В мире будете иметь скорбь…

Фото: abakan-news.ru

(Продолжение. Начало в №№ 44 и 45)

В истории Церкви никогда не было таких жестоких и масштабных гонений, как с 1917 года и до начала 60-х. Хотя формально советская власть религию преследовала лишь идейно и в Конституции РСФСР 1918 года было написано: «Свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами», то есть провозглашалась свобода совести. Но несмотря на это, по надуманным обвинениям верующих арестовывали, расстреливали, многие были зверски замучены – живьем брошены в шахты, закопаны в землю…

О новомучениках – духовенстве и мирянах, принявших мучения и смерть в годы советских репрессий, мы попросили рассказать протоиерея Геннадия Фаста, настоятеля Градо-Абаканского храма в честь святых равноапостольных Константина и Елены.

Значит, получается, что все погибшие за веру – мученики?

– Да, за веру христианскую, православную, потому что есть люди других вер и конфессий, их, естественно, мы не можем прославлять как мучеников. При этом еще есть такое требование, что человек должен быть в мире с церковью. Мы не можем считать мучеником раскольника, хотя его, допустим, расстреляли явно за веру. Дело в том, что в 20-е годы в православии произошел ряд расколов. Некоторых раскольников, таких как обновленцы, которые тоже многие пострадали и были убиты, церковь никак не прославляет в лике святых, потому что они порвали с канонической церковью. Каноническая церковь формально определялась каноническим общением и единством с патриархом Тихоном, избранным в 1917 году. А кто от него откололся, те уже не могут прославляться. Обновленцы в немалой степени погрешили предательским грехом, они пошли на недопустимую форму сотрудничества с советской властью. Они и напрямую многих предавали. У них была идея создания «революционной красной церкви». Они отказались от патриарха Тихона. Естественно, тех людей к лику святых не причисляют.

Внутрицерковные расколы были в связи со смутой, потому что после смерти Патриарха Тихона, нового патриарха избрать не дозволили, местоблюстителем патриарха стал митрополит Пётр (Полянский), но и его арестовали. И тогда его заместитель митрополит Сергий принял на себя полномочия старшего епископа. Эти полномочия были признаны не всеми епископами. Но если при этом они находились в каноническом общении с арестованным патриаршим местоблюстителем Петром Полянским, то, несмотря на то, что между собой они в свое время были в расколе, теперь церковь прославляет их в лике святых. То есть, те разделения – это результат крайней смуты, в которой люди действительно не могли сориентироваться, что и как правильнее и лучше делать. Но если они были верны церкви и ее патриаршему местоблюстителю, то вне зависимости от того, кому и как они принадлежали, они канонизированы.

Расскажите, отец Геннадий, что такое канонизация, как она происходит?

– «Канонизация» – теперь уже вошедший в употребление юридический термин, от слова «канон», что означает «правило», хотя более деликатным и духовно правильным является все-таки – «прославление святого». Церковь прославляет определенного своего подвижника за его святость. Это более православное понимание.

Для канонизации святых создана комиссия Священного синода. Она рассматривает дела тех лиц, которых представляют к канонизации. Какие основные принципы, которыми руководствуется комиссия по канонизации, кто может быть причислен к лику мучеников и исповедников церкви русской? Православное исповедание, принадлежность Православной христианской церкви, пребывание в мире с канонической властью, чистота исповеднического подвига.

Теперь уже немногие в теме, как сложно рассматривать дела того времени. Мы уже говорили, что в 1918 году у нас был принят закон о свободе совести, об отделении церкви от государства. Таким образом, религия у нас не была запрещена, и не было законов, запрещающих веру. Самое великое и страшное в истории гонение на веру в нашей стране сумели провести под лозунгом свободы вероисповедания. И вплоть до перестройки, до 1987 года, официально утверждалось, что в Советском Союзе ни один человек не пострадал за веру. Если были репрессии – никто не мог отрицать, что были расстреляны епископы, священники, миряне, то заявлялось, что они расстреляны не за веру, а за контрреволюционную деятельность. Они были против власти, а любая власть, естественно, противостоит тем, кто против нее. И только лишь в 1987 году, в год 70-летия советской власти Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев официально заявил о том, что политика государства, партии и правительства в отношении церкви была преступной.

