Обзор типичных нарушений законодательства Российской Федерации, допускаемых некоммерческими организациями, в том числе общественными объединениями и религиозными организациями, в документах, представляемых для государственной регистрации

Фото: to19.minjust.ru

Обзор типичных нарушений законодательства Российской Федерации, допускаемых некоммерческими организациями, в том числе общественными объединениями и религиозными организациями, в документах, представляемых для государственной регистрации

Решение о государственной регистрации некоммерческих организаций, на территории Республики Хакасия, принимает Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия (далее - Управление).

Перечень документов, представляемых некоммерческими организациями для государственной регистрации установлен Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Федеральным законом от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», Федеральным законом от 11.07.2002 № 95-ФЗ «О политических партиях».

Следует учитывать, что указанные федеральные законы, а также иные федеральные законы (Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ "О национально-культурной автономии", Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и др.) содержат также требования к порядку создания и уставам некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм, что чрезвычайно важно при подготовке документов для государственной регистрации.

Требования к предоставляемым на государственную регистрацию документам содержит также Административный регламент, предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденный приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455.

Приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" утверждены формы заявлений, предоставляемых для государственной регистрации юридических лиц, а также подробные требования к оформлению таких заявлений.

Кроме того, глава 9.1 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит общие требования к оформлению решений собраний.

Важно помнить, что регистрация некоммерческих организаций носит не уведомительный характер. Все предоставляемые документы проходят правовую экспертизу на соответствие действующему законодательству Российской Федерации.

В ходе правовой экспертизы сотрудниками Управления выявлены следующие типичные нарушений законодательства Российской Федерации, допускаемых некоммерческими организациями в документах, представляемых для государственной регистрации

1. Ненадлежащее заполнение заявлений (уведомлений) для государственной регистрации некоммерческих организаций:

- заявление (уведомление) заполнено прописными маленькими буквами. Согласно п. 1.1 Требований к оформлению документов, предоставляемых в регистрирующий орган (далее – Требования), утвержденных Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, формы заполняются с использованием программного обеспечения либо вручную, печать знаков при использовании для заполнения формы заявления программного обеспечения должна выполнятся заглавными буквами шрифтом Courier New высотой 18 пунктов, заполнение вручную осуществляется чернилами черного цвета заглавными печатными буквами.

- в заявлении, помимо заполненных листов, относящихся к регистрации, приложены лишние листы. В соответствии с п. 1.11 Требований незаполненные листы, а также полностью не заполненные страницы многостраничных листов формы заявления в состав заявления не включаются.

- в заявлении (уведомлении) отсутствует нумерация страниц либо страницы пронумерованы не полностью. Согласно пп. 1.11, 1.12 Требований незаполненные листы в заявление не включаются, после заполнения необходимых листов формы заявления и его комплектования проставляется сквозная нумерация.

- заявление или иные документы распечатаны с двух сторон. Согласно п. 1.17 Требований двухсторонняя печать заявления и иных предоставляемых в регистрирующий орган документов, не допускается.

- в разделах «Адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом», «Адрес (места нахождения) жительства», тип адресного объекта указывается полностью (город, село, деревня. улица, проспект, район и т.д.). Однако, согласно Требований п. 2.3- 2.6 тип адресного объекта (город, село, деревня, улица, проспект, район и т.д.) указывается с использованием сокращения в соответствии с приложением 2 к Требованиям, а тип адресного объекта (дом, корпус, квартира, офис) указывается полностью.

- при заполнении показателя «Серия и номер документа» раздела «Данные документа, удостоверяющего личность» отсутствует пустое знакоместо. Так согласно п. 1.8. Требований при заполнении показателя «серия и номер документа» при наличии в документе серии и номера сначала указывается серия, а затем через пустое знакоместо – номер. При наличии в серии и (или) номере документа пробела, при заполнении такого реквизита пробел отражается в виде пустого знакоместа.

- в заявлении заполняются разделы, подлежащие заполнению только коммерческими организациями.

