Обзор практики осуществления федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций в 2017 году

Обзор практики осуществления федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций в 2017 году
Фото: to19.minjust.ru

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) федеральный государственный контроль (надзор) – это деятельность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на всей территории Российской Федерации. Порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности устанавливается положением о виде федерального государственного контроля (надзора), утверждаемым Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними административными регламентами.

Порядок осуществления федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций определен в Положении о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 11.07.2012 № 705 (далее – Положение о надзоре № 705).

В соответствии с п.п. 3, 5 Положения о надзоре № 705 государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами.

В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации. Минюст России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы и в том числе, осуществляет функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций.

Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным Приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26 (далее – Положение № 26), определены полномочия территориальных органов Минюста России в части осуществления функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций. В соответствии с п. 65 Положения № 26 установлено, что Управление осуществляет контроль, в том числе, за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.

Государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон «О некоммерческих организациях») и иными федеральными законами, а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований.

Плановые проверки проводятся в соответствии с ежегодными планами проведения таких проверок. Внеплановые проверки проводятся по основаниям, установленным п. 4.2 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Порядок организации и проведения проверок за деятельностью некоммерческих организаций определен Административным регламентом исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденным Приказом Минюста России от 30.12. 2011 № 456, с изменениями внесенными Приказом Минюста России от 25.01.2018 № 13 (далее - Административный регламент № 456).

В соответствии с п. 3 Административного регламента № 456 предметом контроля за деятельностью некоммерческих организаций, зарегистрированных в Республике Хакасия является:

1) соответствие деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям;

2) соблюдение региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствие их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий;

3) соответствие деятельности иных некоммерческих организаций, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации;

4) соблюдение религиозными организациями законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, а также целей и порядка деятельности, предусмотренных их уставами;

В соответствии с Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 год, утвержденным приказом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия (далее – Управление) от 28.10.2016 № 241, на 2017 год Управлением было запланировано проведение проверок в отношении 65 некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории Республики Хакасия.

Из 65 проверок, запланированных на 2017 год, Управлением были проведены 55 плановых документарных проверок некоммерческих организаций (в том числе 23 проверки по расходованию денежных средств и использованию иного имущества). Плановые проверки были проведены: 1 проверка –  в отношении регионального отделения политической партии, 23 проверки – в отношении общественных объединений, 16 – в отношении некоммерческих организаций, 15 – в отношении религиозных организаций.

Внеплановые проверки некоммерческих организаций в течение 12 месяцев 2017 года не проводились.

Из 65 запланированных на 2017 год 9 проверок не состоялось в связи с непредставлением документов, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки, что послужило основанием для невозможности сделать вывод о соответствии деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами (уставным целям), и законодательству Российской Федерации. Также 1 проверка, запланированная в отношении Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы Ширинского района, была исключена из Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 год в связи с невозможностью ее проведения плановой проверки деятельности вследствие прекращения деятельности организации на основании решения суда.

В соответствии с п. 40 Административного регламента № 456, в адрес некоммерческих организаций, в отношении которых запланированы документарные проверки, Управлением не позднее чем за три рабочих дня до начала проверки были направлены уведомления о проведении проверки, которые, по возможности, дублировались посредством электронной почты и телефонной связи. Тем не менее, документы, необходимые для проведения проверки, не были представлены организациями ни к дате начала проверки, ни в течение всего срока проверки.

В связи с чем, в отношении руководителей 10 некоммерческих организаций были составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ), а также в отношении руководителей 6 некоммерческих организации – по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ.

Также в отношении 1 некоммерческой организации составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ в связи с непредставлением организацией документов, необходимых для проведения проверки в части расходования денежных средств и использования иного имущества. 

При проведении в течение 2017 года плановых документарных проверок Управлением был выявлен ряд наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований, в том числе:

1. Несоблюдение некоммерческими организациями требований учредительных документов, являющихся в соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях», обязательными для исполнения самой некоммерческой организацией ее учредителями (участниками), в частности, несоблюдение положений уставов, касающихся порядка формирования и организации деятельности руководящих и контрольно-ревизионных органов;

2. В деятельности религиозных организаций допускается использование сокращенного наименования, что не соответствует требованиям п. 8 ст. 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», согласно которым религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности. 

3. Частью 1 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях», определено, что некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

Согласно п. 4 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

Однако уставы некоммерческих организаций зачастую содержат открытый перечень видов деятельности. При этом виды приносящей доход деятельности не указываются.

4. В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона «Об общественных объединениях» членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения.