Итак, как формировались дела, а точнее – фабриковались. Обвинялись в контрреволюционной деятельности – 58-я статья, там был целый ряд пунктов. Допустим, деятельность фотокорреспондента иностранной разведки или создание контрреволюционной организации с целью свержения советской власти, и так далее. 1956 год, 20-й съезд – закончилась эта эпоха, и вот уже обвинения будут предъявляться по 70-й статье (антисоветизм) – вплоть до высшей меры наказания, потому что там был пункт «Свержение советской власти». И была 190-я статья – это изготовление, хранение, распространение заведомо ложных сведений, порочащих советский государственный общественный строй. Якобы люди клевещут на советскую действительность. Например, заявляют о том, что кого-то за веру уволили с работы – это клевета на советскую власть, вот за это ты должен посидеть в тюрьме, и так далее.

И поэтому комиссия стоит перед непростыми задачами, необходимо рассматривать эти уголовные дела, рассматривать предъявляемые обвинения, практически всегда дутые, изучаются ответы допрашиваемых. Наши граждане часто признавали себя виновными.

Наверное, выбивали из многих признания?

– Да, применялись пытки, применялись угрозы, иногда психологического характера. Так, если ты подписываешь, мы тебя отпускаем или такого-то не арестуем, если не подпишешь, то и такой-то пойдет еще по делу. Были очень тонкие коварные хитросплетения психологического и физического характера, посредством которых выбивались все эти показания. Очень часто было, что человек сначала все отрицает, а потом все признает.

Тем более, что количество арестовываемых нередко шло по разнарядке. Местная власть получала задание на определенное количество человек, которых надо было арестовать. И тут очень все непросто – такой арестант мученик христов, или он не мученик христов, если попал под этот каток. За этим показным дутым обвинением все-таки должно стоять обвинение за какую-то религиозную деятельность, что репрессия была так или иначе связана с религией. Обязательно должно быть доказано, что в обвинении человека присутствовал момент религии, веры. Если это не имеет места, то таковые к мученикам не причисляются.

Второе – это ответы. Естественно, церковь не осуждает тех, кто подписал на себя самооговор. Среди них есть выдающиеся личности, есть академики, есть писатели, есть профессора, священники, богословы. Но таких не канонизируют. Ничего плохого о них никто не говорит, но канонизируют только тех, кто до конца стоял твердо и самооговор не подписал.

Еще внимательно изучается такой момент, чтобы не было факта предательства. В то время этот грех был очень распространен: люди оговаривали друг друга, люди доносили друг на друга, это поощрялось, это считалось пролетарским революционным сознанием, считалось, что если ты сдаешь врага народа, ты борешься за светлое будущее. И люди это делали, тут мотивация у каждого могла быть какая-то своя, это тоже могло быть под пытками, вынужденно, лживо. Может быть, и не оговаривал, а написали за него. Но в таких случаях к канонизации дело не принимается. Что называется: «дело должно быть чистым» – в обвинении должно фигурировать наличие веры, и чтобы не было ни самооговора, ни выдачи других. Если эти требования удовлетворены, то при отсутствии каких-нибудь еще иных препятствий люди такие могут быть причислены к лику святых. По учению церкви считается, что неважно, как человек жил, если он умер за Христа – он святой мученик. Но на практике, что бы не было смущений и соблазнов, все-таки на то, как человек жил, тоже смотрят.

А если открываются какие-то новые свидетельства, не известные ранее, например, были собраны недостоверные материалы о человеке, уже канонизированном, имела место деканонизация?

– Это не совсем деканонизация, просто на следующий год в календаре этих имен уже нет.

То есть, этого человека исключат из числа прославляемых святых?

