Новости города БезФормата.Ru

Подлинно Захарьева «Жисть»

Подлинно Захарьева «Жисть» - Абакан сегодня
Фото: abakan-news.ru

Переезд или квартирный ремонт всегда подбрасывает нам различные сюрпризы. И один из таковых – неожиданные находки вещей, предметов, которые мы когда-то потеряли у себя дома, а потом и вовсе о них позабыли.

Мне же при переезде мамы на другую квартиру суждено было найти нечто, о существовании чего я и не подозревал вовсе.

Во время упаковки книг и различных бумаг обнаружилась тетрадь синего цвета, явно повидавшая виды. На лицевой ее стороне в верхней части было аккуратно выведено ученическим пером: «Росказ Захара Якимовича Якимова», – и ниже: «Повисть».

Оборотная же сторона тетради несла информацию о том, что цена ее 13 копеек, что в ней 12 листов и что выпущена она целлюлозно-бумажным комбинатом г. Краснокамска Молотовской области в 1956 году. Внутри же ее я нашел весьма занимательное повествование отдельного периода жизни этого самого Захара Якимова, записанное неким Дмитрием Терентьевичем Пшеченко (если, конечно, я правильно разобрал написание фамилии). В конце тетради Пшеченко пишет свою просьбу: «Обработайте и оформите мою рукопись граммотично».

Я решил практически не менять в ней стилистику, и в какой-то мере даже орфографию. Мне показалось, что это сохранит колорит повествования. Итак…

«Я остался без отца в возрасте 15 лет. Жили мы в близости от города Петрограда. А посему я оставил свою мать на попечение своей старшей замужней сестры, а сам совместно с зятем, который приходил на побывку к жене, ушел на заработки в Петроград. Вскорости по приходу в город я нашел себе работу. Работа попалась очень хорошая – самому на себе спать.

Она заключалась в следующем. Жили на одной квартире два холостых барина. И вот я к ним устроился в качестве охотника и рыбака. Зарплата мне была 25 рублей в месяц. Обязанностью моей было ихними снастями поймать им на жареное рыбы. Ну, допустим, им на день нужно не боле 6–10 щук. А посему я ставлю на ночь сетей, и мне попадается с пуд или больше рыбы. Я улов принесу домой на кухню, а ихняя горнишна пригласит из баринов кого-то. Он отберет, сколько ему нужно, а оставшуюся рыбу я мог расходовать по своему усмотрению. А посему ненужную рыбу я выносил на базар и продавал.

Когда я вошел в курс своей жизни, то понял следующее. Мои господа хотя и были холостыми, им было уже по 60 лет, но им обоим был нужен женский персонал. А посему они для этого дела в случае нужды использовали свою горнишну. Хотя они всегда платили ей хорошую плату, но у горнишных ихних через периодическое время случалась однородная женская болезнь – пополнение. Тогда мои господа предоставляли своей горнишной полный расчет. А мне перепоручали дело – вербовку горничных. Брали они себе горнишных только деревенских. А посему очень часто за горнишными мне давали командировку в сельские местности. За деньгами они не скупились.

Но вот в одно прекрасное время мои господа заявили мне, что они оба уезжают в Швейцарию, а меня увольняют. Однако потом увольнять не стали, а переадресовали другому господину, тоже пожилому, но семейному. Этот господин только что приехал из-за границы и, по-видимому, был моим бывшим господам родственник. Он занял квартиры моих господ, и, как оказалось, эти квартиры были его собственностью. И вот я зажил у нового господина. Зарплата та же – 25 рублей в месяц. Но и, как раньше, я зарабатывал копейку от продажи лишней рыбы. Замечу, что мой господин был очень религиозен. Каждый день молился очень усердно богу, а посему я его часто спрашивал: «Есть ли бог, черт?» Он все твердил, что есть. Также я спрашивал его: «Есть ли рай, ад?» Он тоже твердил, что есть. А посему я надоел ему своими вопросами, и он сказал сыну: «Вася, ты сегодня своди Захара в рай». Я спрашиваю: «А как же мы, барин, в рай попадем?» Попадем, говорит молодой барин, только нужно поприличнее одеться – цилиндры, фраки – и побриться, и добавил, что у него есть полный бальный костюм: цилиндр, фрак и щеблеты. И при этом вынес ко мне, доставши из комода, коробку, где все было упаковано. Я примерил и спрашиваю: «Ну, что хорошо сидят на мне эти вещи?» Он ответил, что хорошо, и сказал: «Раз, Захар, эти вещи хорошо на тебе сидят, то дарю их тебе на доброе здоровье». Я стал отказываться, мол, зачем мужику такие вещи? А он мне: «Носи, и потом, первые барины ведь из мужиков вышли».

