Недетские проблемы — отношения с учителями

Фото: abakan-news.ru

Все мы — живые люди и время от времени бываем в плохом настроении, а то и срываемся на крик. Причем страдают порой те из окружающих, которые, по сути, не виноваты в нашем состоянии. Но когда речь идет о работе с детьми, один срыв учителя может заложить негативное отношение к преподавателю. Что уже неминуемо скажется на успеваемости ребенка. Как же появляются «нелюбимые учителя», а главное можно ли исправить ситуацию?

Предмет = учитель
Большинство из нас, вспомнив собственное детство, легко перечислят любимые школьные предметы. По ним и оценки у нас были лучше, чем по прочим. И скорее всего, окажется, что вели уроки те преподаватели, которые были симпатичны нам. Которые превращали скучный, по своей сути процесс изучения предмета в путешествие в мир знаний. Как-то довелось мне слышать отзыв ученика «жаль, что этот учебный год закончился — было так клево!». Пожалуй, это — одна из наиболее высоких оценок, которые подросток может дать работе преподавателей. Ведь такие слова означают, что ему действительно интересно. А значит, и успеваемость у него наверняка повысилась.
Напротив, крайне редко можно услышать о том, как нравился в детстве тот или иной предмет, несмотря на неприязнь к педагогу. Безусловно, не последнее место в этом занимают особенности детского мировоззрения. Тот факт, что школьный преподаватель — тоже человек, со своими особенностями, увлечениями и слабостями, многие из нас начинают понимать, только став взрослыми. Поэтому конфликт ребенка с учителем, как правило, выходит за рамки столкновения двух людей. Для него учитель — тот самый краеугольный камень, на котором стоит весь школьный мир. Поэтому последствия столкновений непредсказуемы — от неприязни к конкретным предметам до ухудшения успеваемости в целом из-за того, что ребенок начинает пропускать занятия в школе. Очевидно, что если у ребенка, есть, к примеру, склонность к точным наукам, то у него есть риск не до конца реализовать свой потенциал, даже если конфликт развернулся с одним только учителем математики.
Корни проблемы
Очень редко бывает так, что виновным в проблеме оказался только один из участников. Хотя нельзя не признать, что основная ответственность лежит именно на взрослом. Как известно, работа педагога в школе складывается не только из передачи знаний — это, скорее, признак вуза. В школе же эффективное сотрудничество складывается из целого ряда факторов. Учитель должен уметь прислушиваться к свои подопечным, доверять им, ощущать ответственность не только за их успеваемость, но и за душевное состояние, доверять детям и так далее. Что же касается детских запросов, то они изменяются с возрастом.
В начальной школе учитель — вторая мама. От нее ждут поддержки, сочувствия, понимания. А вот с старшем школьном возрасте речь идет о товарище, который выступает в роли советчика, наставника, помимо того, что еще и дает знание. Детям нужен собеседник, который общается с ним на равных. Ведь они очень ценят возможность дискутировать. Однако равенство может быть разным: крик преподавателя низводит его до уровня школьника — дети ведь порой общаются между собой на повышенных тонах, считая это нормой. А второй путь — общение с подростками как со взрослыми уже поднимает их на один уровень с учителем.
Естественно, если в списке способностей педагога наличествует пробел, может развиться конфликт. Вообще типичных ошибок не так много, и они относятся не столько к профессиональной деятельности, сколько к отношению к детям. Если учитель высказывает неуважение, кричит, придирается, относится как к маленьким детям, несправедливо, с точки зрения учеников, наказывает, это формирует соответствующее к нему отношение.
Не стоит забывать о том, что в детском мире царят более жесткие правила отношений, нежели во взрослом. Причина — в отсутствии опыта общения, в том числе и негативного. А это значит, что ни в одном обществе, кроме детского так долго не завоевывается авторитет, и нигде он так быстро не теряется. Кроме того, для детского сообщества характерна нестабильная иерархия — внутри идет постоянная борьба за лидерство, в которую так или иначе включаются и взрослые. Так что новый учитель оказывается в непростой ситуации. Особенно если это мужчина. Дело в том, что к женщине-учителю дети уже привыкли. Поэтому с точки зрения учеников, этот необычный экземпляр стоит более подробно изучить. В итоге мальчики проверяют силу воли, девочки — эмпатию. Бывает что учитель «идет в бой» пытаясь «навести порядок», при этом допускает ошибки и в итоге оказывается в числе «нелюбимых». Тем более что нигде авторитет не утрачивается так быстро как в детском (особенно подростковом) коллективе. Причина — в том, что для школьников характерно впадать в ту или иную крайность. То есть, присутствует либо любовь, либо ненависть, а полутона в отношениях еще только предстоит выработать.
