Тяжела и неказиста жизнь абаканского таксиста

Тяжела и неказиста жизнь абаканского таксиста
Фото: abakan-news.ru

«Муж без работы остался, теперь сидит целыми днями дома. Ждет он, видишь ли, выгодного предложения! А сесть за руль и «таксовать» ему никак нельзя, боится, видимо, что корона на голове не удержится!» – подобные гневные речи из уст женщин можно услышать, наверное, в любом городе нашей страны. И Абакан — не исключение. Ведь все на первый взгляд так просто: автомобиль теперь есть едва ли не в каждой семье, но при этом остается очень много тех, кому нужно куда-то добраться. Так что не зря подработка в частном извозе — первое, наверное, что приходит на ум человеку, нуждающемуся в деньгах. Но так ли все просто, как кажется?

Пожелания и закон

Для начала вспомним о том, что мы живем в правовом государстве, а значит, и деятельность такси у нас тоже регламентирована. Откроем федеральный закон № 69-ФЗ от 21.04.2011, где сказано, что перевозкой заниматься можно только при условии «…получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации». Уже в этом документе мы видим важное препятствие для тех, кто желает просто подработать: сначала требуется регистрация ИП. Сама по себе процедура не занимает много времени, однако требует некоторых финансовых затрат и, естественно, отчетности перед налоговыми органами. Понятно, что для того, кто занимается только частным бизнесом, все перечисленное — естественно. А вот теми, кто лишь пару-тройку раз в неделю выезжает на заработки, это воспринимается как лишние хлопоты.

Теперь перейдем собственно, к автомобилю. Федеральные Правила перевозок пассажиров и багажа обязывают оборудовать такси фонарем именно оранжевого цвета, причем таким, который включается, если такси свободно. Далее по списку идут обязательные «шашечки» на борту и таксометр в салоне. А кроме этого в зоне видимости пассажиров требуется размещать информацию о фирме и водителе, условия оплаты, контакты надзорных органов, и – внимание – согласно Правилам, каждому пассажиру выдается квитанция или кассовый чек!

Закон РХ «Об организации обслуживания населения легковыми такси» в основном дублирует федеральные нормативы, в том числе и требование обязательного техосмотра раз в полгода, а также обязательного водительского стажа. Для того чтобы работать в такси, нужно провести за рулем легковушки не менее трех лет. Или «добирать» до пяти лет на любом другом транспорте.

Как начать работу

Любой внимательный читатель, время от времени пользующийся услугами такси, заметит, что не многие из них соответствуют абсолютно всем нормативным требованиям. Как же работают те, кто буквально балансирует на грани нарушения закона? Выяснить это я решил на собственном опыте. Для этого всего-то понадобилось сменить деловой костюм на толстовку и посетить пару фирм, предлагающих посреднические услуги.

Начать работу оказалось очень просто: регистрация новичка занимает несколько минут, необходимое разрешение на автомобиль оформляется примерно неделю. При этом основные требования закона соблюдены: человек ведь заключает договор с фирмой, имеющей все необходимые документы. И все, после этого можно даже не показываться в офисе: заказы отправят на смартфон, он же служит таксометром. Главное — вовремя вносить абонентскую плату. Как видим, о строгом соблюдении всех пунктов закона речи не идет. Точнее, они оставлены на откуп водителю: хочешь — приобретай фонарь, «шашечки», кассовый аппарат, проходи техосмотр. Не хочешь — сам отвечаешь перед законом, если кто-то уличит в нарушении.

Но будем реалистами: знаменитая присказка «Вам «шашечки» или ехать?» как нельзя лучше отражает ситуацию с перевозками, сложившуюся в нашем городе. У таких вот таксистов, балансирующих на грани нарушения, есть важное качество: их услуги относительно дешевы. Можно, например, заказать машину в центр города и доехать в Красный Абакан примерно за 90–100 рублей. Да, приедет наверняка не иномарка последней модели. Но за поездку на машине премиум-класса и заплатить придется больше. А зачем тратить лишние деньги? Поэтому неудивительно, что спрос на услуги перевозчиков таков, что заказов хватает даже новичкам…

Такси заказывали?

Семь часов утра. Город только просыпается, а у нас начинается смена. Фыркает разогревающийся двигатель, пищит телефон, извещающий о потенциальных клиентах. Вот первый, в пределах центра. Электронный помощник услужливо разворачивает на экране схему маршрута и объявляет цену. Время пошло: фирма гарантирует, что машина будет у подъезда максимум через восемь минут. Ну, а выполнять гарантии нужно мне. И вот он, нужный подъезд. Молодец, уложился даже на две минуты раньше расчетного времени. А пассажир, пожилая женщина, просит отвезти в поликлинику.

Следующий заказ — в нескольких кварталах. Опять успеваю на две минуты раньше, при этом недобро поминая планировку дворов времен СССР с их узкими проездами, превращенными в парковку. Ехать тут по своим делам – еще куда ни шло. А если время — деньги в буквальном смысле, поневоле вспоминаются учебные «змейки» на автодроме, только здесь каждая вешка стоит примерно полмиллиона… Пассажир ждет у подъезда, чтобы отправиться в западную часть города.