Вечером молодой барин приказал мне одеться в полную форму даренных мне вещей, и сам тоже оделся. И мы с ним поехали на извозчике в лучший ресторан Петрограда. Я дорогой его еще спросил: «Куда мы едем?» Он ответил: «Папенька приказал мне отвести тебя в рай, но рая на самом деле нет, поэтому я решил отвести тебя в ресторан». Я ответил, что мало с собой взял денег, но он меня успокоил, что деньги у него есть. Итак, мы вместо рая приехали в ресторан. Швейцар в ресторане принял у нас пыльники, то есть накидки на фраки, цилиндры и тросточки. И в этом ресторане я увидел, то, что и во сне мне присниться не могло. Полуголые девушки танцевали на столах, между расставленным вином и всевозможными кушаньями. Играла музыка, и кружились в танцах пары, и все это было наяву. Я поначалу стеснялся, но потом под воздействием крепкого вина тоже пустился в пляс. Все это продолжалось до двух часов ночи. Потом мы с молодым барином приехали пьяные домой. Утром меня старый барин спрашивает: «Ну что, Захар, побывал в раю?» «Нет, – говорю, – мы были с молодым барином в ресторане». Тогда старый барин сказал: «Запомни, другого рая, Захар, нет, не на небе, ни на земле». И с этого времени я понял, что жизнь человеку дается один раз, да и то совершенно короткая.

Время шло, барин засобирался со своим семейством тоже за границу, как и мои прежние господа. Я же получил полный расчет. На следующий день я проводил их на паром. Так как у меня были деньги, я стал жить праздной жизнью и поселился при одном захолустном ресторанчике, в котором собиралась вся городская шантрапа. Продолжал промышлять рыбалкой, даже ловил диких уток на обметы и крючки. А наживлял я на крючки легкие баранины или телят. Но денег мне все равно не хватало, так как я с этой шантрапой связался и с дочерью хозяина ресторанчика. Она очень любила деньги и умела их у меня выкачивать. А посему я по истечении одного года стал наг и без особых благ. Только я берег вещи, подаренные мне барином, и хранил их как зеницу ока. И когда я гулял в компании шарлатанов, вещи на себя не надевал. Хотя дочь хозяина ресторана всегда на меня напирала и просила их продать. Но я устоял, и вещи эти остались у меня целыми. А когда из меня уже нечего было выкачивать, то хозяин ресторана отказал мне в гостеприимстве и в квартире тоже. А посему мне пришлось приютиться у одной бедной семьи, которые были жителями с наших мест.

Один раз, продавши пойманную рыбу и две утки на базаре, я сел пропивать вырученные мною деньги. В ресторане были очень низкие окна, а посему, сидя спиной к окну, я почувствовал, что кто-то ткнул меня в спину тростью. Я оглянулся и увидел своего барина. Он, обращаясь ко мне, сказал, что наслышан о моем никудышном бытовом состоянии и ждет меня у себя дома в 8 часов вечера. Оказалось, что он вместе со своим семейством ночью вернулся из заграницы. С меня как ветром сдуло все похмелье. На оставшиеся деньги я побрился и, одевшись во все подаренные мне барином вещи, отправился по указанному адресу. Собственно, я знал его наизусть. Когда я зашел в дом, то стол у барина был уже накрыт. За столом сидели гости, других они еще ожидали. И только я зашел, барин позвал меня в свой кабинет и там стал мне читать отцовские наставления, да такое, что я его слова запомнил на всю жизнь. Потом он мне разрешил у себя в доме переночевать, а утром, за завтраком, предложил мне у них работать на тех же условиях, что и раньше. Я согласился. Погодя немного барин мне говорит: «Захарий, по-моему, настало время тебе заводить себе хозяйство. А посему я предлагаю тебе выбрать профессию. Если будешь в дальнейшем продолжать рыбачить и охотничать, говорит он, то тогда подыщи где-нибудь место, чтобы купить лодки и снасти. Я нашел объявление, что продаются две рыбацкие лодки, 8 сетей и два перемета. За все это там запросили окончательную цену 375 рублей. Это, конечно, очень дешево, но у меня таких денег не было. Тогда барин сообщил мне, что хочет сам посмотреть на все эти вещи, и поехал со мной к продавцам. Там он заплатил нужную сумму наличными и предложил бывшей бригаде рыбаков работать у меня. Те согласились, их было 7 человек. Барин же еще дал мне 75 рублей на всякие обзаведения.

