Новости города БезФормата.Ru

Подлинно Захарьева «Жисть»

Подлинно Захарьева «Жисть» - Абакан сегодня
Фото: abakan-news.ru

Переезд или квартирный ремонт всегда подбрасывает нам различные сюрпризы. И один из таковых – неожиданные находки вещей, предметов, которые мы когда-то потеряли у себя дома, а потом и вовсе о них позабыли.

Мне же при переезде мамы на другую квартиру суждено было найти нечто, о существовании чего я и не подозревал вовсе.

Во время упаковки книг и различных бумаг обнаружилась тетрадь синего цвета, явно повидавшая виды. На лицевой ее стороне в верхней части было аккуратно выведено ученическим пером: «Росказ Захара Якимовича Якимова», – и ниже: «Повисть».

Оборотная же сторона тетради несла информацию о том, что цена ее 13 копеек, что в ней 12 листов и что выпущена она целлюлозно-бумажным комбинатом г. Краснокамска Молотовской области в 1956 году. Внутри же ее я нашел весьма занимательное повествование отдельного периода жизни этого самого Захара Якимова, записанное неким Дмитрием Терентьевичем Пшеченко (если, конечно, я правильно разобрал написание фамилии). В конце тетради Пшеченко пишет свою просьбу: «Обработайте и оформите мою рукопись граммотично».

Я решил практически не менять в ней стилистику, и в какой-то мере даже орфографию. Мне показалось, что это сохранит колорит повествования. Итак…

«Я остался без отца в возрасте 15 лет. Жили мы в близости от города Петрограда. А посему я оставил свою мать на попечение своей старшей замужней сестры, а сам совместно с зятем, который приходил на побывку к жене, ушел на заработки в Петроград. Вскорости по приходу в город я нашел себе работу. Работа попалась очень хорошая – самому на себе спать.

Она заключалась в следующем. Жили на одной квартире два холостых барина. И вот я к ним устроился в качестве охотника и рыбака. Зарплата мне была 25 рублей в месяц. Обязанностью моей было ихними снастями поймать им на жареное рыбы. Ну, допустим, им на день нужно не боле 6–10 щук. А посему я ставлю на ночь сетей, и мне попадается с пуд или больше рыбы. Я улов принесу домой на кухню, а ихняя горнишна пригласит из баринов кого-то. Он отберет, сколько ему нужно, а оставшуюся рыбу я мог расходовать по своему усмотрению. А посему ненужную рыбу я выносил на базар и продавал.

Когда я вошел в курс своей жизни, то понял следующее. Мои господа хотя и были холостыми, им было уже по 60 лет, но им обоим был нужен женский персонал. А посему они для этого дела в случае нужды использовали свою горнишну. Хотя они всегда платили ей хорошую плату, но у горнишных ихних через периодическое время случалась однородная женская болезнь – пополнение. Тогда мои господа предоставляли своей горнишной полный расчет. А мне перепоручали дело – вербовку горничных. Брали они себе горнишных только деревенских. А посему очень часто за горнишными мне давали командировку в сельские местности. За деньгами они не скупились.

Но вот в одно прекрасное время мои господа заявили мне, что они оба уезжают в Швейцарию, а меня увольняют. Однако потом увольнять не стали, а переадресовали другому господину, тоже пожилому, но семейному. Этот господин только что приехал из-за границы и, по-видимому, был моим бывшим господам родственник. Он занял квартиры моих господ, и, как оказалось, эти квартиры были его собственностью. И вот я зажил у нового господина. Зарплата та же – 25 рублей в месяц. Но и, как раньше, я зарабатывал копейку от продажи лишней рыбы. Замечу, что мой господин был очень религиозен. Каждый день молился очень усердно богу, а посему я его часто спрашивал: «Есть ли бог, черт?» Он все твердил, что есть. Также я спрашивал его: «Есть ли рай, ад?» Он тоже твердил, что есть. А посему я надоел ему своими вопросами, и он сказал сыну: «Вася, ты сегодня своди Захара в рай». Я спрашиваю: «А как же мы, барин, в рай попадем?» Попадем, говорит молодой барин, только нужно поприличнее одеться – цилиндры, фраки – и побриться, и добавил, что у него есть полный бальный костюм: цилиндр, фрак и щеблеты. И при этом вынес ко мне, доставши из комода, коробку, где все было упаковано. Я примерил и спрашиваю: «Ну, что хорошо сидят на мне эти вещи?» Он ответил, что хорошо, и сказал: «Раз, Захар, эти вещи хорошо на тебе сидят, то дарю их тебе на доброе здоровье». Я стал отказываться, мол, зачем мужику такие вещи? А он мне: «Носи, и потом, первые барины ведь из мужиков вышли».

