Философия йоги очень популярна. Специальные упражнения помогают организму находиться в тонусе. Для одних – это метод поддержания хорошей фигуры, для других – контроль за мыслями, чувствами и эмоциями, ну а в целом это практика для всех и каждого.
Ученый Хакасского госуниверситета, заведующий музеем истории, археологии и этнографии вуза кандидат исторических наук Александр ПОСЕЛЯНИН практикует йогу уже на протяжении двадцати трех лет. Он давно раскрыл для себя ее главные секреты и сегодня решил поделиться своими знаниями и опытом с читателями «Абакана».
– Александр Иванович, что для вас означает йога?
– Большинство людей, и я в том числе, в глубине души желают себе и своим близким земного счастья и крепкого здоровья. Древние мудрецы способны были достигать такого состояния сознания, в котором им открывались тайны более благополучной и значимой жизни. Они называли это священное знание «йогой». Союз индивидуального сознания с универсальным сознанием, из которого произошла наша Вселенная.
Сам термин происходит от санскритского слова «йуи», что означает союз или объединение. Знания о йоге содержатся в древних писаниях, созданных более пяти тысяч лет назад. Лично для меня это не столько тип упражнений для тела, сколько путь к его гармонии, а также эмоциям, уму и духу.
Хотя йога происходит от индуизма, знания о ней выходят за пределы всех религий и культур. Как и любое научное или духовное знание применимо везде, независимо от первоисточника. Вам же в голову не придет мысль выбросить мобильный телефон марки «Филипс» с батарей длительной зарядки только потому, что он сделан в Голландии, и начать пользоваться сотовым российского производства. Так и индийская йога, несмотря на то, что я житель холодной, суровой Сибири, всегда поддерживает мое здоровье.
– Какие сегодня виды или стили йоги существуют?
– Как преподаватель-историк ХГУ и научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, я в равной степени разбираюсь в основных мировых духовных доктринах и языческих течениях. В наше время существует много направлений йоги, я же практически изучил по древним источникам только основные пять. Мне интересны прикладные аспекты йоговских знаний, иначе я бы просто не стал ее практиковать столь длительное время. Итак, давайте более подробно остановимся на каждом из них.
Бхакти-йога – Путь преданности. Это означает состояние смирения перед Творцом Вселенной, признание его нравственных законов и готовность служить ему с любовью и благодарностью. Это просто и понятно. В духовных скрижалях всех религий вы в равной степени найдете ответы на поставленные жизнью вопросы и вызовы времени: для христиан – Библия, магометан – Коран, индусов – Веды и другое.
Карма-йога – Путь беззаветного служения. Это путь служения другим, выкладываться на 100%, не ожидая ничего взамен. Выполнение своих обязанностей и служение своему роду, стране, человечеству без каких-либо мотивов очищает сердце и приносит удовлетворение.
Гьяна-йога – Путь знания, если вы не удовлетворены предыдущими двумя. Этот путь заключается в экспериментальном познании «истинного Я». Для одного он начинается с чтения священных текстов, для другого – со слушания мудрых людей. Но полученные знания могут выработать отношение «да, а это мне уже известно», которое питает гордыню и может стать препятствием на духовном пути. С другой стороны, мудрость, познанная на опыте, может привести к смирению и преданности.
Раджа-йога в качестве варианта Гьяна–йоги воспитывает дисциплину ума. В исторический период практиковалась индийскими царями-раджами.
Аштанга-йога – Путь умственной дисциплины. Мудрец Патанжали дал ей следующее определение – «это наблюдение волн мыслей». Чем больше неосознанной активности, тем больше загружен ум. Когда же ум спокоен, восприятие человека становится яснее и освобождается от страхов и беспокойств. Он представляет восьмичастный подход к благополучию и очищению тела, ума и души, известный как Аштанга-йога. Причем все восемь частей практикуются одновременно.
Первая – Яма, где существует пять основных принципов социальной этики.