– Да, если после канонизации выявляются какие-то факты, которые определенным образом дискредитируют или могут дискредитировать человека, то некоторые имена убирают. Сейчас довольно тщательно к этому подходят, чтобы таких случаев не было. Это всегда довольно тяжело переживается людьми, в частности ведь у этих людей есть дети, внуки, поэтому делается все возможное, чтобы таких случаев не было.

Мы все-таки избегаем слова «деканонизация», потому что тогда вроде получается, что он попросту говоря – плохой. Мы не говорим, что он плохой, просто в лике святых прославлять – чтобы был день памяти в календаре, чтобы составлялась служба, писалась икона, и так далее – этого мы делать не будем. Понятно, что таких случаев не должно быть. Недопустима некая поспешность, нетщательная проверка. Ведь нет никакой беды, если кто-то не прославлен в лике святых. А прославлять в лике святых надо только тех, у кого не на 100, а на 110 процентов подтверждается святость мученического подвига.

Подвиг многих людей нам просто неизвестен, то есть они пострадали за Христа, и мы про этих людей не знаем и никогда не узнаем?

– Таких очень много, но еще очень много тех, подвиг которых известен, но они все равно не причислены к лику святых. Ведь по размеру и по масштабу гонений, если взять всех, кто пострадал, так это, может быть, миллионы. У нас у каждого в роду были репрессированные, но это вовсе не значит, что обязательно надо всех прославлять в лике святых. Церковный календарь – это не книга памяти. Если взять военную тему, в книгу памяти записываются все имена людей, кто как-то был причастен к военным действиям. Однако это же не значит, что им всем надо давать звание Героя Советского Союза? Так и здесь.

Вот недавно вышла книга, одна прихожанка ее написала. Сельский приход, в котором было несколько священников, сосланных в это село. Их всех собрали и в рождественскую ночь в Енисейске расстреляли. И она написала очень трогательную и прекрасную книгу об этих людях. Они не причислены к лику святых как подписавшие самооговор. Едва ли это умаляет их мученический подвиг. Чтобы прославлять святого, и это я добавлю уже лично от себя – для этого должны быть знаки с неба, а не только подтвержденные чистыми следственные дела и факт расстрела за веру. Господь сам должен еще как-то засвидетельствовать подвиг этого человека.

Кто это должен увидеть опять же?

– Церковь это видит. Бывают какие-то чудеса, исцеления, некое народное почитание. Какие-то знаки свыше. Святого прославляет Господь, а не просто каноническая комиссия. Тем более, что эти знаки бывают реально. В прославлении святого участвует Бог, а не только мы – просмотрели документы и решили.

Беседовала Любовь КРАСНОВА


газета "Абакан" любовь краснова слово пастыря № 46
 
По теме
27 мая- день Святой Троицы - ИА Агентство Деловой Информации День Святой Троицы — один из важнейших для каждого православного верующего праздников.
25.05.2018
В Черногорске проходят мероприятия, посвященные Дню памяти славянской письменности и культуры - Абаканская епархия Выставка церковных книг 19 века, встречи со священником, интересные истории о братьях-просветителях Руси, игровые занятия по церковно-славянскому языку… В этом году в Черногорске запланировано сразу несколько мероприятий,
24.05.2018
 
Праздник славянских просветителей - День тезоименитства Святейшего Патриарха - Абаканская епархия 23 мая 2018 года, накануне дня памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, Преосвященный Ионафан, архиепископ Абаканский и Хакасский, возглавил совершение Всенощного бдения, а 24 мая,
24.05.2018
Абаканцы прошли Крестным ходом в память о Кирилле и Мефодии - Администрация г.Абакан Сегодня  архиепископ Абаканский и Хакасский возглавил шествие Крестного хода в память о великих православных святых  Кирилле и Мефодии, чьи имена вот уже более тысячи лет связаны с христианской верой и славянской цивилизацией.
24.05.2018
 