Вечером молодой барин приказал мне одеться в полную форму даренных мне вещей, и сам тоже оделся. И мы с ним поехали на извозчике в лучший ресторан Петрограда. Я дорогой его еще спросил: «Куда мы едем?» Он ответил: «Папенька приказал мне отвести тебя в рай, но рая на самом деле нет, поэтому я решил отвести тебя в ресторан». Я ответил, что мало с собой взял денег, но он меня успокоил, что деньги у него есть. Итак, мы вместо рая приехали в ресторан. Швейцар в ресторане принял у нас пыльники, то есть накидки на фраки, цилиндры и тросточки. И в этом ресторане я увидел, то, что и во сне мне присниться не могло. Полуголые девушки танцевали на столах, между расставленным вином и всевозможными кушаньями. Играла музыка, и кружились в танцах пары, и все это было наяву. Я поначалу стеснялся, но потом под воздействием крепкого вина тоже пустился в пляс. Все это продолжалось до двух часов ночи. Потом мы с молодым барином приехали пьяные домой. Утром меня старый барин спрашивает: «Ну что, Захар, побывал в раю?» «Нет, – говорю, – мы были с молодым барином в ресторане». Тогда старый барин сказал: «Запомни, другого рая, Захар, нет, не на небе, ни на земле». И с этого времени я понял, что жизнь человеку дается один раз, да и то совершенно короткая.

Время шло, барин засобирался со своим семейством тоже за границу, как и мои прежние господа. Я же получил полный расчет. На следующий день я проводил их на паром. Так как у меня были деньги, я стал жить праздной жизнью и поселился при одном захолустном ресторанчике, в котором собиралась вся городская шантрапа. Продолжал промышлять рыбалкой, даже ловил диких уток на обметы и крючки. А наживлял я на крючки легкие баранины или телят. Но денег мне все равно не хватало, так как я с этой шантрапой связался и с дочерью хозяина ресторанчика. Она очень любила деньги и умела их у меня выкачивать. А посему я по истечении одного года стал наг и без особых благ. Только я берег вещи, подаренные мне барином, и хранил их как зеницу ока. И когда я гулял в компании шарлатанов, вещи на себя не надевал. Хотя дочь хозяина ресторана всегда на меня напирала и просила их продать. Но я устоял, и вещи эти остались у меня целыми. А когда из меня уже нечего было выкачивать, то хозяин ресторана отказал мне в гостеприимстве и в квартире тоже. А посему мне пришлось приютиться у одной бедной семьи, которые были жителями с наших мест.

Один раз, продавши пойманную рыбу и две утки на базаре, я сел пропивать вырученные мною деньги. В ресторане были очень низкие окна, а посему, сидя спиной к окну, я почувствовал, что кто-то ткнул меня в спину тростью. Я оглянулся и увидел своего барина. Он, обращаясь ко мне, сказал, что наслышан о моем никудышном бытовом состоянии и ждет меня у себя дома в 8 часов вечера. Оказалось, что он вместе со своим семейством ночью вернулся из заграницы. С меня как ветром сдуло все похмелье. На оставшиеся деньги я побрился и, одевшись во все подаренные мне барином вещи, отправился по указанному адресу. Собственно, я знал его наизусть. Когда я зашел в дом, то стол у барина был уже накрыт. За столом сидели гости, других они еще ожидали. И только я зашел, барин позвал меня в свой кабинет и там стал мне читать отцовские наставления, да такое, что я его слова запомнил на всю жизнь. Потом он мне разрешил у себя в доме переночевать, а утром, за завтраком, предложил мне у них работать на тех же условиях, что и раньше. Я согласился. Погодя немного барин мне говорит: «Захарий, по-моему, настало время тебе заводить себе хозяйство. А посему я предлагаю тебе выбрать профессию. Если будешь в дальнейшем продолжать рыбачить и охотничать, говорит он, то тогда подыщи где-нибудь место, чтобы купить лодки и снасти. Я нашел объявление, что продаются две рыбацкие лодки, 8 сетей и два перемета. За все это там запросили окончательную цену 375 рублей. Это, конечно, очень дешево, но у меня таких денег не было. Тогда барин сообщил мне, что хочет сам посмотреть на все эти вещи, и поехал со мной к продавцам. Там он заплатил нужную сумму наличными и предложил бывшей бригаде рыбаков работать у меня. Те согласились, их было 7 человек. Барин же еще дал мне 75 рублей на всякие обзаведения.