Ахимса – обет отбросить намерение совершать насилие в поступках, словах и мыслях; если вы утвердились в ненасилии, то в вашем присутствии другие живые существа не будут проявлять насилия.
Сатья – это быть с тем, что есть прямо сейчас. То есть полная приверженность правде, правдивость действий, речи и мыслей. Но здесь очень важно следить, чтобы ваша «правда» не навредила другим. Многие, действуя слепо, не задумываются о последствиях своих слов.
Астея – не укради. К примеру, вы смотрите на кого-то и восхищаетесь: «О, как прекрасно! Если бы у меня был такой голос, как у него!» Тем самым вы уже украли его голос. Это создает зависть. Астея помогает избавиться от нее.
Брахмачарья: Брахма – бесконечность, Чарья – движение к бесконечности и умеренность во всем, в результате чего к вам приходит огромная сила.
Апариграха – не накапливать ненужного добра, не желать чужого, а также отсутствие стремления к накоплению и просто уверенность в своих собственных способностях.
Вторая – Нияма, где также действуют пять положений личной этики.
Шауча – чистота в любых ее проявлениях: физическая чистота тела, атмосферы вокруг себя, ума и другое.
Сантоша – быть безусловно счастливым. Вырабатывать в себе привычку быть удовлетворенным, что бы с тобой ни происходило.
Тапас – терпение, выносливость, способность принимать противоположное – и приятное, и неприятное для тебя. Можно еще сказать, аскетический образ жизни и самодисциплина.
Свадияйя – благодаря самонаблюдению появляется способность ощущать «истинное Я», быть верным ему.
Ишвара-пранидхана – смирение, умение сдаться Творцу Вселенной.
Третья – Асаны – позы для оздоровления тела и ума, отпускание всех усилий. В асанах основное – это полное растворение в пространстве, которое убирает с корнем все ваши конфликты. И в итоге вы заметите, как наступает ясность.
Четвертая – Пранаямы – дышите осознанно, глубоко, продолжительно, направляя внимание на разные части тела. Это упражнения на управление универсальной жизненной силой (Праной), которые надо проводить под руководством опытного тренера.
Пятая – Пратьяхара – направление чувств вовнутрь.
Шестая – Дхарана – однонаправленность, способность удерживать фокус на чем-то одном.
Седьмая – Дхьяна – медитация или молитва.
И наконец, восьмая – Самадхи – высшее сознание, находящееся за пределами слов.
Кроме того, существует Хатха-йога – очень популярный сегодня путь йоги, состоящий, прежде всего, из нескольких элементов Аштанга-йоги: поз, управления дыханием и медитации, а также Кундалини-йоги – учении о чакрах – энергетических центрах. Ее приходилось практиковать самостоятельно, но самому было не совсем полезно.
В целом есть много и других направлений, которые были созданы еще в 19–20 вв., в том числе йога-Айенгара, Пилатес-йога и другие. Каждые из них имеют свои преимущества, но я их не практикую и мне они неведомы.
– Какие из направлений йоги вы практикуете и в чем их особенности?
– Существует Шри Шри йога, переводится как полная йога, и другие программы под названием «Искусство жизни», или «Счастье», которые соединяют асаны, пранаяму и медитацию. Они учитывают особенности современной жизнь и больше всего подходят для городских условий. Ее автором является мастер из Индии Шри Шри Рави Шанкор, и я практикую ее уже 17 лет.
В последние 5–6 лет мне посчастливилось применить на практике «Корректный подход к позвоночнику», или «Ваджра-йога» (алмазная йога), которая основана на йоге тибетских монахов. Ее автором является Анатолий Пахомов из Украины. Ею я обучаюсь по Интернету: как во время йога-практик невольно не расшатать суставы, не сместить межпозвоночные диски, что приводит к зажиму нервов и серьезным осложнениям здоровья. Если не учитывать этого, то в погоне за ложной гибкостью нарушается связь между мозгом головы и различными внутренними органами. Тогда в этом органе застаивается лимфа и накапливаются ама-шлаки, что, напротив, приводит к появлению различных болезней, которые в лучшем случае изнашивают здоровье, как у профессиональных спортсменов, а в худшем – вызывают необратимые процессы в организме. Вывод – берегите позвоночник как в быту, так и на занятиях физкультурой.
