Карен Шахназаров: в современной культуре все меньше искусства и все больше бизнеса

Фото: adi19.ru

 

© Пресс-служба Карена Шахназарова

Генеральному директору киностудии «Мосфильм», режиссеру, сценаристу и продюсеру Карену Шахназарову 8 июля исполнятся 65 лет. В преддверии юбилея он рассказал ТАСС, как политика влияет на оценку его картин, какие фильмы «Мосфильма» пользуются наибольшим спросом на Украине и что делать для защиты российского кинорынка.

— Первый вопрос такой. Прошла премьера вашего фильма «Анна Каренина. История Вронского» — и на телевидении, и в прокате он был, и на «Кинотавре». Кто-то в восторге от картины, кто-то абсолютно не принял… 

— Это совершенно нормально. Главное, что обсуждение было, и, насколько я понимаю, очень бурное. Это уже показатель. Сам не очень слежу, но знаю — дискуссию люди вели активно, в том числе в интернете. Говорят, давно и не было таких обсуждений. Так это хорошо! Нами была проделана большая работа над картиной.

— Для вас в чем успех заключается? Вам прежде всего важна оценка зрителей или главное — самовыразиться? 

— Для меня самое главное — показать свою картину зрителям. И чем больше людей ее увидят — тем лучше. Но в данном случае еще и телепоказ был, причем с хорошим рейтингом. Да и просто видно, что многие смотрели.

Этого для меня достаточно. Но понятно, что кому-то нравится, кому-то нет. Есть поклонники, есть те, кто не принял концепцию, актеров, — это уже личное дело каждого. Считаю, что премьера прошла громко — это самое основное. Но также понимаю, что играют роль в оценке фильма и мои политические высказывания. Та часть аудитории, которая не приемлет мои взгляды, переносит это и на картину.

— Судя по всему, кинорынок Украины мы потеряли? Российские фильмы же там не выходят?

— Советские фильмы на телевидении по-прежнему идут, «Мосфильм» продолжает продавать права. У нас с телеканалами связи как были, так и есть.

— Но вы сами попали во все возможные «черные списки»… 

— Да, мои картины на Украине запрещены. Тем не менее крупнейшие украинские интернет-ресурсы их по-прежнему показывают. На телевидении моих картин, конечно, нет, но картины «Мосфильма» есть, мы заключаем договоры с разными каналами.

Для меня самое главное — показать свою картину зрителям. И чем больше людей ее увидят — тем лучше

Они не показывают военные картины, фильмы авторов, которые у них под запретом, а таких уже много собралось, спектр авторов сузился. Но Леонида Гайдая показывают, Эльдара Рязанова показывают, их картины на «Мосфильме» хорошо покупают. У нас нормальные деловые отношения с телеканалами. А кинопроката для российских картин на Украине нет, это правда.

— Вы сказали, что очень важно иметь возможность показать свои фильмы зрителям. Сейчас обсуждается инициатива, которая предполагает наряду с госпошлиной ввести обязательное отчисление в размере 5 млн рублей с каждого фильма. При этом для российского кино эти 5 млн будут возвратные. Никита Михалков инициативу поддержал, но сказал, что необходимо четко прописать механизм возврата денег. 

— Он прав. Должны быть гарантии, что деньги вернут. Но пока это на уровне инициативы, ничего не принято, и, как мне кажется, вряд ли будет принято. Пока обсуждать нечего. Мысль понятна — надо защитить рынок.

Насколько именно эта форма нам нужна — пока не знаю. Довольно успешная защита рынка действует во Франции, но у нас не хотят это брать. Там, например, запрещена реклама фильмов на телевидении. У нас телевидение категорически против.

Но это правильная идея, потому что она идет на пользу французскому кино. У него нет денег на рекламу на ТВ, а у американских кинематографистов — есть. Французы делают проще: запрещено всем. Таким образом, американские компании к ним не могут предъявить претензии, что они демпингуют, нарушают правила ВТО.