С первых дней работа у нас пошла хорошо, так как я сам вместе с ними работал. А посему я за один месяц получил чистых прибылей 1000 рублей и все их принес барину. Он мне посоветовал отправить 450 рублей в деревню на имя моей родной матери, которая еще была в полном здравии. Причем, когда я раньше жил у барина, он каждый месяц заставлял меня посылать матери по 12 рублей 50 копеек от моего месячного заработка, а квитанции велел приносить ему на показ. Когда я эти деньги отправил и принес квитанцию, барин ее посмотрел, а потом предложил мне сесть для серьезного разговора. Он сказал: «Сейчас, Захар, поезжай в деревню к своей матери, проси у нее благословения на женитьбу и бери себе в жены такую же, как ты сам. А посему она будет тебе верным другом. А те 450 рублей, которые ты отправил на имя матери, расходуй на свадьбу. Как только женишься, то вместе с невестой приезжай к нам, а за твоей бригадой я вместе с сыном присмотрю. Я в ночь выехал в свою деревню, где с разрешения матери женился на крестьянке, сыгравши богатую свадьбу. Здесь же я присмотрел одно место, где купцы наметили к вырубке большую площадь березовых лесов, и у меня блеснула мысль: закупить у них бересту и поставить дегтярный завод. С ними я договорился, что со всей площади должны снять бересту по 40 копеек за пуд. И я у них ее закупил. Когда я приехал с молодой женой к барину, то он собрал к себе в дом много гостей и в подарок преподнес мне наличными 150 рублей вместе с квитанцией о переводе денег матери. Барыня, в свою очередь, дала мне 100 рублей и подарила большой столовый прибор. Сын барина Василий тоже подарил мне 100 рублей, но и гости тоже не отставали. А посему я собрал подарков более чем на 2000 рублей, и к тому же я продал все свои рыбацкие снасти за свою же цену 375 рублей. Да еще хозяин вручил мне доход за время моего отсутствия более 1000 рублей. А посему, имея наличными около 5000 рублей, я сразу же в городе закупил котлы и все, что нужно для дегтярного завода, а сам вместе с молодой женой экспрессом выехал домой. Приехавши, нанял рабочих и начал строить завод и дом, и в скорости все было готово. Я начал гнать паровой деготь, вар и скипидар. Доход был очень хороший. Но здесь как назло началась Первая мировая война 1914 года. И хотя я откупился от фронта, работа на заводе пошла с перебоями. А тут приехал ко мне мой барин, посмотрел на все и сказал, что война эта обязательно окончится революцией, а посему он мне посоветовал собрать все золото, которое я заработал, и готовиться к худшему.

И действительно, революция свершилась. Мой барин уехал за границу и меня он тоже звал за границу, но я с ним не поехал. К этому времени я собрал золота более, чем два килограмма. А посему я в 1918 году откупил за большие деньги вагон, бросил свой завод, сел в поезд и поехал в Сибирь от Петрограда до станции Клюквенная (ныне Уяр. – Прим. автора.) И вот на одной железнодорожной станции высадили безбилетного одного вятского мужика. Он ехал в Сибирь с женой и маленькими детьми, и средств у него не было никаких. А посему я над его бедствием изжалился и посадил его в свой вагон. Словом, я взял его на полное свое обеспечение. Моя жена препоручила им работу, которую они исправно выполняли. А у меня золото было зашито в мешочке в валенке, в ступне. И видимо, вятский его обнаружил и похитил. На одной из станций он потерялся. Семейство его здесь, а его самого нету. И тут я хватился, а моего золота тоже нет. Вскорости семейство вятского высадилось из моего вагона. По-моему, у них такой уговор был. А посему из барина я снова батраком сделался через вятского. Вот такова моя история».

