Их надо знать поименно: кто защищает наши права?

По традиции Международная федерация потребительских организаций, Consumers International, выбрала тему для проведения 15 марта Всемирного дня защиты прав потребителей. В 2013 году ею стало: «Потребительское правосудие сегодня». Акцент предложено сделать «на вопросах совершенствования правовых механизмов защиты потребительских прав и законных интересов граждан». Что касается российских реалий, то потребительское законодательство у нас молодое, далеко не для всех случаев существуют отработанные механизмы, судебной практики тоже не так много… Тем не менее, и в наших суровых (по европейским меркам) условиях удается помогать потребителям. Не всем и не всегда, но положительных примеров хватает.

Накануне главного праздника потребителей мы решили представить поименно тех, кто защищает наши права в отделе по защите прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РХ. Правда, застать всех специалистов на месте для общего снимка не получилось из-за проверок и судов, которые – часть их работы. Но вы узнаете ответственных за разные направления, их номера телефонов и примеры успешных дел из практики по их темам.

Всего в отделе работают 11 человек. Многие – с самого начала создания службы в 2005 году. Образование у всех – высшее. Самое распространенное – юридическое (6 человек). Но есть и дипломированные товароведы. Все специалисты – «взаимозаменяемые». То есть могут проконсультировать по любым темам. Но за каждым закреплено направление, которое он ведет.

«Ответственная за все»

Ведущую нашей постоянной страницы «Потребителю на заметку» – начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РХ Веру Анатольевну УРМАЦКИХ можно назвать «ответственной за все». По всем сложным случаям, а также в спорных ситуациях можно обращаться за помощью и консультацией непосредственно к ней: по тел. 34-36-40 .

Ее «любимые» темы – самые сложные: банковская деятельность и ЖКХ. По ним в нашей стране очень мало судебной практики. Одна из судебных побед Управления Роспотребнадзора стала возможной благодаря В.А. Урмацких – она одной из первых в России подняла тему незаконных платных услуг. Вышла с этой проблемой в суд от неопределенного круга лиц. Выиграла не одно дело. И это помогло вернуть введенным в заблуждение заемщикам сотни тысяч рублей, которые они переплатили банкам. За опытом по подобным делам к ней обращались коллеги из других регионов.

Жилищно-коммунальное хозяйство

Главные специалисты-эксперты Людмила Анатольевна БАШНЯК (тел. 34-36-29) и Татьяна Владимировна НИКОЛАЕВА (тел. 34-36-43) ведут тему ЖКХ.

И в прошлом, и в этом году она остается среди главных, так как количество обращений не уменьшается и измеряется в сотнях заявлений. В прошлом году Управление Роспотребнадзора по РХ инициировало по жалобам жителей судебное разбирательство в интересах неопределенного круга лиц. Поводом стало взимание одной из обслуживающих компаний платы за опломбировку счетчиков и сопутствующие «услуги». Суд признал эти платежи незаконными. Попытка коммунальщиков оспорить решение была безуспешной. Верховный суд РХ также поддержал Управление Роспотребнадзора по РХ. Таким образом, точка в этом деле поставлена. Решение суда дает право жильцам абаканских домов, обслуживаемых разными управляющим компаниями (а не только проигравшей дело), требовать от коммунальщиков возврата незаконно уплаченных денег.

Если письменные претензии и другие попытки урегулировать проблему мирно не сработают, обращайтесь в суд. В судебном порядке (помимо возврата уплаченной суммы) вы можете потребовать возместить и моральный вред. В судебном заседании вам уже не придется доказывать незаконность упомянутых действий коммунальщиков. Достаточно приложить копию решения выигранного Управлением Роспотребнадзора суда. Составить исковое заявление бесплатно помогут специалисты Управления Роспотребнадзора. Напомним, что потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с п. 3 ст.17 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Надо сказать, что возможности Управления Роспотребнадзора в сфере ЖКХ не безграничны. Если поступающие жалобы оказываются не в компетенции ведомства, то пересылаются в ответственные организации. Например, в Государственный комитет по тарифам и энергетике РХ, если обратившийся считает, что платит по «неправильным» тарифам. Или в Государственную жилищную инспекцию РХ (если цифры в расчетках кажутся сомнительными). Эти ведомства имеют право перепроверить расчеты. А уже по итогам их проверок Управление Роспотребнадзора по РХ сможет предпринять свои действия. Например, если компетентными службами доказано, что права потребителей систематически нарушаются в расчетах коммунальщиков, ведомство может инициировать судебное разбирательство от неопределенного круга лиц в интересах потребителей. Если дело будет выиграно, каждому пострадавшему потребителю не придется доказывать вину коммунальщиков. Достаточно будет приложить к своему исковому заявлению копию решения суда по выигранному Роспотребнадзором делу и получить возмещение убытков.

Банковская деятельность

Главные специалисты-эксперты Наталья Леонидовна ШАВЫРКИНА и Антонина Евгеньевна КАШИЦЫНА (тел. 34-36-41) специализируются на решении проблем, возникающих у потребителей – клиентов банков.

До недавнего времени самые распространенные обращения были связаны с возвратом незаконно уплаченных банкам денег за ведение т. н. «ссудного счета». Теперь подобных жалоб стало меньше. Возможно, это связано с тем, что банки после многочисленных судов не в их пользу привели договоры в соответствие с законом. Однако некоторые банки пытаются получить с клиентов незаконную прибыль, маскируя ее в договорах под другими названиями.