С первых дней работа у нас пошла хорошо, так как я сам вместе с ними работал. А посему я за один месяц получил чистых прибылей 1000 рублей и все их принес барину. Он мне посоветовал отправить 450 рублей в деревню на имя моей родной матери, которая еще была в полном здравии. Причем, когда я раньше жил у барина, он каждый месяц заставлял меня посылать матери по 12 рублей 50 копеек от моего месячного заработка, а квитанции велел приносить ему на показ. Когда я эти деньги отправил и принес квитанцию, барин ее посмотрел, а потом предложил мне сесть для серьезного разговора. Он сказал: «Сейчас, Захар, поезжай в деревню к своей матери, проси у нее благословения на женитьбу и бери себе в жены такую же, как ты сам. А посему она будет тебе верным другом. А те 450 рублей, которые ты отправил на имя матери, расходуй на свадьбу. Как только женишься, то вместе с невестой приезжай к нам, а за твоей бригадой я вместе с сыном присмотрю. Я в ночь выехал в свою деревню, где с разрешения матери женился на крестьянке, сыгравши богатую свадьбу. Здесь же я присмотрел одно место, где купцы наметили к вырубке большую площадь березовых лесов, и у меня блеснула мысль: закупить у них бересту и поставить дегтярный завод. С ними я договорился, что со всей площади должны снять бересту по 40 копеек за пуд. И я у них ее закупил. Когда я приехал с молодой женой к барину, то он собрал к себе в дом много гостей и в подарок преподнес мне наличными 150 рублей вместе с квитанцией о переводе денег матери. Барыня, в свою очередь, дала мне 100 рублей и подарила большой столовый прибор. Сын барина Василий тоже подарил мне 100 рублей, но и гости тоже не отставали. А посему я собрал подарков более чем на 2000 рублей, и к тому же я продал все свои рыбацкие снасти за свою же цену 375 рублей. Да еще хозяин вручил мне доход за время моего отсутствия более 1000 рублей. А посему, имея наличными около 5000 рублей, я сразу же в городе закупил котлы и все, что нужно для дегтярного завода, а сам вместе с молодой женой экспрессом выехал домой. Приехавши, нанял рабочих и начал строить завод и дом, и в скорости все было готово. Я начал гнать паровой деготь, вар и скипидар. Доход был очень хороший. Но здесь как назло началась Первая мировая война 1914 года. И хотя я откупился от фронта, работа на заводе пошла с перебоями. А тут приехал ко мне мой барин, посмотрел на все и сказал, что война эта обязательно окончится революцией, а посему он мне посоветовал собрать все золото, которое я заработал, и готовиться к худшему.

И действительно, революция свершилась. Мой барин уехал за границу и меня он тоже звал за границу, но я с ним не поехал. К этому времени я собрал золота более, чем два килограмма. А посему я в 1918 году откупил за большие деньги вагон, бросил свой завод, сел в поезд и поехал в Сибирь от Петрограда до станции Клюквенная (ныне Уяр. – Прим. автора.) И вот на одной железнодорожной станции высадили безбилетного одного вятского мужика. Он ехал в Сибирь с женой и маленькими детьми, и средств у него не было никаких. А посему я над его бедствием изжалился и посадил его в свой вагон. Словом, я взял его на полное свое обеспечение. Моя жена препоручила им работу, которую они исправно выполняли. А у меня золото было зашито в мешочке в валенке, в ступне. И видимо, вятский его обнаружил и похитил. На одной из станций он потерялся. Семейство его здесь, а его самого нету. И тут я хватился, а моего золота тоже нет. Вскорости семейство вятского высадилось из моего вагона. По-моему, у них такой уговор был. А посему из барина я снова батраком сделался через вятского. Вот такова моя история».