Непонятно, почему есть отдельное финансирование Минкульта и отдельно — Фонда кино. Другое дело, что мою идею не поддерживают, потому что, видимо, всех все устраивает. Конечно, лучше сосредоточить все в одних руках

В результате это уравнивает шансы: билборды, внешняя реклама — это все гораздо дешевле, французы способны это делать. На мой взгляд, эти моменты можно было бы применять и у нас. Во Франции нет «входа» за 5 млн, там есть наценка на билеты.

И опять — на все билеты, не только на американские, но и на французские. И эта наценка идет в национальный фонд развития кино. Поскольку там, как и везде, рынок захвачен американцами, получается, что именно американцы и субсидируют в французское кино.

— Есть еще один вопрос, он у меня очень давно возник. Вы практически на каждой публичной встрече озвучиваете одну идею — у российского кино должен быть единый центр, как Госкино в советские годы. Почему вы так на этом настаиваете? 

— Мне кажется, идея очевидна. Нигде в мире нет двух центров, которые бы распределяли госфинансирование (в РФ Минкультуры поддерживает авторские, экспериментальные проекты и фильмы для детей, Фонд кино — кассовые картины. — Прим. ТАСС) .

Непонятно, почему есть отдельное финансирование Минкульта и отдельно — Фонда кино. Другое дело, что мою идею не поддерживают, потому что, видимо, всех все устраивает. Конечно, лучше сосредоточить все в одних руках. Но я не настаиваю, это просто мое видение как гендиректора «Мосфильма» и человека, который 40 лет работает в кино и снял порядка двадцати картин.

— В январе вышло распоряжение президента РФ о предоставлении ООО «Альтера Парк» земельного участка для создания многофункционального производственно-культурного центра на базе «Мосфильма».

Вы тогда говорили, что уже весной может начаться строительство первого из двух новых павильонов киноконцерна «Мосфильм», где разместятся киноконцертный комплекс и новое здание для хранения костюмов и реквизита. На каком сейчас это этапе? 

— Строительство первого павильона уже началось, там расположится новое помещение для реквизита и костюмов. Потом будут возводить киноконцертный комплекс с выходом на Мосфильмовскую улицу.

 — Понятно, когда все работы завершат? 

— Они обещают за год построить, планы наполеоновские, говорят, что к лету 2018 года.

— На ваш взгляд, в целом «Мосфильм» сейчас как себя ощущает? Насколько киностудия хороша? 

— «Мосфильм» себя нормально ощущает. Это единственное предприятие в сфере культуры, которое не получает никаких бюджетных денег, платит налоги и при этом сохраняет рентабельность.

«Мосфильм» себя нормально ощущает. Это единственное предприятие в сфере культуры, которое не получает никаких бюджетных денег, платит налоги и при этом сохраняет рентабельность

Правда, похуже стало в последние два года, но мы развиваемся, постоянно модернизируемся. Сейчас переоснащаем цифровые серверы, поскольку цифра становится серьезным делом.

Мы не ощущаем каких-то проблем. У государства денег мы по-прежнему не просим.

— Я правильно понимаю, что в основном «Мосфильм», как и раньше, существует за счет производства сериалов и телешоу? 

— Конечно, это так. Но подобная ситуация существует во всем мире. Сейчас на «Мосфильме» идет работа над тремя фильмами. Бывает и так, что режиссер снимает где-то в другом месте, а у нас пишет музыку или делает перезапись.

Так или иначе — большое количество фильмов проходит через «Мосфильм», но статистику вывести сложно. Думаю, что процентов 30 наших мощностей — это фильмы. Когда сравнивают с советским периодом, надо понимать, что в СССР поддерживали кино через студии, а сейчас через продюсеров, это разные вещи.

То есть в советские годы средства давали киностудиям, и они производили кино. Сейчас продюсеру дают деньги, а он — хочет, пришел на «Мосфильм», хочет — в частную компанию, на студию Горького или на «Ленфильм». Сейчас рыночная система, это все непросто.

— Словом, хозяйство у вас большое. Не забирает ли у вас должность гендира «Мосфильма» время от собственного творчества? Можете ли себе позволить сказать коллегам: «Все, ребята, извините, я работаю над фильмом». 