Если вы собираетесь заключить договор с банком и документ вызывает у вас сомнение, возьмите для изучения его копию и обратитесь с ней к специалистам Управления Роспотребнадзора по РХ за консультацией. Ваш договор изучат и подскажут, какими проблемами может грозить его подписание? И содержит ли он скрытые незаконные платежи?

Торговля и бытовые услуги

Самое большое количество обращений – на некачественные товары и услуги. По искам, подготовленным в 2011 году в интересах потребителей Управлением Роспотребнадзора по РХ, удалось вернуть обратившимся к специалистам 585 тысяч рублей, а по итогам 2012 года – уже порядка миллиона рублей.

Проблемы, связанные с торговлей, потребителям помогают решать главный специалист-эксперт Екатерина Николаевна ГУРЬЯНОВА (тел. 34-36-29) и ведущие специалисты-эксперты Ирина Петровна НАЗИРОВА (тел. 34-36-29) и Наталья Владимировна КРУЧИНКИНА (тел. 34-36-16) . А с проблемными бытовыми услугами в первую очередь борются специалисты-эксперты Наталья Юрьевна КОНУСОВА (тел. 34-36-16) и Ирина Евгеньевна ТРОФИМОВА (тел. 34-36-43) .

Чаще всего нарекания потребителей вызывают сложная бытовая техника, например стиральные машины, мультиварки и сотовые телефоны. Конфликты возникают в случае, если товар некачественный, возникает необходимость в экспертизе и покупатели настаивают на присутствии при работе экспертов. Надо сказать, что закон дает им такое право. Однако руководители торговых точек по разным причинам могут предлагать потребителям нереальные варианты. Например, заявить, что экспертиза будет производиться в Москве, и пригласить приехать туда. За свой счет, разумеется. Эксперты считают, что в подобных случаях продавец нарушает интересы потребителей, и помогают покупателям отстоять их законные права. Тем более, большую часть экспертиз может проводиться на месте, при Торгово-промышленной палате РХ.

В других распространенных случаях ведомство не можем помочь потребителям, так как закон – не на их стороне. Это происходит, если люди приобретают исправную сложную технику, но после покупки решают, что она не подошла им по габаритам (например, стиральная машинка оказалась «неудачного» размера или цвета). Или модель мобильника неудобна в использовании. Покупатели пытаются вернуть подобные приобретения обратно в магазины, однако их не принимают, так как к качеству претензий нет. А технически сложные товары входят в «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», утвержденный Правительством РФ. В подобных случаях можно посоветовать тщательнее обдумывать свои покупки.

Туристические услуги

Ведущий специалист-эксперт Наталья Александровна ЛУБЫШЕВА (тел. 34-36-29) отвечает на вопросы, связанные с оказанием туристических услуг. Однако обращений по этому поводу пока не поступало. Возможно, местные турфирмы хорошо работают. Но также вероятно, что люди просто не знают, куда обращаться с жалобами на испорченный отдых. Напомним, что любые консультации потребителей специалистами Управления Роспотребнадзора, а также помощь в подготовке исковых заявлений и (если нужно) представление интересов граждан в суде – бесплатные.

Кроме общения со специалистами по телефонам вы можете отправить свои обращения (не анонимные!) через сайт Управления Роспотребнадзора по РХ в электронном виде. Обращаться можно и письменно, и лично – по адресу ведомства: 655012, г. Абакан, ул. Маршала Жукова, 5а–1.

Удачи в отстаивании прав!

Подготовила Карина АЛФЕЕВА
Фото автора

 
По теме
Благодаря господдержке успешных бизнесменов в Хакасии становится больше - Правительство Республики Хакасия Источник изображения: пресс-служба Минэкономразвития РХ На протяжении семи лет Республиканский фонд – МКК Хакасии оказывает финансовую поддержку бизнесу благодаря реализации в регионе нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство».
Правительство Республики Хакасия
Огнеборцы Хакасии ликвидировали 6 пожаров - Республиканская телевизионная сеть В Абакане пожар произошёл внутри производственного здания. Прибыв на место вызова, дежурный караул обнаружил, что из помещения идёт густой дым.
Республиканская телевизионная сеть
Забота о здоровье: Центр СПИД продолжает работу по тестированию в трудовых коллективах - Минздрав Республики Хакасия Накануне специалисты Республиканского центра профилактики и борьбы со СПИД выезжали в трудовой коллектив отделения Социального фонда России по Республике Хакасия для проведения добровольного,
Минздрав Республики Хакасия
Напомним, иск прокурором был предъявлен к ГБУЗ РХ «Саяногорская межрайонная больница» в интересах пенсионерки в связи со смертью её сына, наступившей после обращения за медицинской помощью.
Городской суд г. Саяногорск
Как чувствуют себя пациенты, которым пересадили почку? - проверили врачи -трансплантологи Сибирского научно-клинического центра Федерального медико-биологического агентства.
Вести Хакасия
В Хакасии пройдет юбилейный джазовый фестиваль - ИА Хакасия Фото: Всероссийская мастерская музыки «Джаз в Хакасии» В рамках Всероссийской мастерской музыки «Джаз в Хакасии» в апреле отметят 30-летие музыкального фестиваля, ставшего основой масштабного творческого проекта в республике.
ИА Хакасия