– Какую частоту занятий вы порекомендовали бы для начинающих?
– Исходя из своей практики, достаточно 2–3 раза в неделю.
– Когда у вас собирается большое количество людей, причем как опытных практиков, так и совсем новичков, какой универсальный совет вы можете им дать?
– У инструкторов Шри Шри йоги и Ваджра-йоги существует неписаное правило: каждому практикующему следует выполнять асаны на 50% своих возможностей: гибкости, выносливости и силы. И за этим я строго слежу. Конечно, если приходит человек с каким-то осложнением, то могу оперативно изменить йога-программу и подстроиться под его возможности. Для меня это вполне приемлемо.
– Какие часы являются наиболее благоприятными для занятий йогой?
– Практически каждое направление йоги имеет комплексы, которые предназначены для конкретного времени суток: утра, вечера или дня. Если говорить коротко, то упражнения утром выполняются более энергично, чтобы зарядить энергией, пробудить энтузиазм и бодрость для текущего дня. И это хорошо. Вечером подбираются асаны либо те же самые упражнения. Однако выполняются они уже более осознанно, чтобы расслабить тело и ум после трудового дня и прийти домой отдохнувшим, в умиротворенном состоянии.
– Ритм жизни современного человека довольно высок, и далеко не каждый может позволить себе заниматься йогой ежедневно, не говоря уже о нескольких занятиях в день. Как построить свою практику, чтобы она была максимально эффективна в условиях ограниченного времени? И интересно, как в таком случае строятся ваши занятия?
– Обычный комплекс рассчитан на 1,5 часа. Если вы ограничены во времени, то это не беда. Цель йога-асан – размять и промассировать мышцы и внутренние органы, а также успокоить ум. Хорошие практики дал Анатолий Пахомов: сначала активизируйте работу лимфатической системы. Для этого существует капалабхати – пранаяма и замки-бандхи. Затем выполняем разминку, чтобы суставы и мышцы разогрелись, и уже тогда спокойно переходим к йога-асанам. Можно начать с упражнений стоя, сидя, лежа на животе, а потом на спине или наоборот, только в обратной последовательности.
– С того времени, как вы начали заниматься йогой, что-то изменилось в вашей жизни?
– Более двадцати лет назад у меня возникли некоторые проблемы со здоровьем. На протяжении девяти месяцев я боролся с недугом под названием «фурункулез». В то время у меня была молодая жена, маленький сын, и очень хотелось быть здоровым. Для лечения применяли в первую очередь российскую врачебную медицину, но появилась перспектива быть привязанным к аппарату искусственной почки. Для закалки и укрепления физического тела пробовал разные оздоровительные системы: Порфирия Иванова, Ирины Васильевой, Геннадия Малахова, славяно-горицкую систему, наряду с этим использовал также Хатха-, Бхакти-йогу и аюрведу. Так постепенно приобщился к йоге. Уроки получал у Валерия Деревягина, да и подобная литература в перестройку уже стала доступной. Здоровье года за 1,5–2 я поправил, стал самостоятельно практиковать, но, до сих пор созваниваемся с ним, если есть в этом необходимость. Кстати, раза два, с перерывом в 6–10 лет, я прерывал занятия йогой, и болячки снова были «тут как тут». В общем, во многом мною двигает объективная мотивация.
Еще одной причиной является то, что у моих родителей юность пришлась на организацию колхозов и на войну. И как все военное поколение, они в конечном итоге порядком «износились на общественном производстве» и поэтому постоянно болели. Вообще, если честно, не помню их здоровыми. Наверное, подсознательно я сам стремлюсь решить эти вызовы времени на опыте своей судьбы.
