От нее и «мафына» не уедет, и «лафточка» не улетит

Кристина и дети
логопед
От нее
Фото: shans.online

У каждого города есть характер. И проявляется он не в зданиях, парках и транспортных узлах, а в людях, город населяющих.

В новой рубрике мы будем рассказывать об абаканцах, о том, что их волнует, радует, тревожит – без комментариев и оценок.
Кто может стать нашим героем? Да кто угодно! Любой из 170 тысяч горожан. Торговец, музыкант, банкир, безработный – мы все уникальны, мы все личности, и именно мы – абаканцы, как ни крути, даем этому городу жизнь. Так узнаем друг друга получше!

Кристина Олеговна Печенкина – учитель-логопед

В свои 26 лет Кристина уже носит звание «Специалист 1 категории». Для ее возраста это пока «потолок», до высшей категории нужно доучиться, дорасти. Но уже сейчас молодой учитель-логопед из Абакана пользуется авторитетом у родителей детишек с нарушениями речи. Кристина работает в школе поселка Расцвет и дополнительно помогает детям в частном детском центре.
Внутри шумно и людно. Детвора, ожидая очереди на прием, то и дело теребит родителей: «А это фто? А это бабоська? А мозьна мне сякаяку (шоколадку)? А тетю Фрифтина зовут?».
– Как тебе удалось так быстро стать востребованным специалистом? – шквал родительского интереса к работе Кристины меня удивил. Оказывается, когда планируешь связать свою профессиональную жизнь с детьми, важно «на берегу» понимать, что это никакая не работа, а призвание. И не иначе.
– Когда понимаешь, что обратной дороги вроде бы и нет, что ты хочешь помогать детям, учить их, то и самому становится проще учиться. К каждому ребенку появляется особое отношение, а значит, и опыт накапливается быстрее.
Но, прежде чем связать свою жизнь с детьми, планы у Кристины были другие – она хотела копаться в мозгах.
– Изначально я поступала на врача, хотела быть нейрохирургом, чтобы копаться в головах людей. Туда не прошла, нужен был выше балл по химии. Потом решила, что пойду учиться на логопеда, чтобы помогать восстанавливать речь людям, перенесшим инсульт.
А где учеба – там и практика. Ее Кристина проходила в специализированных детсадах для детей с родовыми травмами и нарушениями речи. Тогда и поняла – дальше ей по этому пути.
– Сейчас много детей с речевыми патологиями, бывает так, что ребенку 4-5 лет, уже и читать бы пора, а он вообще не говорит. Свистят, шикают, будто каша во рту застыла.

По мнению логопеда, в этом виноваты наследственность и безответственность. Родительская, естественно.

О важности профессии логопеда можно и не говорить. Нарушения речи развивают в детях комплексы неполноценности, они чувствуют, что разговаривают не так, как остальные. То же самое и в письменной речи.
– Дети, которые пишут неправильно, начинают отставать от сверстников, «скатываться» и опять же замыкаться в себе, – говорит Кристина Печенкина. У специалиста даже есть «любимый» словарь детских речевых ошибок:

Макий – маленький
Косятка – лошадка
Кохка – кошка
Ииа – Лилия
Апапа – лопата
Бака, абака – собака
Изданиня – до свидания
Губобица – пуговица
Кобенянка – обезьянка
Дливаф – жираф

В логопедическом центре Кристины я попросил одну из девочек лет четырех: «Скажи «газета «Шанс»?». Ребенок выдал: «Зета Сяньсь».
За шесть лет практики Кристина научилась быстро устанавливать «очаг» проблемы каждого конкретного ребенка.
– У некоторых дошколят неправильно язык стоит, кто-то его вообще поднять его не может, у кого-то прикус неправильный. Бывает так, что у ребенка «готическое», то есть высокое небо. Все эти дефекты лечатся упражнениями, дыхательной гимнастикой и развитием речевого аппарата, – говорит логопед.
Кристина использует совсем уж экзотические инструменты: «Кузнечик», «Крокодил», «Мистер Иголочка». На самом деле, это вполне взрослые приспособления логопеда, а такие названия – чтобы дети не пугались. Каждый сеанс проходит в игровой форме.
«Мистер Иголочка» однажды даже пригодился одному из республиканских политиков.
– Ко мне на прием приходил один депутат, просил помочь исправить звук «ррр» в его речи, правда, после первого занятия исчез и больше не появлялся, видимо, научился, – смеется Кристина Печенкина.
Никаких особых секретов и молитв у учителя-логопеда нет.
– Я просто знаю, что все у меня получится, – это, пожалуй, единственное наставление, которое молодой специалист делает себе каждый день.

А еще в планах Кристины – открыть большой речевой центр.

Вот только лично премьер-министр России периодически пугает девушку своими высказываниями об учителях и их зарплатах. Ведь все помнят, как Дмитрий Медведев отправил учителей заниматься бизнесом со словами: «Учитель – это призвание, а заработать можно и в другом месте».

