Новости города БезФормата.Ru

Подлинно Захарьева «Жисть»

Подлинно Захарьева «Жисть» - Абакан сегодня
Фото: abakan-news.ru

Переезд или квартирный ремонт всегда подбрасывает нам различные сюрпризы. И один из таковых – неожиданные находки вещей, предметов, которые мы когда-то потеряли у себя дома, а потом и вовсе о них позабыли.

Мне же при переезде мамы на другую квартиру суждено было найти нечто, о существовании чего я и не подозревал вовсе.

Во время упаковки книг и различных бумаг обнаружилась тетрадь синего цвета, явно повидавшая виды. На лицевой ее стороне в верхней части было аккуратно выведено ученическим пером: «Росказ Захара Якимовича Якимова», – и ниже: «Повисть».

Оборотная же сторона тетради несла информацию о том, что цена ее 13 копеек, что в ней 12 листов и что выпущена она целлюлозно-бумажным комбинатом г. Краснокамска Молотовской области в 1956 году. Внутри же ее я нашел весьма занимательное повествование отдельного периода жизни этого самого Захара Якимова, записанное неким Дмитрием Терентьевичем Пшеченко (если, конечно, я правильно разобрал написание фамилии). В конце тетради Пшеченко пишет свою просьбу: «Обработайте и оформите мою рукопись граммотично».

Я решил практически не менять в ней стилистику, и в какой-то мере даже орфографию. Мне показалось, что это сохранит колорит повествования. Итак…

«Я остался без отца в возрасте 15 лет. Жили мы в близости от города Петрограда. А посему я оставил свою мать на попечение своей старшей замужней сестры, а сам совместно с зятем, который приходил на побывку к жене, ушел на заработки в Петроград. Вскорости по приходу в город я нашел себе работу. Работа попалась очень хорошая – самому на себе спать.

Она заключалась в следующем. Жили на одной квартире два холостых барина. И вот я к ним устроился в качестве охотника и рыбака. Зарплата мне была 25 рублей в месяц. Обязанностью моей было ихними снастями поймать им на жареное рыбы. Ну, допустим, им на день нужно не боле 6–10 щук. А посему я ставлю на ночь сетей, и мне попадается с пуд или больше рыбы. Я улов принесу домой на кухню, а ихняя горнишна пригласит из баринов кого-то. Он отберет, сколько ему нужно, а оставшуюся рыбу я мог расходовать по своему усмотрению. А посему ненужную рыбу я выносил на базар и продавал.

Когда я вошел в курс своей жизни, то понял следующее. Мои господа хотя и были холостыми, им было уже по 60 лет, но им обоим был нужен женский персонал. А посему они для этого дела в случае нужды использовали свою горнишну. Хотя они всегда платили ей хорошую плату, но у горнишных ихних через периодическое время случалась однородная женская болезнь – пополнение. Тогда мои господа предоставляли своей горнишной полный расчет. А мне перепоручали дело – вербовку горничных. Брали они себе горнишных только деревенских. А посему очень часто за горнишными мне давали командировку в сельские местности. За деньгами они не скупились.

Но вот в одно прекрасное время мои господа заявили мне, что они оба уезжают в Швейцарию, а меня увольняют. Однако потом увольнять не стали, а переадресовали другому господину, тоже пожилому, но семейному. Этот господин только что приехал из-за границы и, по-видимому, был моим бывшим господам родственник. Он занял квартиры моих господ, и, как оказалось, эти квартиры были его собственностью. И вот я зажил у нового господина. Зарплата та же – 25 рублей в месяц. Но и, как раньше, я зарабатывал копейку от продажи лишней рыбы. Замечу, что мой господин был очень религиозен. Каждый день молился очень усердно богу, а посему я его часто спрашивал: «Есть ли бог, черт?» Он все твердил, что есть. Также я спрашивал его: «Есть ли рай, ад?» Он тоже твердил, что есть. А посему я надоел ему своими вопросами, и он сказал сыну: «Вася, ты сегодня своди Захара в рай». Я спрашиваю: «А как же мы, барин, в рай попадем?» Попадем, говорит молодой барин, только нужно поприличнее одеться – цилиндры, фраки – и побриться, и добавил, что у него есть полный бальный костюм: цилиндр, фрак и щеблеты. И при этом вынес ко мне, доставши из комода, коробку, где все было упаковано. Я примерил и спрашиваю: «Ну, что хорошо сидят на мне эти вещи?» Он ответил, что хорошо, и сказал: «Раз, Захар, эти вещи хорошо на тебе сидят, то дарю их тебе на доброе здоровье». Я стал отказываться, мол, зачем мужику такие вещи? А он мне: «Носи, и потом, первые барины ведь из мужиков вышли».

