Дети, которые пишут олимпиады по музыке, не только показывают знания теории, но и практические навыки. Им включают музыкальное произведение, и затем школьники должны не только определить, что это за произведение и кто композитор, но и дать характеристику. К примеру, автора нужно определить по стилю музыки, по тембру звучания определить солирующий инструмент, подобрать эпитеты к прозвучавшему музыкальному образу.
Эксперты, которые оценивают результаты таких олимпиад, безусловно, принимают во внимание особенности творческого восприятия произведений искусства, ориентируясь на оригинальность замысла, творческий подход в раскрытии темы, обязательное использование знаний о музыке, смысловую цельность, речевую связность, последовательность и грамотность изложения.
Олимпиада по изобразительному искусству предполагает, что участник будет не только отвечать на теоретические вопросы, но и рисовать различные композиции.
В каждом пункте проведения олимпиады формируется жюри из квалифицированных экспертов из числа педагогов-предметников.