Сибирский живописец – о поиске себя, профессии и этюдах на природе.
Хакасию посетил красноярский художник Арсений Милованов. В Абаканской картинной галерее он представил свои работы из серии «Алжирский пленник», а также рассказал, что хочет совершить смелое путешествие на яхте в Антарктиду, запечатлеть с натуры красоту светящихся изнутри айсбергов. На что готов художник ради мечты, узнала Света Стафиевская.
В окружении знойных солнечных картин Арсений Милованов рассказывает, как заваривают алжирский чай – он должен быть обязательно зеленым и в нем очень много сахара, а пьют его из маленьких стаканчиков, почти стопок. Удивительная страна, где вы практически не увидите на улице женщин, где в пустыне на песке можно испечь лепешку и пожарить мясо в фольге, где сибиряк надевает на себя всю теплую одежду, чтобы ночью не замерзнуть в Сахаре – обо всем этом художник готов говорить часами. Как верно замечают гости, пришедшие на встречу с мастером, его этюды намного красивее и красочнее алжирских фотографий, которые он тут же показывает.
За плечами у Милованова еще одна поездка – в Камбоджу. Оттуда он тоже привез немало зарисовок, картин и впечатлений. А теперь на горизонте пленэр* в Антарктиде.
Арсений говорит, что поначалу, возвращаясь из Камбоджи, думал, что поедет в Гималаи. А потом увидел в интернете предложение – совершить яхтенную экспедицию в Антарктиду, и уже не смог устоять.
– Гималаи от меня никуда не убегут. А экспедиция, Антарктида – может быть, у меня шанс сейчас появился. Об Антарктиде я мечтал давно, на самом деле, когда еще занимался акварелью. Акварельная техника меня привела к такому тонкому ощущению цвета, что я подумал, вот классно было бы писать акварелью айсберги, как Рокуэлл Кент с его гренландскими картинами. И эта мысль жила во мне много лет. Я одно время перестал заниматься акварелью, а мечта осталась.
Чтобы осуществить свою дерзкую мечту, Арсений организовал интернет-аукцион и сейчас выставляет на продажу пастельные и масляные этюды разных лет. Говорит, что раскупаются все, даже, казалось бы, самые «непокупабельные», по его мнению, работы. На пленэр в Антарктиде ему нужно собрать более семисот тысяч рублей.На одно только творчество нельзя прожить, говорит художник, хотя некоторые свои работы он не продает. Например, картины, написанные в Алжире и Камбодже.
– Потому что я не хочу. Это выставочный проект. У нас несправделиво, к сожалению, построена система. Вы можете себе представить, что приедет Филипп Киркоров и бесплатно споет? А художник приехал, бесплатно показал выставку. Работает целая организация, целый выставочный зал, в нем несколько человек. Они все получают зарплату, и только художник ничего не получает. И мы с этим живем. Я считаю, что эта политика нашего государства неправильно устроена. Раз мы выставляемся, значит, должны получать зарплату за это. Я появляюсь в каких-то фискальных организациях, меня спрашивают: «Где вы работаете?» «Нигде». «Ну, вы официально кто?» «Я художник. А нет такой профессии – художник, нет такой профессии – поэт».
Ранее Милованов работал в краеведческом музее, был преподавателем и директором в детской школе искусств в селе Казачинское Красноярского края. Но преподавательскую деятельность оставил, несмотря на то, что работу с детьми считает творчеством и любит. По его мнению, современная школа вытесняет творческих людей, выталкивает их из себя. Остаются люди, которые не умеют рисовать, часто закомплексованные, а художники уходят.Сейчас в жизни Арсения период так называемого «самораскручивания». Как и большинство живописцев, людей искусства, он черпает сильные эмоции из вне – в поездках и пленэрах.
– Я понял, если буду сидеть, как в музее, то меня никто и никогда не узнает. Нужно заниматься каждый день, профессионально, как спортсмен, как музыкант, как балерина. Вставать у станка и ногу вверх. И ведь многие художники так и живут. Их картины ценятся и покупаются. Все это нытье, что картины не покупаются оттого, что ты плохой художник. Надо становиться хорошим художником.
Для этого приходится бороться с собой, в чем признается Милованов у себя на странице в «ВКонтакте», когда пишет об очередном пленэре: «Каждый раз, идя на этюды, мучаюсь: что писать, зачем это нужно? Потом иду, нахожу, пишу. И уже после, когда написал, пусть не шедевр, а заурядный, проходной этюд, все равно меня переполняет чувство удовлетворенности от понимания, что совершил еще одну маленькую победу над собой, своими страхами и ленью».
Говорят, что впечатление обманчиво, но, глядя на пастели и холсты художника, зная о его путевом дневнике «Алжирский пленник» в семьдесят глав, язык не поворачивается назвать этого веселого разговорчивого человека ленивым.
– Мы все ленивые, – смеется Арсений. – Выпнуть себя из теплого дома на мороз или еще там куда-то – это очень сложно. Всегда найдется куча каких-то приятных дел дома. Можно дома сидеть рисовать, с фотографии. Можно заниматься абстракцией, что я тоже очень люблю. Но почему все же пленэр? Потому что какой-то поиск происходит. Раньше я любил утром пробежки делать. Бежишь, смотришь, столько красивого кругом, думаешь: «Что ж я делаю, надо идти писать, а не бегать». В итоге – я и бегать перестал, и на пленэры ходить.
С заметным волнением Арсений говорит на встрече о предстоящем броске в Антарктиду. Видно, что для него это очередной вызов и преодоление, мечта, которая имеет конкретную дату и ради которой, возможно, он снова готов стать пленником – сменить домашнюю обстановку на морское приключение. На вопрос, любит ли он вообще путешествия, не раздумывая, отвечает:
– Нет, не люблю. Для меня любое путешествие – это ужас какой-то.
P.S.: Посмотреть на алжирские пейзажи Арсения Милованова можно будет до 25 февраля в выставочном зале «Чылтыс».
*Пленэр – живопись на открытом воздухе, с натуры.
«Алжирский пленник», часть 69
Когда мы ехали в аэропорт, что-то во мне все-таки страдало. Значит, что-то рвалось, какая-то частичка меня оставалась здесь в людях. В моих набросках и портретах, оставленных на память. В глазах и сердцах людей, детей, друзей. И мне самому многое здесь мило и приятно, и интересно! Значит, я полюбил Алжир. Значит, я пленник не только потому, что был лишен некоторых свобод в передвижении, поступках и привычных мне мелочах, а еще и потому, что я влюблен в Алжир! И частичка моей души навсегда в его плену.
4.12.2013. 8.00 по алжирскому времени