Новая Зеландия - Газета Шанс online Какой автостопщику из Хакасии показалась Новая Зеландия. Церковь Христа Первое практическое знание о стране оказалось не очень приятным – она холодная!
24.05.2018
22 мая 2018 года, в день памяти святителя и чудотворца Николая, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Николо-Угрешском ставропигиальном монастыре.
24.05.2018
 
В Абакане во время Крестного хода движение транспорта будет приостанавливаться - Абакан сегодня Крестный ход в День славянской письменности и культуры 24 мая в День славянской письменности и культуры в Абакане состоится Крестный ход, организованный Абаканской епархией Русской Православной Церкви.
23.05.2018
В Кызыле разыскивают педофила - Хакасия-Информ Фото из открытых источников Как сообщается на официальном сайте Следственного комитета России по Туве, в столице республике Кызыле возбуждено уголовное дело по статье «покушение на изнасилование потерпевшей,
25.05.2018 Хакасия-Информ
Бежавший из Белоруссии вор в законе вместо Турции попал в тюрьму - Хакасия-Информ Фото из открытых источников Специализирующееся на освещении жизни российского криминального мира и борьбы с ним правоохранительных органов ИА «Прайм Крайм» накануне сообщило о вынесении одним из районных судов Минска
25.05.2018 Хакасия-Информ
В дежурную часть ОМВД России по г. Саяногорску обратилась женщина с заявлением, что у её несовершеннолетней дочери, ученицы 5 класса школы №1, похищен сотовый телефон.
25.05.2018 Газета Твоя Среда
В Абаканском линейном отделе МВД России зарегистрировано сразу три факта попыток дачи взяток сотрудникам патрульно-постовой службы за несоставление протоколов по статье «Нахождение в общественном месте в состоянии опьянения».
24.05.2018 Газета Шанс online
27 мая- день Святой Троицы - ИА Агентство Деловой Информации День Святой Троицы — один из важнейших для каждого православного верующего праздников.
25.05.2018 ИА Агентство Деловой Информации
Новая Зеландия - Газета Шанс online Какой автостопщику из Хакасии показалась Новая Зеландия. Церковь Христа Первое практическое знание о стране оказалось не очень приятным – она холодная!
24.05.2018 Газета Шанс online
Абаканцы прошли Крестным ходом в память о Кирилле и Мефодии - Администрация г.Абакан Сегодня  архиепископ Абаканский и Хакасский возглавил шествие Крестного хода в память о великих православных святых  Кирилле и Мефодии, чьи имена вот уже более тысячи лет связаны с христианской верой и славянской цивилизацией.
24.05.2018 Администрация г.Абакан
Гонимого народом каратузского священника перевели в другой храм.
10.05.2018 Газета Шанс online
Нужна ли нам икона с изображением президента? На минувшей неделе православные активисты обратились к патриарху Кириллу с просьбой дать указание о написании «путинской иконы Богоматери».
26.04.2018 Газета Шанс online
В минувшие выходные в Этнокультурном комплексе прошли народные гуляния, посвященные Дню музеев, который ежегодно отмечается 18 мая.
22.05.2018 Газета Твоя Среда
Кого стоит опасаться на чемпионате Европы по футболу. В июне сборной России предстоит сыграть групповой турнир на первом в истории домашнем чемпионате мира по футболу.
24.05.2018 Газета Шанс online
«Неблагодарный труд». В Абакане толпа парней жестоко избила фельдшера скорой помощи, приехавшего на вызов к их приятелю.
23.05.2018 Газета Шанс online
На Петербургском международном экономическом форуме подписано трехстороннее соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности в сфере реализации инвестиционных проектов между Министерством цифрового развития,
25.05.2018 Правительство Республики Хакасия
Плановые отключения электроэнергии Управление ГО, ЧС и ПБ администрации г. Черногорска информирует:
25.05.2018 Администрация г.Черногорск
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия приняло к рассмотрению жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Среднерусская тепловозоремонтная компания» на действия заказчика,
25.05.2018 Хакасское УФАС