Что ее расстраивает

Слова премьер-министра и отношение чиновников к учителям расстраивают молодого логопеда больше всего, особенно учитывая важность профессии.
– Работая в школе, я получаю очень мало, и если бы работала только там, то не выжила бы, ведь жить сейчас очень дорого, поэтому и центр открыла дополнительно. Хотя и тут почти все деньги уходят за аренду и на налоги. Вот где она, эта хваленая помощь от правительства?
С досадой Кристина говорит и о безработице в стране, и о современных людях, о их злости, невежливости и нежелании помогать ближним.
– Да и мусорить стали намного больше. А еще дороги ужасные, устала подвеску автомобиля ремонтировать.
– А что бы ты изменила, чтобы ситуация улучшилась? – спрашиваю.
– Власть! Не хватает честной политики, которая бы не на себя работала, а для народа. Единственная отдача исходит от ребятишек, которым я помогаю, и от родителей, которые поддерживают меня. А в остальном… я только вкладываю, вкладываю… Ну, в общем, стандартная проблема каждого учителя.
И что, все так плохо?

Что ее радует?

Ну куда же без хорошего, – смеется девушка. И даже называет своего политического фаворита – Николай Булакин. По мнению Кристины, он – трудяга, и Абакан процветает благодаря ему.
– Как думаешь, а он сам по ночам не выходит, в сквере, например, поработать, пока никто не видит? – спрашиваю в шутку.
– Все возможно, но, если честно, мне без разницы, кто строит, главное – это есть, и это красиво и удобно, – ответила учитель-логопед.

Советы для родителей

Наиболее благоприятным периодом для развития речи является возраст 2-3 года. Именно в этом возрасте родители должны четко понимать, все ли хорошо у ребенка с речью. И даже если логопед скажет, что развитие ребенка соответствует возрасту, нужно ежегодно посещать логопедический кабинет, чтобы отслеживать динамику формирования речи. Ведь то, что является нормой в три года, в четыре уже является отставанием. Если же у мамы были проблемы во время беременности или родов, ребенок наблюдался у невропатолога, то в этом случае надо особенно внимательно следить за становлением речи.
В общении с ребенком важно придерживаться следующих правил:
– Нельзя «сюсюкать» с ребенком, то есть говорить «лепетным» языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка.
– Ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать его или раздраженно поправлять.
– Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту.

Очень важно при обучении чтению

В основе обучения чтению – не буква, а звук. Прежде чем показать ребенку новую букву, например «М», следует научить его находить на слух звук [м] в слогах, словах. На первых порах следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково – [м], [б], а не «эм» или «бэ». Говоря так, мы произносим два звука – [э] и [м]. Это только путает детей.
Важно с самого раннего возраста перебирать в руках предметы разной формы: бусины, игрушки, крупы, а также рисовать, делать пальчиковые гимнастики, массаж пальцев. Кристина Печенкина говорит, что в логопедии есть одна из самых важных фраз: «Наша речь на кончиках пальцев, развивая руку, мы развиваем мозг».

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.

Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук?
Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

О дыхании

Дыхательная гимнастика является важным средством преодоления нарушений голоса, а также играет большую роль в постановке звуков. Красивый, звучный голос, четкая, безукоризненная дикция, правильное литературное произношение – свидетельство психического и физического здоровья ребенка.
Логопед советует специальные упражнения для нормализации носового дыхания:
1. Погладить нос (его боковые части) от кончика к переносице и сделать вдох. На выдохе постукивать по ноздрям – повторить 5 раз.
2. На вдохе оказывать сопротивление воздуху, легко постукивая по ноздрям – повторить 5 раз.
3. Поглаживать нос и его придаточные пазухи – вдох, выдох носом свободный – повторить 5 раз.
Детям очень нравятся такие упражнения, как «Фокус». На кончик носа кладется кусочек ваты и ее нужно сдуть так, чтобы она взлетела вверх. Еще одно упражнение «Загони мяч в ворота». На стол кладется кусочек ваты, ребенок достает язычок и дует на него так, чтобы вата залетела в ворота ( ворота можно сделать из книг, карандашей и других предметов).

 

автор Редакция газеты "Шанс"
 
По теме
В 2023 году доля потребителей вейпов и систем нагревания табака среди курильщиков составила 17,5% — рассчитала аналитическая служба аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza на основе опросных данных Росстата.
В Хакасии ограничили посещение заповедных территорий - Хакасия-Информ В республике начался сезон пожаров — во избежание возможных возгораний, на всех степных участках заповедника «Хакасский» введен режим пожарной опасности, что влечет за собой ограничение на посещение территорий,
Хакасия-Информ
Мать с сыном погибли в пожаре в Хакасии - Медиагруппа Юг Сибири Трагедия произошла в Орджоникидзевском районе.  Погибших обнаружили, когда ликвидировали возгорание в доме в деревне Главстан , сообщает Следком .
Медиагруппа Юг Сибири
Врачи Хакасии: вакцинация – надежная защита от инфекционных заболеваний - Правительство Республики Хакасия Источник изображения: пресс-служба Минздрава РХ Вакцинация – это простой, безопасный и эффективный способ защиты от болезней до того, как человек вступит в контакт с их возбудителями.
Правительство Республики Хакасия
В Хакасии просыпаются клещи - Хакасия-Информ Наибольшая активность клещей отмечается, обычно, в мае — однако, они уже сейчас понемногу просыпаются.
Хакасия-Информ