Вечером молодой барин приказал мне одеться в полную форму даренных мне вещей, и сам тоже оделся. И мы с ним поехали на извозчике в лучший ресторан Петрограда. Я дорогой его еще спросил: «Куда мы едем?» Он ответил: «Папенька приказал мне отвести тебя в рай, но рая на самом деле нет, поэтому я решил отвести тебя в ресторан». Я ответил, что мало с собой взял денег, но он меня успокоил, что деньги у него есть. Итак, мы вместо рая приехали в ресторан. Швейцар в ресторане принял у нас пыльники, то есть накидки на фраки, цилиндры и тросточки. И в этом ресторане я увидел, то, что и во сне мне присниться не могло. Полуголые девушки танцевали на столах, между расставленным вином и всевозможными кушаньями. Играла музыка, и кружились в танцах пары, и все это было наяву. Я поначалу стеснялся, но потом под воздействием крепкого вина тоже пустился в пляс. Все это продолжалось до двух часов ночи. Потом мы с молодым барином приехали пьяные домой. Утром меня старый барин спрашивает: «Ну что, Захар, побывал в раю?» «Нет, – говорю, – мы были с молодым барином в ресторане». Тогда старый барин сказал: «Запомни, другого рая, Захар, нет, не на небе, ни на земле». И с этого времени я понял, что жизнь человеку дается один раз, да и то совершенно короткая.

Время шло, барин засобирался со своим семейством тоже за границу, как и мои прежние господа. Я же получил полный расчет. На следующий день я проводил их на паром. Так как у меня были деньги, я стал жить праздной жизнью и поселился при одном захолустном ресторанчике, в котором собиралась вся городская шантрапа. Продолжал промышлять рыбалкой, даже ловил диких уток на обметы и крючки. А наживлял я на крючки легкие баранины или телят. Но денег мне все равно не хватало, так как я с этой шантрапой связался и с дочерью хозяина ресторанчика. Она очень любила деньги и умела их у меня выкачивать. А посему я по истечении одного года стал наг и без особых благ. Только я берег вещи, подаренные мне барином, и хранил их как зеницу ока. И когда я гулял в компании шарлатанов, вещи на себя не надевал. Хотя дочь хозяина ресторана всегда на меня напирала и просила их продать. Но я устоял, и вещи эти остались у меня целыми. А когда из меня уже нечего было выкачивать, то хозяин ресторана отказал мне в гостеприимстве и в квартире тоже. А посему мне пришлось приютиться у одной бедной семьи, которые были жителями с наших мест.

Один раз, продавши пойманную рыбу и две утки на базаре, я сел пропивать вырученные мною деньги. В ресторане были очень низкие окна, а посему, сидя спиной к окну, я почувствовал, что кто-то ткнул меня в спину тростью. Я оглянулся и увидел своего барина. Он, обращаясь ко мне, сказал, что наслышан о моем никудышном бытовом состоянии и ждет меня у себя дома в 8 часов вечера. Оказалось, что он вместе со своим семейством ночью вернулся из заграницы. С меня как ветром сдуло все похмелье. На оставшиеся деньги я побрился и, одевшись во все подаренные мне барином вещи, отправился по указанному адресу. Собственно, я знал его наизусть. Когда я зашел в дом, то стол у барина был уже накрыт. За столом сидели гости, других они еще ожидали. И только я зашел, барин позвал меня в свой кабинет и там стал мне читать отцовские наставления, да такое, что я его слова запомнил на всю жизнь. Потом он мне разрешил у себя в доме переночевать, а утром, за завтраком, предложил мне у них работать на тех же условиях, что и раньше. Я согласился. Погодя немного барин мне говорит: «Захарий, по-моему, настало время тебе заводить себе хозяйство. А посему я предлагаю тебе выбрать профессию. Если будешь в дальнейшем продолжать рыбачить и охотничать, говорит он, то тогда подыщи где-нибудь место, чтобы купить лодки и снасти. Я нашел объявление, что продаются две рыбацкие лодки, 8 сетей и два перемета. За все это там запросили окончательную цену 375 рублей. Это, конечно, очень дешево, но у меня таких денег не было. Тогда барин сообщил мне, что хочет сам посмотреть на все эти вещи, и поехал со мной к продавцам. Там он заплатил нужную сумму наличными и предложил бывшей бригаде рыбаков работать у меня. Те согласились, их было 7 человек. Барин же еще дал мне 75 рублей на всякие обзаведения.