— Не знаю, я к этому привык. Конечно, когда снимаю, все равно должен заниматься студией. У меня хорошая команда, но есть вопросы, которые требуют внимания. Меня это не напрягает, честно говоря.

Бытовые вещи не отвлекают. Не могу сказать, что бывают моменты, когда хочется сказать: «Ой, оставьте меня в покое, я весь в кино». Когда я и не был гендиректором, снимал кино, это не означало, что ничем, кроме работы, не занимался.

— Время на что-то другое остается? 

Давно не встречал фильмы, которые бы меня впечатлили. Возможно, это в силу опыта: смотрю картину и в 99% знаю, что это будет. Мне достаточно посмотреть 10 минут, и все понятно

— Конечно. Не могу сказать, что живу только кинематографом, есть и что-то свое. И потом я достаточно давно работаю в кино, опыт мне помогает распределить силы. Есть вещи, которые я лучше понимаю, чем 20 лет назад, мне не надо прикладывать лишних усилий.

— Сейчас есть какие-то мысли, что будете снимать дальше? 

— Пока нет. Мы сделали большую картину, надо остановиться и почувствовать, что мне действительно может быть интересно. Просто снимать ради процесса — не хочу. Чем старше становлюсь, тем меньше кино меня увлекает и цепляет. Кино не отвечает на те вопросы, которые у меня есть.

— Это какое-то серьезное разочарование в кинематографе? 

— Мне кажется, что у кино есть пределы, за которые невозможно перейти. Литература, на мой взгляд, гораздо более богата. Может, это и разочарование в кино, не знаю. Раньше было ощущение, что из кино можно сделать искусство, но современное кино, особенно цифровое, это ощущение, на мой взгляд, убивает.

Давно не встречал фильмы, которые бы меня впечатлили. Возможно, это в силу опыта: смотрю картину и в 99% знаю, что это будет. Мне достаточно посмотреть 10 минут, и все понятно.

— Насколько корректно будет сказать, что «Карен Шахназаров разочарован в кино и хочет сделать перерыв в режиссуре»? 

— Нет, это не верно. Задачи сделать перерыв у меня нет. Если бы у меня была сейчас тема, которая сформировалась, я бы снимал. Идеи есть, но они пока не оформлены. Кино сейчас достаточно эфемерное, в нем все меньше искусства с приходом цифры. Я вырос в пленочное время, сейчас сам снимаю на цифру, понимаю, что это неизбежно, но ощущение, что это все какое-то…

— Искусственное, но не от слова «искусство»? 

— Да. Возьмите операторскую работу. Он может как угодно снять, а на цветокоррекции сделать любое изображение. Если дальше так пойдет, работа оператора станет условной профессией. Компьютерной графикой ты можешь сделать все что угодно.

— Но, с другой стороны, эта тенденция существует уже довольно давно — почти весь шоу-бизнес так живет: и голос, и все остальное корректируется в студии. 

— К сожалению, в современной массовой культуре все меньше искусства и все больше бизнеса. И это, честно говоря, уже не очень меня интересует.

— Еще раз хочу спросить про фильм «Курьер-2», который хочет делать Федор Дунаевский, исполнитель главной роли в вашем фильме 1986 года. 

Возьмите операторскую работу. Можно как угодно снять, а на цветокоррекции сделать любое изображение. Если дальше так пойдет, работа оператора станет условной профессией

— Он, наверное, думает, что я буду это продюсировать? (Смеется.)  Продюсировать не буду. Я Федору сказал, что, если он хочет снимать, отдам все авторские права. Написан совершенно другой сценарий, но, наверное, могут возникнуть юридические вопросы.

Сам я не считаю, что надо делать продолжение, но не против. Если хочет — пожалуйста. Если у людей возникает такое желание, почему я должен запрещать? На здоровье, пусть делают, просто сам участвовать не буду.

— У меня последний вопрос. Как вы будете отмечать юбилейный день рождения?