Есть и другие основы проблем. Может быть дело просто в неприятии определенных черт характера, манеры поведения. В этом плане интересное пояснение нам предлагают последователи соционики — теории, по которой каждый из нас принадлежит к определенному типу личности. Причем некоторые из сторонников соционики прямо указывать на то, что существуют психотипы, которые просто не в в состоянии мирно сосуществовать друг с другом. То есть, идеальным был бы подбор коллектива с учетом индивидуальных особенностей. Подобные эксперименты проводились в и в нашей стране, однако эффект такого подхода, по меньшей мере, спорный. Хотя бы в силу того, что ребенок вырастет и ему придется налаживать отношения и с теми людьми, с которыми у него нет точек соприкосновения. Идеально подобранный коллектив не даст ему возможности приспособиться к такому взаимодействию. Однако этот фактор можно отнести лишь ко второстепенным
Советы родителям
Обойтись без конфликтов, конечно, не получится. Да это и не требуется, поскольку такие ситуации тоже необходимы для формирования личности — примерно так же, как закаливание помогает нам улучшить свое здоровье. Другое дело, что это «закаливание» не должно превращаться в долгое плавание среди льдов бесконечной неприязни. Поэтому родителям стоит подумать о том, как помочь своему ребенку.
Первый совет: искать учителя заранее. Около 30 лет назад учеба в школе по своему началу напоминала призыв на срочную военную службу. То есть, к назначенному сроку следовало явиться «по месту приписки» с портфелем для отбывания учебы. В том классе, куда попадет по распределению, с тем преподавателем, который достанется. О возможности выбора можно было лишь предполагать. В настоящее время ситуация изменилась.
Но хочется предупредить родителей: не всегда разумно стремиться к тому, чтобы ребенок попал именно в элитную школу. Дело в том, что и в обычной средней школе загораются звезды — это касается как учеников, так и преподавателей. Подтверждение тому — городские и республиканские конкурсы: призовые места там занимают представители разных школ. Поэтому важнее, к какому преподавателю попадет ребенок. Значит, лучше всего заранее переговорить со всеми учителями начальных классов, чтобы узнать, с кем из них стоит познакомиться получше. Не забываем о том, что с ним начнется путь к знаниям вашего ребенка. При этом стоит обращать внимание не только на профессиональную подготовку преподавателя, на то, насколько полными являются его ответы на ваши вопросы, но и на свои чувства. Если несмотря на все объективные факторы, этот учитель по какой-то причине вам не симпатичен, лучше обратиться к другому. Дело в том, что как бы родители ни скрывали свое отношение к преподавателю, ребенок все равно перенимает его. А значит, создается почва для развития конфликта.
Второй совет: слушайте ребенка и старайтесь понять причины его недовольства. Если ребенок пришел из школы недовольным — не стоит сразу бежать туда, чтобы разбираться с учителем. Но если все вроде бы хорошо, но ребенок постоянно жалуется — не лишним будет узнать, почему это происходит. Многое зависит от того, какого рода жалобы. В начальной школе сам факт того, что ребенка не вызывают к доске становится основой для обиды. Соответственно, ребенок может высказать родителям о том, что его якобы не любят. Поэтому для начала требуется выяснить все подробности происходящего у ребенка.
Третий совет: будьте готовы выступить в роли «третьей стороны». Дело в том, что в корне конфликта с учителем может лежать травмирующая ситуация в жизни ребенка. Особенно если к ней добавится ситуация на уроке. Простой пример: подросток приходит на урок неподготовленным и присутствует на занятии лишь формально. Это достаточно для того, чтобы проявить строгость. Особенно если этот урок уже не первый и педагог успел устать и перенервничать. А подросток буквально «взрывается» в ответ на замечание, поскольку и без того был на взводе из-за первой влюбленности. Или по любой другой из множества причин. Добавим к этом упоминавшееся «черно-белое» восприятие людей — вот и готовая почва для неприязни. Но родитель может выступить в роли дипломата, помогающего сторонам придти к пониманию.
Четвертый совет: защищайте ребенка. Правда, с важной оговоркой: безусловно быть на стороне ребенка можно и нужно только в тех случаях, когда вы видите явную агрессию и нападки в его адрес. Однако последствие необходимо опять-таки разобраться в ситуации.