В остальном жизнь проходит в одном ритме с моей родиной Хакасией и Россией. Может, чуть спокойнее и сдержаннее воспринимаю некоторые вызовы и «омрачения» в жизни. Как и всех нормальных людей, меня порой обуревают сомнения, накатывает слабость и безделье. Единственно, что меньше впадаю в депрессию, хотя поводов, поверьте, предостаточно. Наверное, также стал реже себя ругать за ошибки. Мне надо еще очень много познать.
– Как вы думаете, почему люди, получившие некоторые навыки и представления о йоге, тем не менее предпочитают заниматься в зале, а не дома?
– Во-первых, это правильно – практиковать в группе под чутким руководством инструктора. Он может объяснить сложные аспекты упражнений и предостеречь от травм. То есть научить, как правильно и, главное, с пользой для организма выполнять асаны. Вспоминаю, когда еще сам начинал практиковать, то мои преподаватели давали бесценные советы. Во-вторых, в группе сливается в единый поток прана-энергия отдельных людей, и польза от практик усиливается. Ну и, в-третьих, если у вас есть намерение развиваться, то, пожалуйста, занимайтесь самостоятельно, только предварительно получите наставления от опытного йога.
– Существует ли разделение поз по принципу воздействия?
– Да, это очевидно. Человеческий организм имеет несколько систем жизнеобеспечения. Из них есть самые главные, работа с которыми требует осторожного обращения. На инструкторских курсах об этом нам подробно говорят. Если расстройство нервной или кровеносной системы, например высокое давление, проблемы с глазами, смещение межпозвочных дисков, следует избегать наклонов вперед, скручиваний и перевернутых асан, то есть уменьшить нагрузку на больные органы. Однако можете бережно практиковать, недолго удерживать и получать пользу от асан стоя с вытяжением вверх и с небольшими наклонами в стороны. Есть прекрасные пранаямы: уджай, нади-шодана и практика йога нидра, которые успокаивают нервную систему и снижают давление. А людям, страдающим лишним весом, но со здоровой нервной системой силовые асаны, в том числе и наклоны вперед, только в пользу. Есть прекрасные асаны, которые корректируют фигуру в средней части туловища. Даже есть йога-практики, которые координируют работу правого и левого полушарий мозга. В целом йога – это целый океан, как говорит Шри Шри Рави Шанкар: «Каждый может подойти к океану просто помочить ноги или искупаться, наловить рыбы и накормить семью, добывать нефть или устремиться в глубины и достать драгоценный жемчуг». Так же и йога.
– В чем, на ваш взгляд, успешность и эффективность занятий йогой?
– Первый принцип успешных практик постепенность, что значит не навредить себе. Асана должна быть устойчивой и доставлять удовольствие. Или, иначе говоря, выполняйте только на 50%, вполовину своих возможностей. Спустя 1,5–3–6 месяцев, тем более после года практик, вы оглядываетесь назад и не узнаете себя. Поверьте мне, вы изменитесь только в лучшую сторону. И не секрет в том, что постепенно тело и ум укрепляются, расширяется диапазон вашей гибкости, выносливости и силы.
Второй принцип – регулярность, не пропускать практики. Как правило, мы приходим к оздоровительным системам, когда появляются проблемы с телом или в сфере межличностных отношений. Тут сама жизнь подталкивает нас в спину, как в моем случае. Надо откровенно сказать, что йога для меня была и остается своеобразным «костылем», на который я вынужден опираться в трудных жизненных обстоятельствах.
Спасибо моим учителям и наставникам за такую возможность. Будьте счастливы и здоровы! Радуйтесь каждому новому дню!
Беседовала Инга ТАЛАХАДЗЕ
Александр Поселянин газета "Абакан" йога философия