О музейном десанте и хакасском мамонте

О музейном десанте  и хакасском мамонте
Фото: gazeta19.ru

— У меня мечта: сделать в нашем музее — ну, конечно, уже в новом Музейно-культурном центре — реконструкцию мамонта. У нас достаточное количество костей этого ископаемого. Представляю, как захожу на работу, и он меня встречает, — улыбается Диана Маурер, — величественный, древний, настоящий.

И каждый, живущий в Хакасии или приехавший сюда человек смог бы оценить, насколько многообразна коллекция экспонатов нашего краеведческого музея, — у нас есть и мамонты, и не только они.

Диана Маурер может утверждать это с полным основанием, она — главный хранитель Хакасского национального краеведческого музея имени Л.Р. Кызласова, и хорошо знает, что значит 146 тысяч единиц хранения.
Подобной коллекцией экспонатов могут похвастать, возможно, музеи федерального значения, история которых насчитывает пару-тройку веков. А вот региональные музеи, обладающие такими несметными сокровищами, — огромная редкость.
Конечно же, возможность разместить эту коллекцию достойно, на больших площадях нового музея, оборудованного по самым современным технологиям, — давно «вымечтанная» всеми поколениями хакасских музейщиков радость.
— К сожалению, о том, как интересна наша коллекция, могут судить лишь специалисты. В нынешнем помещении музея экспонирование даже мизерной её части было очень проблематично. Для примера — в Российском этнографическом музее есть так называемая «особая кладовая». Это экспозиция под строгой охраной, включающая в себя наиболее ценные этнографические вещи — драгоценные головные уборы, царские украшения, разное оружие. Естественно, представлена в «особой кладовой» и Хакасия. Коллекция женских серебряных украшений и пого, безусловно, интересна — но в нашем музее есть экспонаты, представляющие большую художественную ценность. Приятно, что очень скоро мы сможем показать их всем.
В Российском этнографическом музее Диана Маурер проходила стажировку в рамках гранта «Музейный десант», который получила, победив во всероссийском конкурсе. В нём приняли участие около 300 сотрудников музея со всей страны — и лишь 30 из них, в том числе и Диана, были отобраны для прохождения стажировки в крупнейшем музее страны.
— Я очень хотела поучиться в большом музее, но и подозревать не могла, насколько значимы станут для меня дни стажировки. Российский этнографический музей, куда я стремилась попасть, очень сильный методический центр, где занимаются обучением музейных сотрудников. К сожалению, у нас в России не так много обучающих центров, где музейщики могли бы повысить квалификацию. В Сибири, например, их нет вообще. А мне учёба была необходима как воздух — мы ведь переезжаем в новые помещения. Событие, безусловно, очень радостное, но и архисложное. Перед фондами и, соответственно, хранителями возникает множество проблем, требующих безотлагательного решения. Необходимы знания о современных требованиях к оборудованию хранилищ, особенностям перемещения и условиям хранения музейных предметов.
Мне, например, было важно точно понимать, как осуществлять правильную упаковку и транспортировку фондов при переезде для того, чтобы избежать повреждений, приобрести навыки по атрибуции предметов, что необходимо для составления каталогов и научных паспортов, — именно об этом я писала, составляя заявку на конкурс. Мы — очень сильный музей, и сейчас, с вводом в строй нового здания Музейно-культурного комплекса, важно развиваться правильно, грамотно используя ресурсный потенциал: проектировать новые экспозиции, комплектовать предметы, реализовывая интересные проекты.

«Музейный десант» собрал в Санкт-Петербурге представителей разных регионов, и, по словам Дианы, никто из обучавшихся не мог похвастать тем, что их музеи прирастают новыми площадями или, более того, получают в своё распоряжение современные многоэтажные комп­лексы.
— Нехватка площадей — проблема почти всех музеев, и когда я говорила, что у нас строится такой комплекс, все очень удивлялись, многие по-хорошему завидовали. Для нас это действительно царский подарок, который открывает множество самых разнообразных и интересных перспектив.


Поэтому знания, полученные в ходе обучения, будут растиражированы.
Добавлю, что уже состоялась их презентация в Хакасском краеведческом музее, и методическую литературу (Диана потратила на неё деньги, оставшиеся от гранта), которую привезла главный хранитель из Санкт-Петербурга, разбирали как горячие пирожки.
— Программа стажировки обозначена как «Опыт учётно-хранительской деятельности российского этнографического музея. Методика научного описания музейного предмета», — продолжает главный хранитель. — На самом деле, очень важно, чтобы предмет коллекции был хорошо и правильно описан, была указана его история, характерные признаки. Сегодня открываешь старые книги и видишь описание: «Горшок керамический, такие-то размеры». И попробуй идентифицируй этот горшок, когда следующий записан ровно так же.
На курсах методике научного описания предметов было посвящено большое количество занятий. Мы учились описывать текстильные изделия, холодное оружие, традиционный костюм, музейную утварь, ручное огнестрельное оружие. Научное описание музейных предметов имеет множество нюансов. Но зато описанный правильно, с историей, керамический горшок уже трудно спутать с похожим на него.
Особенный интерес вызвал опыт интерактивных проектов, которые привлекают в музеи большое количество посетителей. Радует, что очень скоро мы сможем осуществлять подобные проекты на новых музейных площадях.