— Да никак. Не считаю, что это событие вселенского масштаба. Сейчас стало принято чуть ли не 30 лет праздновать. 30, 35, 45. Есть настоящие юбилеи — 50 и 70. 65 лет — круглая дата, но у меня нет пафосных намерений. В очень узком кругу близких друзей отметим, выпьем по бокалу вина. Никаких мероприятий не планирую.

— Было бы логично устроить какую-нибудь ретроспективу, выставку, спецпоказы…

— Кто-то устраивает, кто-то просит картины. Знаю, что телевизионные каналы покажут мои фильмы, но это их желание. Эта инициатива идет не от меня.

Беседовала Наталья Баринова 

Подробнее на ТАСС:
http://tass.ru/opinions/interviews/4385344

 
По теме
В Фонде развития Хакасии состоялась встреча представителей бизнеса и власти - Правительство Республики Хакасия Мероприятие с участием руководства и представителей профильных министерств, ведомств и регионального бизнес-сообщества состоялось в новом формате - «без галстуков».
19.06.2018
 
В производстве Арбитражного суда Республики Хакасия находится заявление УМВД России по г. Абакану о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.
19.06.2018
 
Можно ли публиковать рекламу от микрофинансовых организаций (или потребительских кооперативов), и  копии каких документов от них нужно получить?
19.06.2018
Крупный град прошёл в Алтайском крае - ИА Агентство Деловой Информации Вечером 18 июня в Тюменцево прошел ливень с градом. Об этом сообщили подписчики паблика «Барнаул 22» во «ВКонтакте».
19.06.2018
Россияне "обвалили" сайт Четвертого канала, пытаясь пройти там голосование за отмену пенсионной реформы - ИА Агентство Деловой Информации Фото: Скриншот с видео Восемь миллионов пользователей массово начали вводить запрос телекомпании из-за сообщений, приходящих в социальных сетях.
19.06.2018
 
Алтайский следователь застрелилась после перевода в ХМАО из-за придирок начальницы - ИА Агентство Деловой Информации   Следователь Кристина Стребельцева, которая перевелась из Барнаула в город Лангепас Ханты-Мансийского автономного округа, была найдена мертвой в своем кабинете 18 июня.
20.06.2018 ИА Агентство Деловой Информации
JPG Файл - МВД Республики Хакасия От жительницы деревни Малая Сыя в дежурную часть ОМВД России по Ширинскому району поступило сообщение, что местный житель в течение двух дней не появляется дома и у нее есть основания полагать,
19.06.2018 МВД Республики Хакасия
Хакасский археоАРТ покоряет запад и вызывает множество вопросов. Польские ученые увлеклись современным хакасским искусством, в котором присутствуют элементы наскальной живописии.
14.06.2018 Газета Шанс online
12 июня в Абакане пройдет финал пятого Международного фестиваля-конкурса этнической эстрады «От Ыры» (Песня огня).
08.06.2018 Газета Шанс online
Фото автора В День рождения Александра Сергеевича Пушкина на проспекте Ленина можно было встретить и самого поэта, и девушек в бальных платьях, и кота с русалкой.
07.06.2018 Газета Хакасия
Гитара от главы Абакана уехала в Норильск - Хакасия-Информ Фото городского центра культуры «Победа» За два конкурсных дня фестиваль авторской песни подарил абаканцам и гостям города сразу шесть концертов живой музыки.
18.06.2018 Хакасия-Информ
Лёгкая атлетика: соревнования пришкольного лагеря - Администрация г.Абакан С 1 по 30 июня 2017 года для детей и подростков Специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва по лёгкой атлетике организована работа летней спортивно-оздоровительной площадки «Диво-город» (при МБОУ «СОШ
18.06.2018 Администрация г.Абакан
Сегодня ночью дорожные рабочие переместили ограждение и приступили к снятию изношенного асфальтового покрытия на оставшихся двух полосах Коммунального моста в Абакане.
15.06.2018 Газета Шанс online
Нынешний финал НХЛ, возможно, самый странный и крутой за последние годы. В США проходит финальная серия плей-офф Национальной хоккейной лиги.
08.06.2018 Газета Шанс online