Однако, вопросы приема членов, прекращения членства, исключения членов из общественного объединения не отражаются в решениях органов управления, на которые уставом возложены полномочия по принятию таких решений, что также не позволяет определить, каким образом в организации осуществляется учет членов. 

5. Отделениями общероссийских общественных объединений своевременно не предоставляются документы, необходимые для внесения изменений в сведения об Отделениях, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в связи с изменениями, внесенными в уставы Общероссийских общественных объединений, на основании которых действуют Отделения. 

Подобные факты являются нарушением требований п. 7 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которым некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. 

В подп. «з» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» указана дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы.

При этом пунктом 4 ст. 23 Федерального закона «О некоммерческих организациях» определено, что изменения, вносимые в сведения, указанные в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», приобретают юридическую силу со дня их внесения в единый государственный реестр юридических лиц.

6. Фондами не соблюдается обязанность по проведению обязательного ежегодного аудита.

В соответствии с подп. 3 п. 1, а также п. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводится в случаях, если: организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов). Обязательный аудит проводится ежегодно.

7. В нарушение пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которому некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету, некоммерческими организациями не утверждаются финансовые планы (самостоятельные балансы, сметы).

8. Некоммерческие организации не оформляют (не представляют к проверке) первичные учетные документы (кассовые и банковские), а также регистры бухгалтерского учета.

Так, согласно п.п. 1, 3 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Федеральный закон «О бухгалтерском учете») каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания.

В соответствии с п.п. 1, 3, 6 ст. 10 Федерального закона «О бухгалтерском учете» данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено федеральными стандартами.

На основании накопленных данных регистров составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность организации, которая должна давать достоверное представление о ее финансовом положении и финансовом результате деятельности.

9. Некоммерческими организациями не составляются отчеты о целевом использовании средств. 

Обязанность по составлению и представлению отчета о целевом использовании средств некоммерческими организациями предусмотрена абз. 2 п. 14 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому налогоплательщики, получившие имущество (в том числе денежные средства), работы, услуги в рамках благотворительной деятельности, целевые поступления или целевое финансирование, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств в составе налоговой декларации по налогу на прибыль. 

10. Зачастую некоммерческими организациями не составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность, предусмотренная требованиями п. 2 ст. 14 Федерального закона «О бухгалтерском учете», согласно которым годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

11. Некоммерческими организациями нарушается порядок формирования учетной политики, а именно учетная политика не утверждается, либо в нее своевременно не вносятся изменения в соответствии с требованиями Федерального закона «О бухгалтерском учете».

12. В уставах некоммерческих организаций, в нарушение п. 1 ст. 28 Федерального закона «О некоммерческих организациях», не всегда определен порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческих организаций, порядок принятия ими решений; перечень вопросов, отнесенных к исключительной компетенции высшего органа управления зачастую не соответствует требованиям п. 3 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

13. Протоколы заседаний коллегиальных органов управления некоммерческих организаций часто не соответствуют требованиям п. 4 ст. 181.2 главы 9.1 ГК РФ, а именно в них отсутствуют сведения о времени проведения заседания, о рабочих органах заседания (председатель, секретарь заседания), о лицах, ведущих подсчет голосов, а также сведения о присутствующих на собрании. 

По результатам проведенных проверок Управлением в адрес некоммерческих организаций, допустивших нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации, в 2017 году были вынесены 53 предупреждения.

Также в отношении 1 религиозной организации, не указывающей своего полного наименования при осуществлении деятельности, Управлением составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.26 КоАП.

Кроме того, в результате проведения плановых проверок в отношении 3 некоммерческих организаций были выявлены нарушения в части предоставления в проверяемом периоде ежегодной отчетности. 

Так, в ходе проверочных мероприятий у двух некоммерческих организаций были обнаружены документы, подтверждающие получение организациями в проверяемый период денежных средств от российских юридических лиц, получающих денежные средства из иностранных источников (источники финансирования были установлены), однако организации не указали данные сведения в ежегодных отчетах. В отношении третьей некоммерческой организации в ходе проверки был установлен факт получения денежных средств более трех миллионов, однако данной организацией в проверяемый период был представлен отчет, подтверждающий, что поступления имущества и денежных средств в течение отчетного периода составили менее трех миллионов.

В целях недопущения некоммерческими организациями нарушений обязательных требований действующего законодательства Российской Федерации Управление на своем официальном сайте публикует перечни нормативных правовых актов, оценка соблюдения требований которых является предметом государственного контроля и информацию об актуальных изменениях федерального законодательства в сфере деятельности некоммерческих организаций, а также информационно-аналитические материалы по указанной теме. 

