Президентские обещания в преддверии выборов: вопросов больше, чем ответов

Президентские обещания в преддверии выборов:  вопросов больше, чем ответов
Фото: abakan-news.ru

Если в осуществимости продленных до 2022 года выплат маткапитала никто особо не сомневается, то выполнимость новых социальных обязательств государства (озвученных В. Путиным в преддверии президентских выборов обещаний молодым семьям) вызывает много вопросов.

Непонятно, с помощью каких механизмов собираются осуществлять на практике эти благие инициативы? Будут ли они беспроблемно работать не только на бумаге, но и в реальной жизни? Хватит ли на нововведения средств при дефицитном бюджете? «Почвы для рассуждений» пока мало. Остается предполагать и размышлять, опираясь на имеющуюся информацию. Делитесь и вы своими мнениями, уважаемые читатели!

Суть обещаний

Напомню, что недавно на заседании Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы Президент РФ Владимир Путин пообещал молодым семьям (но не всем) льготную ипотеку и ежемесячные выплаты при рождении первого ребенка и до достижения им полутора лет.

Но с оговорками, что упомянутые выплаты будут адресно получать семьи со среднедушевым доходом «не выше полуторакратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в регионе за второй квартал года, предшествующего году обращения за такой выплатой». Официальных подробностей немного. Уже известно, что на эту помощь могут претендовать семьи, в которых родится ребенок с 1 января 2018 года, а среднедушевой доход будет рассчитываться с учетом новорожденного. Также не имеет значения, работают ли его родители.

Участие в специальной программе ипотечного кредитования президент пообещал семьям, в которых с 1 января 2018 года родится второй или третий ребенок. Государство субсидирует им процентную ставку сверх 6% годовых при покупке жилья на первичном рынке или рефинансировании уже имеющихся ипотечных кредитов.

Неясные моменты

Новые меры поддержки молодым семьям стартуют уже с 1 января 2018 года, т. е. меньше чем через месяц. Однако законодательно эти благие инициативы пока не подкреплены.

Министр труда М. Топилин признался, что пока есть законопроекты, еще не внесенные в правительство. Соответственно, с обещанными выплатами пока – полная неясность, и можно только предполагать: будут они вестись из федерального или регионального бюджетов? Кем они будут выплачиваться на местах? Какие документы надо собрать для нового пособия? Какие доходы семей будут браться в расчет: только официальные или о неофициальных государство тоже захочет знать?

А где деньги возьмут?

Пожалуй, самый главный вопрос: где государство при дефицитном бюджете возьмет деньги на новые социальные обязательства (напомню, что прогнозируемый дефицит федерального бюджета в 2018 году составит 1,33 трлн рублей)? И хватит ли найденных средств на долгосрочные меры поддержки?

О льготной ипотеке я пока молчу: об этом нововведении слишком мало исходной информации. Расходы только на обещанные выплаты новых пособий, по словам В. Путина, составят 144,5 млрд руб. По поводу этой выплаты министр финансов А. Силуанов уже пояснил, что на нее пойдут деньги из резервных фондов правительства и президента. Напомню, что первый составляет более 50 млрд рублей в 2018 году, а второй – 10 млрд руб. ежегодно. На первый взгляд, впечатляюще. Однако они предназначены не только для поддержки демографии. И других расходов из них много. Например, не далее как 28 ноября Правительство приняло решение о выделении более чем двадцати регионам из резервного фонда 11,58 миллиарда рублей: в том числе на выплату зарплат бюджетникам.

Не будет ли похоже осуществление на практике новых социальных обязательств на перетягивание одеяла между теми, кто нуждается в господдержке? И не приведет ли к сокращению поддержки одних льготников, чтобы заручиться поддержкой других – молодой части электората, за которую борются политики?

Лично меня насторожили на фоне обещаний В. Путина высказывания министра финансов А. Силуанова про «переформатирование уровней социальной поддержки», озвучившего предложение сократить количество россиян, получающих социальную поддержку из бюджета и то, что оно уже обсуждается в правительстве. Как вам это? Не напоминает прощупывание почвы для поиска финансовых ресурсов, которых остро не хватает, за счет льготников. Конечно, если сократится количество одних льготников, то совсем не факт, что освободившиеся финансы пойдут на поддержку других.

Еще один момент, вызывающий вопросы: несложные математические расчеты на основании озвученных цифр, связанных с введением нового пособия, позволяют прикинуть, что эту помощь будут получать примерно 370 тысяч семей в месяц. Возникает логичный вопрос: что будет, если их окажется больше/меньше запланированного? Если будут «сверхнормативные» семьи, то для них найдутся «сверхнормативные» деньги? Или введут такие условия получения пособия, чтобы их не было? А если претендентов на пособие окажется меньше запланированного, то на что пойдут сэкономленные средства?