P. S.

В конце тетради Пшеченко указывает свой адрес: Красноярский край, Саянский район, Вознесенский сельсовет, деревня Карель-Оклер. Отсюда становится ясно, каким образом эта тетрадь попала в нашу квартиру. Дело в том, что мой отчим Анатолий Степанович Солоненко в самом начале 70-х работал в районной газете «Саянская правда». Видимо, Пшеченко и принес свою тетрадь для публикации. А вот увидела ли она свет – вопрос. Скорее всего – нет, потому что время для ее публикации было не вполне подходящим.

Ну никак не похож барин в этом рассказе на угнетателя народных масс, коим его представляли коммунистические историки и идеологи! А между тем, судьба крестьянина Захара Якимовича интересна сама по себе, и вряд ли было правильным с моей стороны отложить эту тетрадь в сторону после многих лет заточения в нашей квартире.

Сергей ДМИТРИЕВ

газета "Абакан"
собч - ИА Агентство Деловой Информации  Ксения Собчак предложила выступить в роли миротворца между Владимиром Познером и Сергеем Шнуровым.
19.08.2017 ИА Агентство Деловой Информации
пасп - ИА Агентство Деловой Информации  В таком документе будет электронная подпись владельца. МОСКВА,   ФедералПресс.
18.08.2017 ИА Агентство Деловой Информации
За два месяца благодаря ФНС России ограничен доступ к более чем 4 тысячам сайтам с азартными играми, из которых на шести сайтах были организованы азартные игры с помощью известных онлайн игр.
18.08.2017 УФНС Республики Хакасия
Реестр уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности на 18.08.
18.08.2017 Роспотребнадзор
рейд - ИА Агентство Деловой ИнформацииМероприятие проводилось в утренние часы (с 7:00 до 9:00). За время работы были выявлены три факта нарушения правил перевозки детей без специальных удерживающих устройств.
18.08.2017 ИА Агентство Деловой Информации
В Абакане задержали взломщика магазина - Газета ХакасияКража товаров и денег произошла накануне около 5 часов утра в продуктовом магазине на улице Крылова.
18.08.2017 Газета Хакасия
Независимое информационное агентство - Хакасия Разработчики программы стала компания Google.
18.08.2017 19Rus.Ru
В Саяногорске отдел по вопросам миграции провел акцию «Госуслуги – проще, чем кажется!».
18.08.2017 МВД Республики Хакасия
Назван размер среднемесячной зарплаты в России - Газета ХакасияВ июле среднемесячная начисленная зарплата в России составила 39,355 тыс.
18.08.2017 Газета Хакасия
В Хакасии  прошли публичные слушания по вопросам правоприменительной практики - Газета ХакасияДо представителей бизнес-сообщества доведены самые распространенные нарушения обязательных требований противопожарного законодательства, а также даны исчерпывающие разъяснения по их соблюдению.
17.08.2017 Газета Хакасия
Глава Хакасии озаботился судьбой проблемных муниципалитетов. На заседании правительства республики Виктор Зимин объявил о готовности поддержать Саяногорск и на время заменить мэра Черногорска.
самолетик_2 - Газета Шанс onlineКто такие и чем занимаются абаканские споттеры.
17.08.2017 Газета Шанс online
© Стоп-кадр видео - ИА Агентство Деловой Информации© Стоп-кадр видео Полиция уничтожила всех причастных к теракту в Барселоне боевиков.
19.08.2017 ИА Агентство Деловой Информации
резня - ИА Агентство Деловой ИнформацииНеизвестного в маске, напавшего на прохожих в Сургуте, застрелили сотрудники патрульно-постовой службы (ППС).
тюм - ИА Агентство Деловой ИнформацииТюменские врачи смогли извлечь из пищевода ребенка голову игрушки, не прибегая к хирургическому вмешательству.
В Абакане задержали взломщика магазина - Газета Хакасия
В Абакане задержали взломщика магазина
В Хакасии случилось два печных пожара - Газета Хакасия
В Хакасии случилось два печных пожара
Огнеборцы тушили возгорания в Аскизском районе и в Абакане. В час ночи пожарная бригада выехала на хутор вблизи села Аскиз.
несун - Газета Шанс online