С первых дней работа у нас пошла хорошо, так как я сам вместе с ними работал. А посему я за один месяц получил чистых прибылей 1000 рублей и все их принес барину. Он мне посоветовал отправить 450 рублей в деревню на имя моей родной матери, которая еще была в полном здравии. Причем, когда я раньше жил у барина, он каждый месяц заставлял меня посылать матери по 12 рублей 50 копеек от моего месячного заработка, а квитанции велел приносить ему на показ. Когда я эти деньги отправил и принес квитанцию, барин ее посмотрел, а потом предложил мне сесть для серьезного разговора. Он сказал: «Сейчас, Захар, поезжай в деревню к своей матери, проси у нее благословения на женитьбу и бери себе в жены такую же, как ты сам. А посему она будет тебе верным другом. А те 450 рублей, которые ты отправил на имя матери, расходуй на свадьбу. Как только женишься, то вместе с невестой приезжай к нам, а за твоей бригадой я вместе с сыном присмотрю. Я в ночь выехал в свою деревню, где с разрешения матери женился на крестьянке, сыгравши богатую свадьбу. Здесь же я присмотрел одно место, где купцы наметили к вырубке большую площадь березовых лесов, и у меня блеснула мысль: закупить у них бересту и поставить дегтярный завод. С ними я договорился, что со всей площади должны снять бересту по 40 копеек за пуд. И я у них ее закупил. Когда я приехал с молодой женой к барину, то он собрал к себе в дом много гостей и в подарок преподнес мне наличными 150 рублей вместе с квитанцией о переводе денег матери. Барыня, в свою очередь, дала мне 100 рублей и подарила большой столовый прибор. Сын барина Василий тоже подарил мне 100 рублей, но и гости тоже не отставали. А посему я собрал подарков более чем на 2000 рублей, и к тому же я продал все свои рыбацкие снасти за свою же цену 375 рублей. Да еще хозяин вручил мне доход за время моего отсутствия более 1000 рублей. А посему, имея наличными около 5000 рублей, я сразу же в городе закупил котлы и все, что нужно для дегтярного завода, а сам вместе с молодой женой экспрессом выехал домой. Приехавши, нанял рабочих и начал строить завод и дом, и в скорости все было готово. Я начал гнать паровой деготь, вар и скипидар. Доход был очень хороший. Но здесь как назло началась Первая мировая война 1914 года. И хотя я откупился от фронта, работа на заводе пошла с перебоями. А тут приехал ко мне мой барин, посмотрел на все и сказал, что война эта обязательно окончится революцией, а посему он мне посоветовал собрать все золото, которое я заработал, и готовиться к худшему.

И действительно, революция свершилась. Мой барин уехал за границу и меня он тоже звал за границу, но я с ним не поехал. К этому времени я собрал золота более, чем два килограмма. А посему я в 1918 году откупил за большие деньги вагон, бросил свой завод, сел в поезд и поехал в Сибирь от Петрограда до станции Клюквенная (ныне Уяр. – Прим. автора.) И вот на одной железнодорожной станции высадили безбилетного одного вятского мужика. Он ехал в Сибирь с женой и маленькими детьми, и средств у него не было никаких. А посему я над его бедствием изжалился и посадил его в свой вагон. Словом, я взял его на полное свое обеспечение. Моя жена препоручила им работу, которую они исправно выполняли. А у меня золото было зашито в мешочке в валенке, в ступне. И видимо, вятский его обнаружил и похитил. На одной из станций он потерялся. Семейство его здесь, а его самого нету. И тут я хватился, а моего золота тоже нет. Вскорости семейство вятского высадилось из моего вагона. По-моему, у них такой уговор был. А посему из барина я снова батраком сделался через вятского. Вот такова моя история».

P. S.

В конце тетради Пшеченко указывает свой адрес: Красноярский край, Саянский район, Вознесенский сельсовет, деревня Карель-Оклер. Отсюда становится ясно, каким образом эта тетрадь попала в нашу квартиру. Дело в том, что мой отчим Анатолий Степанович Солоненко в самом начале 70-х работал в районной газете «Саянская правда». Видимо, Пшеченко и принес свою тетрадь для публикации. А вот увидела ли она свет – вопрос. Скорее всего – нет, потому что время для ее публикации было не вполне подходящим.