И список возникших вопросов можно продолжать: если выполнение обещанных мер поддержки «спустят» на региональный уровень? Не будут ли они тогда носить рекомендательный (то есть, не обязательный для выполнения) характер? Как, например, действующий с 2012 года указ президента, в котором главам субъектов РЕКОМЕНДУЕТСЯ выплачивать семьям пособия за рождение третьего и последующих детей. В большинстве они выплачиваются, но средства на это по объективным причинам находятся не во всех региональных бюджетах.

В общем, чем больше размышляешь о механизме осуществления обещаний в сегодняшних условиях, тем больше вопросов возникает. Ответов на них пока нет.

Почему абаканцы не спешат «плодиться и размножаться» после президентских обещаний?

Небольшой опрос десяти абаканских молодых семей показал, что все – за любые меры поддержки молодых семей, и считают, что сейчас их недостаточно. Однако недавние президентские обещания никак не повлияют на решение семи «ячеек общества» родить ребенка. Почему?

Среди наиболее частых причин (кроме: «рождение ребенка – это личное дело») озвучивалось: во-первых, реальные расходы, связанные с ребенком, значительно превышают помощь государства; во-вторых, к обещаниям в предвыборную пору особого доверия нет, надо посмотреть, будут ли они выполнены; в-третьих, непонятен механизм осуществления обещаний, и пока нет четких критериев отбора семей; в-пятых, есть сомнения, что в условиях дефицита бюджета государство постарается помогать как можно большему количеству молодых семей.

В общем, молодые семьи пока настроены критически и скептически. Скорее, они выжидают и пытаются понять: есть ли в обещанном какой-то подвох от родного государства?

Например, довелось услышать от семьи Поповых такое мнение о готовящихся нововведениях: «Родить ребенка несложно. Надо, чтобы это был осознанный шаг, без ожиданий помощи от государства. Конечно, приятно, если она есть. Но рожать, надеясь только на нее, мы бы не рискнули. Например, обещанное новое пособие только до полутора лет, и его сумма несопоставима с реальными тратами на ребенка, даже если приплюсовать к нему остальные пособия, которые выплачиваются в нашей стране.

Для малообеспеченных семей, конечно, обещанная помощь лишней не будет. Но еще не факт, что ее получат все желающие, считающие себя нуждающимися. Опасаюсь, что для снижения числа претендентов на пособие или сделают критерии его получения сложно выполнимыми, или «поиграют» статистикой. Если верить официальной статистике, то зарплаты у нас в регионе и по стране очень «аппетитные». Только вот в реальности мы почти не знаем людей с приближенным к тем цифрам жалованьем. Не в тех кругах вращаемся? Что касается пособия, то оно обещано не всем молодым семьям, а с официальным доходом на человека не выше 1,5 минимального прожиточного уровня. Насколько помню, эта величина устанавливается для каждого региона местными властями. Опасаюсь, что в ближайшее время ее могут пересмотреть не в пользу молодых семей или большинство из них «заживет лучше» с помощью «жонглирования цифрами». Правда, на бумаге. Например, по моему предположению, может измениться методика подсчета, и многие семьи не смогут претендовать на помощь. Конечно, не хотелось бы верить, что подобные фантазии осуществятся».

Как будет на самом деле? Время покажет. Ждать недолго осталось.

Татьяна ЗЫКОВА


газета "Абакан" Татьяна Зыкова экономика № 48
 
По теме
Фото пресс-службы Управления Росгвардии по Хакасии - Агентство Информационных Сообщений Фото пресс-службы Управления Росгвардии по Хакасии В Абакане сотрудники вневедомственной охраны Росгвардии задержали в супермаркете на проспекте Дружбы народов жителя Санкт-Петербурга.
Агентство Информационных Сообщений
Семья Гончаревич: династия врачей в трёх поколениях - Минздрав Республики Хакасия Общий медицинский стаж династии Гончаревич составляет 129 лет. Основатель трудовой династии – Вера Ивановна Гончаревич - врач высшей категории по физиотерапии, врач-иглорефлексотерапевт.
Минздрав Республики Хакасия
Правильное питание способно на многое - интервью с диетологом Зинаидой Коваленко - ИА Хакасия Статус: Реклама Фото: ИА "Хакасия" еrid: LatgBXF3T Все больше жителей Хакасии, прислушиваясь к советам специалистов и следуя своим внутренним желаниям, стремятся соблюдать правила здорового образа жизни.
ИА Хакасия
Сегодня (29.03.2024) - Абакан сегодня Многоквартирный дом по Дзержинского, 12А в Черногорске признан аварийным и подлежит сносу.
Абакан сегодня
В Хакасии пройдет юбилейный джазовый фестиваль - ИА Хакасия Фото: Всероссийская мастерская музыки «Джаз в Хакасии» В рамках Всероссийской мастерской музыки «Джаз в Хакасии» в апреле отметят 30-летие музыкального фестиваля, ставшего основой масштабного творческого проекта в республике.
ИА Хакасия