Что у нас со временем? Еще нет и восьми утра. Заказы начинают буквально сыпаться на телефон по два-три сразу, причем есть несколько минут на то, чтобы ознакомиться с подробностями и решить, какой из них выбрать. Коллеги-конкуренты, видимо, занимаются тем же. Возникает легкий азарт, голова работает за навигатор, который предлагает лишь самую короткую, но отнюдь не удобную дорогу. А вместе с тем приходит осознание того, что занят тем делом, которое очень нужно людям. За рулем понимаешь: горожанам действительно не важно, есть ли шашечки у тебя на борту и насколько шахматен порядок их расположения. Пассажирам нужно добраться до нужного места, и чтобы везли при этом аккуратно. За первое они готовы платить, а за второе — благодарят, выходя из машины.

Давний стереотип гласит: таксисту проще всего заработать там, где соседствуют разные виды транспорта. То есть железнодорожный вокзал и аэропорт — настоящий Клондайк. Особенно последний, ведь пассажиры порой — не местные, реалий не представляют, цен на проезд не знают… На практике «извозчики» сталкиваются с рядом сложностей. Забавнее всего дела обстоят с прилетающими пассажирами. Минувшим летом московские рейсы прибывали в наш город, мягко говоря, отклоняясь от расписания. Грубо – можно было и два часа просидеть в машине, надеясь подстеречь металлическую птицу. И, возможно, зря: большинство потенциальных пассажиров тут же встречается коллегами-родственниками. Заказы так и не поступают. На железнодорожном вокзале напряжение выше: хотя пассажиров побольше, желающих их подвезти тоже немало. Поэтому порой можно наблюдать такую картину: только что приехавший гражданин семенит по тротуару, таща за собой увесистый чемодан, а следом устремляется пара водителей, убеждающих его в необходимости воспользоваться их услугами. Иногда получается.

Встреча с «бомбилами»

Пассажир отлучился «на минутку» и безнадежно опаздывал. Правда, остановились мы удачно для меня: аккурат у скопления автомобилей, на принадлежность которых к такси указывал только оранжевый фонарь на крыше. Тот самый, который так легко снять при необходимости. У автомобилей ведут неспешную беседу несколько человек. Работают, по их словам, на свой страх и риск, не оформляя документы. И не обращаясь за помощью в диспетчерские службы. При этом умудряются не устраивать войн из-за пассажиров, несмотря на конкуренцию. Для этого достаточно договариваться между собой. Извозчики собираются здесь не один год, друг друга уже знают. И каждый день организуют очередь: на «чужих» пассажиров не претендуют. Дают своим собратьям возможность поставить машину наиболее выгодно — чтобы первый поскорее загрузился и уехал. Тогда его место занимает следующий.

Чтобы привлечь пассажира, водители могут слегка слукавить. Наиболее частый прием — преувеличение сроков ожидания автобусов. Иногородний, услышав, что стоять на остановке придется, к примеру, 45 минут, вероятнее решится воспользоваться услугами такси.

Работа, однако, та еще, и удерживаются здесь только люди определенного склада, с этаким спокойно-философским взглядом на жизнь. Что же касается заработка, то он мало зависит от статуса: и «бомбилы», и те, кто работает в такси легально, за смену получают около тысячи рублей прибыли (то есть не считая расходов на бензин и других вроде абонентской платы за услуги диспетчера). Но за эту тысячу нужно проехать около ста километров по городским улицам, и в основном – в час пик, с небольшими перерывами на отдых, иначе о каком-либо заработке речи не идет.

Андрей ВИКТОРОВ


газета "Абакан" личный опыт такси
 
По теме
Фото пресс-службы Управления Росгвардии по Хакасии Бойцы СОБР «Сапсан» Управления Росгвардии по Хакасии оказали силовую поддержку полицейским Абакана при задержании хозяина специализированной автостоянке на улице Итыгина,
Фото Восточного МСУТ СК России В четверг, 28 марта на двупутной строящейся вставке станции Муртыгит Тындинского региона Дальневосточной железной дороги произошло боковой столкновение грузового и хозяйственного поездов.
Фото Восточного МСУТ СК России В четверг, 28 марта на двупутной строящейся вставке станции Муртыгит Тындинского региона Дальневосточной железной дороги произошло боковой столкновение грузового и хозяйственного поездов.
Агентство Информационных Сообщений
В Хакасии нетрезвый водитель прятался от полицейских на заднем сиденье авто - Газета Шанс online Автор Редакция Сотрудникам Госавтоинспекции ОМВД России по Ширинскому району от бдительных граждан поступило сообщение о том, что по селу Целинное на автомобиле ездит нетрезвый водитель.
Газета Шанс online
Полиция Хакасии пресекла мошенническую схему руководителя специализированной автостоянки - Пульс Хакасии В рамках расследования, проводимого Следственным управлением УМВД России по городу Абакан, возбуждены уголовные дела по обвинению руководителя автостоянки, специализирующейся на хранении транспортных средств,
Пульс Хакасии
Забота о здоровье: Центр СПИД продолжает работу по тестированию в трудовых коллективах - Минздрав Республики Хакасия Накануне специалисты Республиканского центра профилактики и борьбы со СПИД выезжали в трудовой коллектив отделения Социального фонда России по Республике Хакасия для проведения добровольного,
Минздрав Республики Хакасия
Напомним, иск прокурором был предъявлен к ГБУЗ РХ «Саяногорская межрайонная больница» в интересах пенсионерки в связи со смертью её сына, наступившей после обращения за медицинской помощью.
Городской суд г. Саяногорск
К 150-летию Е.Ф. Гнесиной - Минкультуры Студенты специальности «Теория музыки» Хакасского колледжа искусств представили лекторий-экскурсию, посвященную150-летию со дня рождения педагога, музыканта, композитора Е.Ф.
Минкультуры