Андрей КЕДРИН


школа
 
По теме
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН - ИА Агентство Деловой Информации Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН Накануне президент подписал закон о введении уголовной ответственности за склонение к суициду.
09.06.2017
 
 
В Хакасии из студента вырос лидер - Хакасия-Информ Фото ХГУ им.Катанова Студентка института истории и права Хакасского госуниверситета Анастасия Филиппова стала третьей во Всероссийском конкурсе «Студенческий лидер–2018»,
23.07.2018
В Хакасии из студента вырос лидер - Хакасия-Информ Фото ХГУ им.Катанова Студентка института истории и права Хакасского госуниверситета Анастасия Филиппова стала третьей во Всероссийском конкурсе «Студенческий лидер–2018»,
23.07.2018 Хакасия-Информ
Фото предоставлено ХГУ В детском лагере «Беркут» студенты и преподаватели Хакасского государственного университета провели четыре мастер-класса для одарённых детей республики.
17.07.2018 Газета Хакасия
В Саяногорске поймали воришку с телевизором - Хакасия-Информ Фото из открытых источников Рано утром в Саяногорске находившиеся сотрудники вневедомственной охраны Отдела Росгвардии по Хакасии заметили на улице Почтовая женщину, которая звала на помощь.
23.07.2018 Хакасия-Информ
Нажмите для предварительного просмотра изображения - Газета Хакасия Фото с сайта http://www.sk19.ru Команда «Саяны» вышла из отпуска и приступила к тренировкам в рамках подготовки к предстоящему сезону.
23.07.2018 Газета Хакасия
«Саяны» набирают силы для Суперлиги - Правительство Республики Хакасия Глава Хакасии Виктор Зимин провел рабочую встречу с главным тренером хоккейной команды «Саяны» Евгением Ерахтиным.
23.07.2018 Правительство Республики Хакасия
Фото с сайта министерства спорта Хакасии Сотни боксеров республики собрались в городе угольщиков, чтобы отметить свой профессиональный праздник.
23.07.2018 Газета Хакасия
Что будет с российскими стадионами после чемпионата мира? В России завершился чемпионат мира по футболу.
19.07.2018 Газета Шанс online
В ХАКАСИИ ОЖИДАЮТСЯ СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР, ГРОЗЫ, ГРАД - МЧС Республики Хакасия По информации Хакасского гидрометцентра,  24 июля по Республике Хакасия днем местами ожидаются сильные дожди, грозы, возможен град, усиление северо-западного ветра до 15-20 м/с.
23.07.2018 МЧС Республики Хакасия
Во всех районах Абакана на дорогах идут ремонты - Администрация г.Абакан В столице Хакасии практически во всех районах работают дорожники: либо это ямочный ремонт, либо строительство новых дорог, либо реконструкция или капитальный ремонт.
23.07.2018 Администрация г.Абакан