Ну никак не похож барин в этом рассказе на угнетателя народных масс, коим его представляли коммунистические историки и идеологи! А между тем, судьба крестьянина Захара Якимовича интересна сама по себе, и вряд ли было правильным с моей стороны отложить эту тетрадь в сторону после многих лет заточения в нашей квартире.

Сергей ДМИТРИЕВ

газета "Абакан"
Независимое информационное агентство - Хакасия Уникальное открытие сделали американские ученые: в будущем обычную картошку смогут заменить аналогом – деревянными опилками.
17.01.2018 19Rus.Ru
DSC_8159 - Верховный Совет Республики Хакасия Решение о проведении  конкурса «Хрустальный барс – 2018» приняли депутаты республиканского парламента на заседании Президиума Верховного Совета Хакасии.
17.01.2018 Верховный Совет Республики Хакасия
«Хочу быть как все…» - Абакан сегодняТрудно определить жанр этого материала. Это – не рассказ, не очерк, не журналистское расследование и, конечно, не интервью.
17.01.2018 Абакан сегодня
Формула успеха абаканцев - Абакан сегодняЗа что абаканцы так любят Новый год? Разумеется, за его волшебное и сказочное предназначение.
16 января 2018 года – ОК РУСАЛ (торговый код на Гонконгской фондовой бирже 486, на Euronext RUSAL / RUAL , на Московской бирже RUAL ), один из крупнейших в мире производителей алюминия,
17.01.2018 Администрация г. Саяногорск
Независимое информационное агентство - Хакасия По мнению специалистов, для укрепления защитных функций организма, нужно ежедневно гулять на свежем воздухе, заниматься спортом и правильно питаться,
16.01.2018 19Rus.Ru
Независимое информационное агентство - Хакасия На российском рынке появится водка исключительного качества.
Независимое информационное агентство - Хакасия Россия готова встречать китайских туристов силами собственных профессиональных гидов-переводчиков.
Независимое информационное агентство - Хакасия С помощью специального мобильного приложения можно будет проверить подлинность новых банкнот номиналом 200 и 2000 рублей.
16.01.2018 19Rus.Ru
Вклады жителей Хакасии выросли на 4 миллиарда - Хакасия-ИнформФото из открытых источников Парадокс какой-то получается. Из каждого утюга доносится информация о том, что "жить стало хуже, жить стало тяжелее", но счеты обычных жителей Хакасии говорят об обратном.
16.01.2018 Хакасия-Информ
Изменения, которые вносятся в Правила противопожарного режима в Российской Федерации - Администрация г.ЧерногорскЧто предпринято Правительством РФ, чтобы повысить уровень защищенности от пожаров населенных пунктов, земель с/х назначения, автомобильных и железных дорог?
15.01.2018 Администрация г.Черногорск
Саяногорск выполнил «Пять шагов благоустройства» - Sayanogorsk.InfoСаяногорск оказался первым в числе 319 моногородов России, которые выполнили программу «Пять шагов благоустройства».
15.01.2018 Sayanogorsk.Info
В Абакане мужчина зарезал друга из-за женщины - Абакан сегодняНа улице Дружинника Курочкина было обнаружено тело 55-летнего местного жителя, убитого ударом ножа в живот.
17.01.2018 Абакан сегодня
В Саяногорске летающие крыши оставили людей без света - Хакасия-ИнформФото из открытых источников Энергетики филиала ПАО «МРСК Сибири» (входит в группу ПАО «Россети») – «Хакасэнерго» восстанавливают энергоснабжение в Саяногорске.
17.01.2018 Хакасия-Информ
Накануне вечером сотрудники отделения по контролю за оборотом наркотиков ОМВД России по городу Саяногорску задержали двух неработающих жителей Минусинска 1988 и 1989 годов рождения.
16.01.2018 МВД Республики Хакасия
Лавина - Газета Шанс online
В Курагинском районе сошла лавина
В Курагинском районе 15 января с горы сошла лавина. По данным полиции, ЧП произошло на 27 километре автодороги «Курагино-Черемшанка».
В Хакасии погибли два - Газета Шанс online
В Абакане пьяный водитель сбил ребенка
Накануне в Абакане 59-летний водитель автомобиля «ГАЗ – 5312» с признаками алкогольного опьянения,  во дворе дома № 13 по улице Кати Перекрещенко, при въезде во двор, допустил наезд на девочку 2006 года рождения,
пятно - Газета Шанс online
