Контрольный выстрел в Минусинском театре

Страсти под вязами_1
Страсти под вязами_2
Страсти под вязами
Страсти под вязами_3
Фото: shans.online

Премьера недели

Угроза кадровых перестановок в руководстве Минусинского драмтеатра, которая поступила от краевого министерства культуры, заставила автора этих строк на время оставить заботы декретного отпуска и поехать на последнюю премьеру нынешнего сезона «Страсти под вязами». Кто знает, что станет с художественным руководителем и репертуаром театра в ближайшем будущем?

Постановка принадлежит якутскому режиссеру и лауреату «Золотой маски» Сергею Потапову. Он выпустил два спектакля в Хакасии, один из которых – «Сумасшедший Муклай» – привлек внимание ведущих критиков страны. Если пьеса американского драматурга Юджина О’Нила  называется «Любовь под вязами», то спектакль Потапова действительно усугубляется до степени «Страстей». Сценическим языком режиссер сгущает краски, хотя драма и без того эмоционально нелегка. Персонажи умирают там, где не должны были в пьесе, вопреки писательскому замыслу, стреляют из пистолетов и любят друг друга чувственно и откровенно, быть может, даже слишком откровенно для минусинского зрителя. Главная героиня Абби Патнэм (актриса Ирина Вахранева) так смело изображает сексуальную прелюдию своим телом, что зрители не сдерживаются от смущенных смешков. Такое ощущение, что соседей в моем ряду эта сцена и режиссерская провокативность в целом напугала, и именно по этой причине они не вернулись в зал после антракта. Но если все чинно, прилично и всем угодно, то о каких страстях тогда говорить?
Насколько чувственна Абби, настолько же нежна и красива. Выполняя гимнастический трюк (а их в спектакле немало), она парит над возлюбленным, как в картинах Марка Шагала. Будто сойдя с живописного полотна, героиня изящно изгибает руки и отдаленно напоминает стройное дерево вяз, которое, по ее же словам, «природа заставляет стремиться к кому-нибудь».

Абби выходит замуж за старика Кэбота, чтобы заполучить его ферму, пытается стать матерью его младшему сыну Эбину (актер Антон Чернов), но неожиданно влюбляется в него. Любовь становится взаимной, но приводит к роковому финалу. Ферма становится олицетворением мечты как для Абби, так и для других фигур пьесы, а камни – препятствием на пути к ней. Булыжники фигурируют почти во всех действиях спектакля и позволяют режиссеру обходиться минимальным набором декораций в виде рабочей тележки, стола со стульями и сетки-стелы, которая передает краски заката и создает границу между живым и мертвым миром. Камни на сцене – почва для возделывания земли, музыкальный инструмент (который нагнетает тревогу, сливаясь со звоном железной посуды и ударами шаманского бубна), символ тяжести жизни в руках актеров и даже орудие убийства. В широком смысле они являются средством достижения целей, но, в конечном счете, выкладывают непроходимую стену на пути к истинному счастью и свободе.

Сквозной темой в спектакле становится одиночество. И в тот момент, когда оно становится особенно острым, персонажи подходят к микрофону, доверяя ему самое наболевшее и сокровенное. Звуковое устройство транслирует мечты о счастливом будущем, жажду любви, молитвы к Богу и речитативную колыбельную мертвому младенцу. Пожалуй, эпизод с колыбельной в спектакле и самый страшный, и самый сильный. Отойдя от буквального изображения убийства ребенка, режиссер нагнетает кошмар с помощью игры звуков. Когда в люльку падает камень, плач малыша прекращается и наступает уничтожающая тишина. Осознать происходящее помогает немое страдание на лице женщины-призрака, которая, находясь на том свете, оказалась не в силах протянуть руку помощи погибающему внуку. Динамика действий и сцен держит в напряжении почти два часа, а потом зритель одномоментно остается наедине с собой, пытаясь понять, как же это все произошло. В то время, когда звучит финальная музыка, накрывает ощущение кантуженности и невыразимого ужаса. По эмоциональному воздействию «Страсти» в целом можно сравнить с пистолетной очередью, ставшей неожиданной развязкой спектакля. Способность создавать дискомфорт, причинять боль и вызывать душевные муки у зрителя отличает настоящего художника. Задача эта – космически сложная, и Сергей Потапов с ней отлично справился. Однако надо признать, что безнадежность спектакля остается лишь в мире тел. В финале есть ощущение и некоего просвета: ведь перед смертью герои вновь обрели и любовь, и прощение.

автор Ольга ЖЕРНАКОВА
 
По теме
изображение предоставлено Минкультуры РХ 23 марта в 11:00 на территории республиканского ипподрома в Абакане состоится Национальный праздник «Чыл пазы», посвященный 30-летию со дня возрождения, сообщает Минкультуры РХ.
Врачи Хакасии: вакцинация – надежная защита от инфекционных заболеваний - Правительство Республики Хакасия Источник изображения: пресс-служба Минздрава РХ Вакцинация – это простой, безопасный и эффективный способ защиты от болезней до того, как человек вступит в контакт с их возбудителями.
Правительство Республики Хакасия
В Хакасии просыпаются клещи - Хакасия-Информ Наибольшая активность клещей отмечается, обычно, в мае — однако, они уже сейчас понемногу просыпаются.
Хакасия-Информ