В эти октябрьские дни отмечает свой уже достаточно серьёзный юбилей Татьяна Игнатьевна Красова.
Тихая станция Ербинская Усть-Абаканского района, где в 1946 году появилась на свет Таня, и о которой она всегда помнила, уехав в 15 лет в Абакан — за знаниями. После окончания педучилища Татьяна стала работать в Ташебинской начальной школе, здесь встретила и свою судьбу — Павла Красова, здесь же родились их сыновья Юрий и Владимир. В селе работы много круглый год — огород, хозяйство. Когда только всё успевала? Ведь держали несколько коров, а это ежедневная дойка, уход, а по ночам — бесконечные детские тетрадки, планы и отчёты. При этом дом всегда был в образцовом порядке; конечно, с хозяйством помогали управляться дети и муж.
Но и на учительской работе никакого «полнакала» — отдача по максимуму. У хорошего педагога чужих детей нет — все свои, порой до боли; ведь учитель не только даёт знания, но формирует зачастую и характер, и судьбу. Бывшие ученики Ташебинской начальной написали о Татьяне Красовой много добрых слов, процитирую хотя бы коротко. «Молодая, приветливая, с задорным огоньком в глазах, она сразу понравилась и нам, и нашим родителям. Татьяна Игнатьевна не только обучала грамоте, но и старалась воспитывать в нас самые положительные качества. Помним, с каким энтузиазмом она проводила различные мероприятия, причём не только с нами, но и с ребятами всей школы и для всего посёлка. Какие мы были гордые и важные, когда Татьяна Игнатьевна принимала нас в октябрята, а позже повязывала нам алые галстуки под звуки горна и барабана, водила на пионерский костёр, где мы пекли в золе картошку-объедение, напевая замечательные песни. А песни эти она разучивала с нами, играя на мандолине, что в то время было для нас чудом».
После окончания пединститута Татьяна Игнатьевна стала директором школы. За время педагогической работы награждалась почётными грамотами, была депутатом сельского Совета, председателем участковой избирательной комиссии. В Ташебинской школе трудилась до своего 60-летнего юбилея. Затем, в 2006-м, перешла на работу в Абакан — в коррекционную школу № 27, где сначала учила детей непосредственно в классе, но затем занялась надомным обучением особых ребят. Сейчас под её попечением находятся двое детей. Мама одного из них, Зоя Ченцова, рассказала нам о своём сыне Викторе, который страдает аутизмом.
— Диагноз жёстко ограничивает его круг общения, — говорит Зоя Михайловна, — он с огромным трудом подпускает к себе посторонних людей. Основной особенностью аутизма является нарушение коммуникативных функций — общения и обучения. Нам повезло! Педагог школы № 27 Татьяна Игнатьевна захотела и смогла найти подход к нашему ребёнку. Благодаря её усилиям Витя успешно осваивает учебную программу: пишет диктанты, решает задачи, с гордостью демонстрирует поделки, выполненные на уроках труда и рисования. Вся наша семья надеется, что Татьяна Игнатьевна будет использовать свои знания и опыт на благо детей с ограниченными возможностями здоровья.
— Как бы сформулировали ваш главный урок в жизни — человеческий и профессиональный? — спрашиваю Татьяну Игнатьевну.
— Во времена моей молодости в нашу школу приехала комиссия из Москвы и мне задали вопрос: какова основная цель работы педагогом? И я ответила: главное — оставаться человеком, всегда, в любой ситуации!
Ольга ЖИГУЛЬСКАЯ, Абакан