Наши дети: от гнева до проигрыша

Наши дети: от гнева до проигрыша
Фото: abakan-news.ru

От гнева до проигрыша

Можно ли бросить вызов всемогущим существам? Этим вопросом в той или иной форме задается практически каждый ребенок, для которого взрослые люди подобны представителям высокоразвитых цивилизаций. О том, как разворачивается детский бунт и как вырастают неудачники наш сегодняшний разговор.

Перенос гнева

Беспокоит поведение сына: временами ребенок начинает странно вести себя во время игр. Может бить игрушки, бросать их, словно стараясь причинить им боль. Пытались внушить ему, что ломать вещи нельзя, тем более обращаться с ними по-варварски. Он расстраивается, может расплакаться, но вскоре история повторяется. Не могу понять, откуда у него такое стремление к жестокости и разрушению.

Оксана М.

Сами сценарии детских игр могут шокировать взрослых людей. Дело в том, что именно в игре ребенок отрабатывает возможные варианты действий в реальных жизненных ситуациях. Например, дети могут играть в похороны после того, как узнают об уходе из жизни дальних родственников. При этом следование реальному сценарию может быть формальным: для ребенка важнее не внешняя часть, а те эмоции, которые он в этот момент переживает.

Что же касается жестокости по отношению к игрушкам, то здесь, как правило, действует механизм переноса эмоций. Ребенок в определенный момент своей жизни осознает, что он – младший в семье, а значит, наиболее уязвимый. Особенно если его поведение не соответствует представлениям окружающих взрослых и они стараются его «воспитывать», действуя методом кнута. То есть, устраивая разнос за плохое поведение, наказывая за испорченные вещи, делая внушения по любому поводу и так далее. Встреча с постоянным осуждением приводит к двум основным моделям поведения: ребенок либо «плывет по течению», соглашаясь со своей «испорченностью» и снижая активность, либо по мере сил пытается сопротивляться давлению со стороны взрослых.

Естественно, что детские попытки «поднять бунт» жестко пресекаются воспитателями. Стандартная реакция взрослого человека в таком случае одна: «Не понимаешь по-хорошему, будешь наказан!» Таким образом, ребенок быстро понимает, что открытое противостояние невыгодно, в первую очередь для него. При этом он ощущает потребность выразить те негативные чувства, которые накопились. И для этого как нельзя лучше подходят неодушевленные предметы. В таком случае ребенок ведет себя подобно человеку из каменного века: он может мысленно назвать игрушку по имени обидевшего его взрослого и как следует всыпать ему. Некоторые дети целенаправленно «наказывают» только те игрушки, которые были подарены им обидчиком. И такой вариант поведения порой оказывается наилучшим: в противном случае чувства, которые не удается выразить, неизбежно отразятся на здоровье ребенка.

Но альтернатива «ломать или болеть» наблюдается только в том случае, если ребенок оказался наедине со своими проблемами. Взрослым по силам помочь ему. Для начала стоит обратить внимание на то, участились ли случаи разрушительных игр. Если ребенок устраивает разгром едва ли не каждый день – лучше обратиться за советом к специалистам. Периодические же вспышки агрессии можно уменьшить, изменив тактику общения с ребенком. Попробуйте действовать иначе: если нотации становятся привычкой – придумайте, можно ли ввести воспитательные моменты в игру. Если хочется сделать выговор за испорченную вещь – сначала постарайтесь разобраться, по какой причине она пришла в негодность… Словом, придется сойти с места судьи, превратившись в старшего товарища, который принимает участие в жизни ребенка.

Как подружиться?

Здравствуйте, мне очень хотелось бы узнать, как завести отношения с молодым человеком. Мне 15 лет, но до сих пор не удалось ни с кем подружиться. А девочки в классе уже целуются… Может быть, все дело во внешности? Я смущаюсь, если мне кажется, что я плохо выгляжу, и не могу даже смотреть в глаза собеседнику… А еще мне говорят, что я слишком агрессивна к окружающим.

Наташа К.

А зачем вам дружить с кем-то? Это первый вопрос, который хочется задать в подобных случаях. Судя по письму, «завести отношения» хочется просто потому, что девушка считает себя отстающей от модного тренда. То есть, факт наличия молодого человека – явление того же порядка, что и рваные джинсы, кеды, смузи в баночке и татуаж бровей. Если чего-то не хватает, можно записывать себя в неудачницы и горевать над своей внешностью. Такой подход губителен, поскольку изначально рассматривается только внешняя сторона вопроса. Ведь когда появляется молодой человек, девушке непонятно, что с ним теперь делать, потому что по факту ей нужен лишь недостающий элемент собственного образа. Поэтому снова приходится руководствоваться теми образцами, которые имеются поблизости. Например, если у окружающих наступил период романтических отношений, то, скорее всего, будет копирование их поведения, а то и рассказов. При этом ваше собственное суждение о нем может толком и не сформироваться, некогда же, надо не отстать от одноклассниц! А ведь у молодого человека – свое мнение и свой взгляд на ваши отношения. Как несложно догадаться, через некоторое время настанет пора обид, разочарований и взаимных упреков. И вскоре вопрос девушки будет звучать жестче: «Где найти нормального мужчину?» А повторение опыта, скорее всего, приведет к разочарованию и убежденности в своей несостоятельности.