Пропал абаканец с родимым пятном на лице
9 января 2018 года ушёл из дома по адресу: г. Абакан, Аскизский тракт, дачное общество «Изумруд», ул.
Газета Шанс online
Один сильный дух против всего мира! - Абакан сегодня18 и 19 января в Русском драматическом театре им. М.Ю. Лермонтова состоится премьера спектакля по древнегреческой трагедии Софокла «Антигона».
17.01.2018 Абакан сегодня
В Хакасию приедет Владимир Винокур - Хакасия-ИнформФото из открытых источников 3 февраля в абаканском Дворце Молодежи выступит Народный артист России Владимир Винокур и его театр пародий.
17.01.2018 Хакасия-Информ
Абаканцев приглашают на мюзикл «Под первой звездой» - Абакан сегодняХакасская республиканская филармония им. В. Г. Чаптыкова приглашает зрителей на волшебный рождественский мюзикл «Под первой звездой» — представления состоятся 18 и 20 января.
17.01.2018 Абакан сегодня
Главная библиотека Хакасии открывает выставку, посвященную писателю Генриху Батцу - Газета Твоя Среда
23 января в 14:00 в Национальной библиотеке открывается экспозиция, посвященная писателю Генриху Батцу.
Газета Твоя Среда
сказка - Газета Шанс online
Спектакль по картинам Пабло Пикассо абаканцы увидят весной
19 января Хакасский национальный театр кукол «Сказка» приступает к репетициям спектакля по мотивам картин Пабло Пикассо, говорится на сайте учреждения.
ст. театр - Газета Шанс online
2017. ИТОГИ. КУЛЬТУРА
Летом 2017 года в Хакасии с третьей попытки открыли здание Республиканского музейно-культурного центра.
Газета Шанс online
Го, офлайн, бро! - Абакан сегодняПронеслись зимние каникулы, и все, кто мечтал всласть посидеть перед монитором, исполнили свою мечту.
17.01.2018 Абакан сегодня
Фото из открытых источников - Министерство спортаПодведомственное учреждение минспорта Хакасии «Ирбис» активно развивает адаптивный спорт в Хакасии.
17.01.2018 Министерство спорта
В Саяногорске в ДТП пострадали не пристегнутые водитель и пассажир - Sayanogorsk.InfoВ минувшую субботу в восьмом часу вечера на повороте в сторону заводов РУСАЛа произошло серьезное ДТП.
16.01.2018 Sayanogorsk.Info
криштиану - Газета Шанс online
На низком старте
В мае 2017 года Криштиану РОНАЛДУ вместе с “Реалом” выиграл второй розыгрыш Лиги чемпионов подряд, снова переписав историю.
Саяногорцы провели новогодние каникулы на лыжах - Газета Твоя Среда
Саяногорцы провели новогодние каникулы на лыжах
Саяногорск, 09 января 2018 года – Сотни саяногорцев в новогодние каникулы открыли лыжный сезон 2018 года, став активными участниками проекта «На лыжи!»,
Газета Твоя Среда
скорая_1 - Газета Шанс online
Хакасия получила 23 новых автомобиля скорой помощи
Они приобретены правительством страны по поручению президента России Путина, сообщает администрация главы Хакасии.
Газета Шанс online
Семья Самадовых из Саяногорска благодарит жителей Хакасии за помощь - Газета Твоя СредаВ начале декабря к Уполномоченному по правам ребенка поступила информация о том, что семье Самадовых из Саяногорска требуется помощь.
17.01.2018 Газета Твоя Среда
В Москве обсудили реализацию крупного проекта на территории Хакасии - Хакасия-ИнформФото портала правительства РХ Глава Хакасии Виктор Зимин провел ряд рабочих встреч с бизнес-партнерами и представителями федеральных министерств и ведомств в Москве.
17.01.2018 Хакасия-Информ
Дорожники Абакана работают круглосуточно - Администрация г.АбаканДорожные службы муниципального бюджетного учреждения «Спецавтобаза ЖКХ» продолжают круглосуточную очистку городских улиц и дорожной сети от снежного наката.
17.01.2018 Администрация г.Абакан
В связи со сложной метеорологической обстановкой из-за метели, снежных заносов и ограниченной видимости 17 января на дороге Абакан – Саяногорск с 6:10 утра и в направлениях Саяногорск – Бея,
17.01.2018 Правительство Республики Хакасия
В 20 городах России стартует прием заявок на конкурс «Территория РУСАЛа» - Хакасия-ИнформОдин из крупнейших в мире производителей алюминия, объявляет о начале приема заявок на конкурс проектов программы социально-экономического развития «Территория РУСАЛа».