В Российском этнографическом музее сейчас реализовывается проект «Этнопарк». Он представляет жизнь, быт, культуру народов, населяющих Россию, в контексте традиционного жилища. Большая площадка занята макетами чумов, изб, юрт и яранг, убранство которых позволяет представить, как жил прежде или живёт сейчас тот или иной народ. У каждого жилища есть хозяин, представляющий свою территорию, умеющий рассказать, для чего служат те или иные предметы, провести краткий экскурс по истории своей малой родины. Конечно, это очень интересно и может с лихвой заменить несколько уроков истории или несколько лекций по этнографии. Было приятно увидеть там хакасскую юрту с традиционным убранством, хозяйка которой — девушка из Хакасии, студентка одного из санкт-петербургских вузов.
Ряд занятий был посвящён безопасности музейных предметов. Достаточно актуальная тема для нашего музея — нам показали, каким должно быть современное оборудование для хранения фондов, познакомили с мерами превентивной консервации (в изделиях из меха и ткани, деревянных изделиях при передаче в музей или ненадлежащем хранении могут быть биологические вредители). Очень интересно было знакомиться с современным музейным оборудованием, приборами климат-контроля, учиться правильно ими пользоваться. Знаю, что подобное оборудование будет установлено в наших фондохранилищах, и рада тому, что научилась сама и могу научить других правильно им пользоваться.

Ещё студенткой 5-го курса ХГУ, попав в краеведческий музей на экскурсию, Диана восхитилась особенной атмосферой, царящей там, удивилась, с каким трепетом и гордостью рассказывал экскурсовод о музейных ценностях. Тогда она и не предполагала, что скоро сама будет работать в музее, а через пять лет станет здесь главным хранителем.
— Когда я пришла работать в научно-фондовый отдел, меня часто спрашивали: «А чем занимается хранитель?» — улыбается Диана. — Многие представляют себе хранителя кладовщиком, выдающим с пыльных полок предметы старины для выставок. Мне и сегодня часто приходится объяснять, насколько важной и ответственной работой занимаются хранители.
Ведь от того, в каком состоянии находятся фонды, зависит дальнейшее развитие музея.

...Ещё в 2011 году, работая в должности научного сотрудника отдела фондов, не имея специального музейного образования, методом проб и ошибок Диана Маурер смогла привести в порядок и систематизировать коллекции художественного фонда. Другое достижение — получение двух грантов ФЦП «Культура России» на реставрацию предметов антикварной мебели в центре имени академика И.Э. Грабаря: секретера XVIII века, времён Елизаветы, и бюро с маркетри этого же периода из коллекции Ирины Карачаевой-Картиной.
— Новые знания дали мне уникальную возможность познакомиться с современными стандартами в области фондовой работы, предоставили теоретическую базу по организации учёта, атрибуции предметов и практические рекомендации по хранению и перемещению фондов.
Это интересно, это современно, это перспективно. И, главное, это необходимо нам сегодня для сохранения исторического и культурного наследия Хакасии.

Елена АБУМОВА

 
По теме
Полиция Хакасии пресекла мошенническую схему руководителя специализированной автостоянки - Пульс Хакасии В рамках расследования, проводимого Следственным управлением УМВД России по городу Абакан, возбуждены уголовные дела по обвинению руководителя автостоянки, специализирующейся на хранении транспортных средств,
Пульс Хакасии
Забота о здоровье: Центр СПИД продолжает работу по тестированию в трудовых коллективах - Минздрав Республики Хакасия Накануне специалисты Республиканского центра профилактики и борьбы со СПИД выезжали в трудовой коллектив отделения Социального фонда России по Республике Хакасия для проведения добровольного,
Минздрав Республики Хакасия
Напомним, иск прокурором был предъявлен к ГБУЗ РХ «Саяногорская межрайонная больница» в интересах пенсионерки в связи со смертью её сына, наступившей после обращения за медицинской помощью.
Городской суд г. Саяногорск
К 150-летию Е.Ф. Гнесиной - Минкультуры Студенты специальности «Теория музыки» Хакасского колледжа искусств представили лекторий-экскурсию, посвященную150-летию со дня рождения педагога, музыканта, композитора Е.Ф.
Минкультуры