Поэтому стоит попробовать действовать от противного: если кажется, что с вами «что-то не так», подумайте о том, как понравиться для начала себе самой. Не хватает грации и пластики – займитесь танцами. Проблемы со здоровьем – стоит попытаться его улучшить. Скучно в одиночестве – отправляйтесь со сборной группой в туры выходного дня, ходите на концерты, читайте книги, общайтесь на тематических форумах. Все перечисленное может показаться отступлением от вашей цели. Но подумайте, с кем молодой человек с большим удовольствием познакомится: с активной и любознательной или зацикленной на желании быть как все и страдающей от иллюзии собственной неполноценности девушкой?

Страх ошибки

Учеба в первом классе у нас была просто замечательная: дочка с удовольствием ходила на уроки. Теперь же часто возникают проблемы. Говорит, что боится отвечать, потому что могут поставить «двойку». Как объяснить, что «отмалчиваться» не получится, и помочь преодолеть этот страх?

Анастасия В.

Переход от «безоценочного» периода обучения к стандартному часто бывает сложным временем и для ребенка, и для его родителей. Причем страх перед «неудами» может сохраняться достаточно долго. К сожалению, часто в этом виноваты сами родители, придающие слишком большое значение отметкам в дневнике. Естественно, они важны, однако большее значение имеют те усилия, которые затратил ребенок. Опытные педагоги хорошо знают: «четверки», полученные круглым отличником и закоренелым двоечником, это, по факту, разные оценки. То, что является провалом для одного ребенка, является прорывом для другого. Победы стоит отмечать. А вот зацикливаться на неудаче не стоит.

Боязнь ошибиться – наиболее частая проблема, встречающаяся и во взрослой жизни. А корни ее часто находятся именно в школьных временах, когда оценка была для человека важнее процесса учебы. Самим родителям важно понять: «двойка» – всего лишь ошибка. И в повседневной жизни все мы так или иначе получаем «неуды» время от времени. А значит, у каждого из нас есть право и на низкую оценку.

Помочь ребенку преодолеть страх можно с помощью «купона двоечника». Этот метод некоторые психологи порой используют в работе и со взрослыми людьми. «Купон» или «сертификат» можно напечатать на принтере или написать от руки. Он содержит примерно такой текст: «Удостоверяется, что гражданину такому-то выдано право на совершение ошибки в период…». Затем сертификат торжественно выдается адресату. Смысл шуточной манипуляции – подчеркнуть отношение к неудачам. А дисциплинированным людям, как ни странно, бумажное разрешение действительно помогает легче пережить свой временный провал. Но это – лишь первый шаг для того, чтобы исправить положение. В дальнейшем постарайтесь помочь ребенку понять: на уроках он может узнать немало интересных вещей, которыми сможет поделиться с другими. Для этого, правда, самим родителям придется оставить на время свой опыт и попытаться найти новое для себя на страницах учебника. Можно указывать на очередную тему как продолжение той, что интересовала ребенка в первом классе, можно указывать на неизвестные прежде. Это поможет воспринимать учебу как череду открытий, а не обязательный процесс с финальной оценкой в итоге.

Андрей КЕДРИН


Андрей Кедрин газета "Абакан" дети психология
 
По теме
Согласно предупреждению Хакасского ЦГМС – филиала ФГБУ «Среднесибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»: ожидается повышение дневных температур воздуха до +10°, +15°,
В Центральной городской библиотеке имени А.С.Пушкина с учащимися школ города, в том числе, учащимися полицейского класса,
Оперуполномоченными отделения наркоконтроля полиции Абакана в гаражном массиве в районе улицы Крылова был установлен житель Сорска 1984 года рождения, у которого было обнаружено и изъято 296 граммов марихуаны,
Семья Гончаревич: династия врачей в трёх поколениях - Минздрав Республики Хакасия Общий медицинский стаж династии Гончаревич составляет 129 лет. Основатель трудовой династии – Вера Ивановна Гончаревич - врач высшей категории по физиотерапии, врач-иглорефлексотерапевт.
Минздрав Республики Хакасия
Правильное питание способно на многое - интервью с диетологом Зинаидой Коваленко - ИА Хакасия Статус: Реклама Фото: ИА "Хакасия" еrid: LatgBXF3T Все больше жителей Хакасии, прислушиваясь к советам специалистов и следуя своим внутренним желаниям, стремятся соблюдать правила здорового образа жизни.
ИА Хакасия
В Хакасии пройдет юбилейный джазовый фестиваль - ИА Хакасия Фото: Всероссийская мастерская музыки «Джаз в Хакасии» В рамках Всероссийской мастерской музыки «Джаз в Хакасии» в апреле отметят 30-летие музыкального фестиваля, ставшего основой масштабного творческого проекта в республике.
ИА Хакасия
Нажмите для предварительного просмотра изображения - Газета Хакасия Фото предоставлено Советом ветеранов Хакасская республиканская общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов с прискорбием сообщает,
Газета Хакасия