- в заявлении указываются коды видов экономической деятельности, не соответствующие целям деятельности некоммерческой организации, определенные ее учредительными документами.

- в заявлении контактные телефоны, e-mail зачастую заявителем не указываются.

2. Ненадлежащее оформление документов (уставов, протоколов), представляемых для государственной регистрации:

- все документы, кроме учредительных документов некоммерческой организации, представляются на государственную регистрацию в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником, заявителями представляются незаверенные копии документов, либо документы в одном экземпляре.

- устав не заверен подписью лица, обладающего соответствующими полномочиями.

- наименование руководящих и иных органов в различных документах не соответствует уставу некоммерческой организации (например, Общее собрание членов или Собрание, Председатель или Председатель Правления).

- протоколы составлены не в соответствии с требованиями к оформлению, предусмотренными п. 4 ст. 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (не указаны дата, время и место проведения собрания, сведения о лицах, принявших участие в собрании, результаты голосования по каждому вопросу повестки дня, сведения о лицах, проводивших подсчет голосов, сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол).

- документы, содержащие более двух листов, не прошиты и не заверены подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки.

- документы, содержащие более двух листов, прошиты и заверены подписью не заявителя, а иного лица. 

3. Наличие в уставах некоммерческих организаций положений, не соответствующих действующему законодательству Российской Федерации

- наименование некоммерческой организации в нарушение п. 1 ст. 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях» зачастую не содержит указания на характер деятельности;

- перечень вопросов исключительной компетенции высшего органа некоммерческой организации часто не соответствует требованиям п. 3 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. № 436-ФЗ "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "О некоммерческих организациях";

- разделы устава, посвященные органам управления некоммерческой организации, не всегда учитывают, что в соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона «О некоммерческих организациях» структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами;

- перечень прав и обязанностей членов корпоративных некоммерческих организаций, определенный уставом, как правило, не отвечает требованиям ст. 65.2 Гражданского кодекса Российской Федерации;

- уставы некоммерческих организаций зачастую содержат открытый перечень видов деятельности, а виды приносящей доход деятельности не указываются вовсе. Вместе с тем, п. 1 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» устанавливает, что некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами, а п. 4 ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве обязательного требования к содержанию устава некоммерческой организации указывает определение предмета ее деятельности;

- при внесении изменений в учредительные документы некоммерческие организации, использующие символику, забывают включить в содержание устава ее описание, как требует п. 5 ст. 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях», введенный Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 236-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам символики некоммерческих организаций".

Следует подчеркнуть, что согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 23.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» предоставление документов, необходимых для государственной регистрации не полностью является основанием для отказа в государственной регистрации некоммерческой организации.

Ненадлежащее оформление документов, представляемых на государственную регистрацию, для общественных объединений и религиозных организаций является основанием для отказа в государственной регистрации, а для иных некоммерческих организаций – основанием для приостановления государственной регистрации на срок до трех месяцев.

Наличие в уставе некоммерческой организации любой организационно-правовой формы положений, противоречащих Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации также будет служить основанием для отказа в государственной регистрации.

Таким образом, в целях недопущения нарушений законодательства Российской Федерации при оформлении документов, представляемых для государственной регистрации, Управление рекомендует заявителям следующее:

- подробно изучать нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность некоммерческих организаций (в соответствии с их организационно-правовыми формами и характером деятельности), а также нормативные правовые акты, устанавливающие формы, перечни документов, предоставляемых для государственной регистрации и требования к ним;

- проанализировать последнюю выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (для зарегистрированных организаций - при регистрации изменений в учредительные документы, а также внесении изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы) на предмет ее полноты и соответствия содержащихся в ЕГРЮЛ сведений фактическим сведениям об организации для исправления имеющихся ошибок;

- знакомиться с информацией по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций, размещенной на Интернет-сайте Управления, а также на информационных стендах в помещении Управления и в информационных буклетах;

- обращаться за консультацией к специалистам Управления до представления документов на государственную регистрацию некоммерческой организации.