Кроме того, в целях своевременного информирования некоммерческих организаций по вопросам соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации Управлением ведется работа по проведению семинаров и разъяснительная работа в средствах массовой информации, на сайте Управления ежемесячно публикуется сведения об организациях, в отношении которых запланированы проверки, о результатах проведенных проверок.

Обзоры типичных нарушений обязательных требований, выявленных при осуществлении Управлением контрольно-надзорных функций в сфере деятельности некоммерческих организаций, размещаемые на сайте Управления, содержат ссылки на нормы действующего законодательства, нарушения которых допускаются наиболее часто, а также рекомендации по осуществлению делопроизводства и ведению бухгалтерского учета в соответствии с установленными требованиями.

В целях недопущения нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации некоммерческим организациям рекомендуется отслеживать изменения законодательства в сфере деятельности некоммерческих организаций, осуществлять деятельность в строгом соответствии с нормами действующего законодательствам Российской Федерации и положениями своего устава, изучать информацию, размещаемую на официальном сайте Управления http://to19.minjust.ru/ в разделе «Некоммерческие организации», своевременно получать корреспонденцию, направляемую специалистами Управления в адрес организации, в случае возникновения вопросов относительно исполнения обязательных требований законодательства Российской Федерации обращаться за консультацией к специалистам Управления.

02 марта 2018 года

Ещё новости о событии:

В рамках осуществления государственного контроля в сфере деятельности некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории Республики Хакасия,
17:35 02.03.2018 Министерство юстиции - Абакан
В рамках осуществления государственного контроля в сфере деятельности некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории Республики Хакасия,
17:34 02.03.2018 Министерство юстиции - Абакан
В феврале 2018 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия зарегистрировано 7 вновь созданных некоммерческих организаций:
17:34 02.03.2018 Министерство юстиции - Абакан
Управление Министерства юстиции российской федерации по Республике Хакасия сообщает,
17:01 02.03.2018 Администрация г. Саяногорск - Саяногорск
Обзор практики осуществления федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций в 2017 году - Министерство юстиции
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 26.12.
10:40 02.03.2018 Министерство юстиции - Абакан
 
По теме
В соответствии с действующим  законодательством судебные извещения, копии судебных актов в электронном виде могут направляться участникам процесса посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг «Госусл
ВС РФ не позволил лишать права общей собственности из-за отсутствия обращения в суд за разделом имущества Длительное необращение одного из бывших супругов в суд с требованием о разделе совместно нажитого имущества
Накануне председатель Общественной наблюдательной комиссии Ирины Халиман провела рабочую встречу с начальником УФСИН России по Республике Хакасия Андреем Мисюра, помощником начальника УФСИН по правам человека Романом Петровым,
Статьей 39 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что стороны могут закончить гражданское дело мировым соглашением.
27 марта 2024 года начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия Аяс Чудаан-оол принял участие в работе седьмой (очередной) сессии Верховного Совета Республики Хакасия.
В Арбитражном суде Республики Хакасия рассматривается дело по исковому заявлению общества к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае,
Полиция Хакасии пресекла мошенническую схему руководителя специализированной автостоянки - Пульс Хакасии В рамках расследования, проводимого Следственным управлением УМВД России по городу Абакан, возбуждены уголовные дела по обвинению руководителя автостоянки, специализирующейся на хранении транспортных средств,
Пульс Хакасии
Забота о здоровье: Центр СПИД продолжает работу по тестированию в трудовых коллективах - Минздрав Республики Хакасия Накануне специалисты Республиканского центра профилактики и борьбы со СПИД выезжали в трудовой коллектив отделения Социального фонда России по Республике Хакасия для проведения добровольного,
Минздрав Республики Хакасия
Напомним, иск прокурором был предъявлен к ГБУЗ РХ «Саяногорская межрайонная больница» в интересах пенсионерки в связи со смертью её сына, наступившей после обращения за медицинской помощью.
Городской суд г. Саяногорск
Как чувствуют себя пациенты, которым пересадили почку? - проверили врачи -трансплантологи Сибирского научно-клинического центра Федерального медико-биологического агентства.
Вести Хакасия
К 150-летию Е.Ф. Гнесиной - Минкультуры Студенты специальности «Теория музыки» Хакасского колледжа искусств представили лекторий-экскурсию, посвященную150-летию со дня рождения педагога, музыканта, композитора Е.Ф.
Минкультуры