Йес, йес… ОБХСС
  Как воровали в советской Хакасии. В 60-70-e годы в Хакасии велось интенсивное строительство промышленных предприятий, заводов и фабрик союзного значения.
Газета Шанс online
алф - ИА Агентство Деловой ИнформацииГлава государства подписал указ о награждении большой группы граждан. В списке — самые разные люди самых разных профессий — от токарей до артистов.
19.08.2017 ИА Агентство Деловой Информации
В Хакасии прошёл один из матчей чемпионата России по регби - Газета ХакасияВстреча между командами «Енисей-СТМ» (Красноярск) и «Металлург» (Новокузнецк) состоялась 17 августа в Абакане на стадионе «Локомотив».
17.08.2017 Газета Хакасия
Молодёжь Хакасии приглашают к участию в республиканском фестивале-конкурсе «Ине тiлi» - Правительство Республики Хакасия29 сентября в Центре культуры и народного творчества им. С.П. Кадышева состоится республиканский молодёжный фестиваль-конкурс «Ине тiлi».
18.08.2017 Правительство Республики Хакасия
В Хакасии открылась выставка «Китайская живопись «ГОХУА» - Газета Хакасия
В Хакасии открылась выставка «Китайская живопись «ГОХУА»
Экспозиция, на которой представлено 26 работ китайского и российского художника Цзян Ши Луня, работает в республиканском музейно-культурном центре.
тв - Газета Шанс online
Проиграть в ящик
Каких персонажей вы бы убрали из телевизора? Первый канал заявил о прекращении сотрудничества с авторами программы «Пока все дома».
Газета Шанс online
Главные призы – горные велосипеды - выиграли 12-летний Саша Андреев и 23-летний Василий Шамов. - Администрация г.Абакан          Сегодня в День города в парке культуры и отдыха прошел финальный забег легкоатлетических стартов оздоровительного бега «Стартуют все!» Более 230 участников  из Абакана, Черногорска,
19.08.2017 Администрация г.Абакан
© Фото ИА «Росбалт», Илья Давлятчин - ИА Агентство Деловой Информации© Фото ИА «Росбалт», Илья Давлятчин Телеканал Life с 19 августа прекращает вещание.
В  Абакане пройдет  «Ночь кино 2017» - Газета Хакасия
В Абакане пройдет «Ночь кино 2017»
27 августа в столице Хакассии в Городском Центре Культуры «Победа» жители города смогут погрузиться в кинематографический мир.
Газета Хакасия
Ансамбль из Хакасии выступил с Надеждой Бабкиной на фестивале «Песни России» - Газета Хакасия
Ансамбль из Хакасии выступил с Надеждой Бабкиной на фестивале «Песни России»
X Всероссийский фестиваль-марафон «Песни России» проходит с 11 по 20 августа в Красноярском крае.
В Хакасии пройдет молодежный национальный фестиваль - Газета Хакасия
В Хакасии пройдет молодежный национальный фестиваль
Газета Хакасия
Найдены решения важнейших вопросов Саяногорска - Газета Твоя Среда17 августа после памятных мероприятий на Уйском кладбище, посвященных восьмой годовщине аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, глава Хакасии Виктор Зимин провел рабочую встречу в Саяногорске с руководителем города Леонидом Быковым,
18.08.2017 Газета Твоя Среда
В ХАКАСИИ ПРОЙДЕТ МЕСЯЧНИК БЕЗОПАСНОСТИ - МЧС Республики ХакасияМЧС России совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ проводит месячник безопасности детей,
19.08.2017 МЧС Республики Хакасия
ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ ХАКАСИИ НАХОДЯТСЯ ПОД ПОСТОЯННЫМ КОНТРОЛЕМ - МЧС Республики ХакасияПо информации Управления инженерных защит Хакасии, гидротехники республики провели обязательное послепаводковое обследование гидротехнических сооружений.
19 августа с 11.00 в рамках «Парка здоровья» специалисты Центра медицинской профилактики проведут для всех желающих экспресс-диагностику, включающую в себя измерение артериального давления, роста и веса,
18.08.2017 Минздрав Республики Хакасия
крафт - ИА Агентство Деловой ИнформацииВ ходе заседания были заслушаны доклады о готовности сил и средств к реагированию на нештатные ситуации в отопительный сезон,