 

Главный специалист-эксперт
отдела по делам некоммерческих организаций
Л.Г. Винокурова,

Специалист 1 разряда 
О.М. Сунчугашева

13 июня 2017 года
 
По теме
мен - ИА Агентство Деловой Информации   Сегодня в г. Новосибирске полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло провёл встречу с руководителями общественных палат субъектов Федерации округа.
13.07.2017
Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Сибирском федеральном округе в ходе проверки выявило нарушения законодательства о государственном контроле (надзоре), об административных правонарушениях,
13.07.2017
Вниманию Глав муниципальных образований! - Министерство юстиции Управление ежемесячно готовит и направляет в прокуратуру Республики Хакасия информацию о фактах нарушения главами муниципальных образований сроков,
10.07.2017
 
Календарь - Правительство Республики Хакасия Некоммерческая организация «Фонд развития Хакасии» переехал на новый адрес: Кирова, 81 (2 этаж).
05.07.2017
В июне 2017 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия зарегистрировано 6 вновь созданных некоммерческих организаций - Министерство юстиции В июне 2017 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия зарегистрировано 6 вновь созданных некоммерческих организаций:
05.07.2017
О деятельности в сфере регистрации некоммерческих организаций в июне 2017 года - Министерство юстиции В июне 2017 года в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия поступило 18 заявлений о государственной регистрации некоммерческих организаций, из которых:
05.07.2017
 
4 июля 2017 года в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия состоялось вручение ведомственных наград Министерства юстиции Российской Федерации.
04.07.2017
Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Сибирском федеральном округе провело проверку в Департаменте Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу,
04.07.2017
Управлением подготовлена статья «Административная ответственность некоммерческих организаций» - Министерство юстиции Административная ответственность некоммерческих организаций   Некоммерческие организации обязаны осуществлять свою деятельность в строгом соответствии с их учредительными документами и законодательством Российской Федерации.
30.06.2017
 
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия в июне 2017 года проведены проверки в отношении 5 некоммерческих организаций - Министерство юстиции В рамках осуществления государственного контроля в сфере деятельности некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории Республики Хакасия,
30.06.2017
генпрок - ИА Агентство Деловой Информации Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Сибирском федеральном округе провело проверку исполнения законодательства о государственном контроле, рассмотрении обращений граждан,
26.06.2017
Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Сибирском федеральном округе провело проверку исполнения законодательства о государственном контроле, рассмотрении обращений граждан,
26.06.2017
«Распяли на кресте»: жители Тольятти наткнулись на необычную находку в лесу - ИА Агентство Деловой Информации Жуткая картина попала в объектив камеры мобильного телефона. В лесу Автозаводского района Тольятти нашли куклу, которую привязали к столбу наподобие распятия.
16.07.2018 ИА Агентство Деловой Информации
Фото Чита.ру Два пролета автомобильного моста "Обход города Чита" упали в воду днем 14 июля.
15.07.2018 Газета Хакасия
Фото Анастасии Пачиной Вчера открыл двери для гостей со всего мира фестиваль этнической музыки и ремесел "Мир Сибири".
14.07.2018 Газета Хакасия
Фото: khakas.er.ru Фракция «Единой России» в Государственной Думе предлагает установить в России новую памятную дату - сделать 22 октября Днем российского футбола, сообщает  пресс-служба партии .
13.07.2018 Газета Хакасия
Болельщики хвалят сборную России, футболисты – нет. Сборная России по футболу показала лучший в истории результат: на домашнем чемпионате мира наши футболисты заняли итоговое 5-8 место,
12.07.2018 Газета Шанс online
КАК УБЕРЕЧЬ СЕБЯ ОТ ГРОЗЫ - МЧС Республики Хакасия Грозовые явления далеко не безопасны для человека. Ежегодно и повсеместно происходит немало случаев, когда от удара молнией гибнут люди, животные или начинается пожар.
15.07.2018 МЧС Республики Хакасия
Фото из открытых источников За минувшие двадцать четыре часа на территории республики произошли два пожара — в Черногорске и в Шира.
14.07.2018 Хакасия-Информ