P. S.

В конце тетради Пшеченко указывает свой адрес: Красноярский край, Саянский район, Вознесенский сельсовет, деревня Карель-Оклер. Отсюда становится ясно, каким образом эта тетрадь попала в нашу квартиру. Дело в том, что мой отчим Анатолий Степанович Солоненко в самом начале 70-х работал в районной газете «Саянская правда». Видимо, Пшеченко и принес свою тетрадь для публикации. А вот увидела ли она свет – вопрос. Скорее всего – нет, потому что время для ее публикации было не вполне подходящим.

Ну никак не похож барин в этом рассказе на угнетателя народных масс, коим его представляли коммунистические историки и идеологи! А между тем, судьба крестьянина Захара Якимовича интересна сама по себе, и вряд ли было правильным с моей стороны отложить эту тетрадь в сторону после многих лет заточения в нашей квартире.

Сергей ДМИТРИЕВ

газета "Абакан"
Фото из личного архива Вадима Жартуна - ИА Агентство Деловой Информации© СС0 Public Domain Расплачиваться за политику властей, как всегда, придется рядовым россиянам.
23.09.2017 ИА Агентство Деловой Информации
ожир - ИА Агентство Деловой Информации Главный внештатный специалист Министерства здравоохранения РФ по профилактической медицине Сергей Бойцов заявил, что в нашей стране осталось совсем немного до того момента,
учентя - ИА Агентство Деловой ИнформацииУчение военных железнодорожников в Хакасии: боевая задача выполнена успешно Сегодня в Хакасии в военном учении приняли участие более 1500 человек железнодорожного соединения Центрального военного округа,
22.09.2017 ИА Агентство Деловой Информации
Более пяти миллионов рублей получат монопрофильные территории Хакасии – Абаза, Саяногорск и Черногорск на поддержку предпринимателей.
22.09.2017 Первое городское
Помощник начальника Управления принял участие в мероприятии на тему «Коррупция. Мы не позволим.» - Министерство юстиции22.09.2017 в рамках реализации Президентского гранта состоялось мероприятие в формате круглого стола на тему «Коррупция.
22.09.2017 Министерство юстиции
миры - ИА Агентство Деловой ИнформацииПараллельная реальность, существующая одновременно с нашей, но независимо от нее.
22.09.2017 ИА Агентство Деловой Информации
Участники клуба читающих предпринимателей предстанут в роли наставников для начинающих бизнесменов - Правительство Республики ХакасияИзвестна фраза: «если вы не работаете на свою мечту, то кто-то наймет вас, чтобы вы работали на чужую».
22.09.2017 Правительство Республики Хакасия
В ХАКАСИИ СИЛЫ МЧС РОССИИ ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ В МАСШТАБНЫХ ВОЕННЫХ УЧЕНИЯХ (ФОТО, ВИДЕО) - МЧС Республики ХакасияВ Хакасии на реке Енисей прошли крупные военные учения Министерства обороны.
22.09.2017 МЧС Республики Хакасия
Панихида по контр-адмиралу Майнагашеву пройдет в Центре культуры Кадышева в Абакане - Абакан сегодняХакасский контр-адмирал, почетный работник министерства морского флота СССР, почетный полярник и капитан атомного ледокола «Арктика» Бронислав Майнагашев будет похоронен на родине в Казановке (Аскизский район).
22.09.2017 Абакан сегодня
майн - ИА Агентство Деловой ИнформацииХакасский контр-адмирал, почетный работник министерства морского флота СССР, почетный полярник и капитан атомного ледокола «Арктика» Бронислав Майнагашев будет похоронен на родине в Казановке (Аскизский район).
22.09.2017 ИА Агентство Деловой Информации
В Саяногорске близятся к завершению работы по программе «Комфортная городская среда». - Администрация г. СаяногорскВ Саяногорске близятся к завершению работы по программе «Комфортная городская среда».
22.09.2017 Администрация г. Саяногорск
Главной площадкой «Географического диктанта-2017» станет ХГУ - ХГУ им. Н.Ф. КатановаДо ежегодной международной образовательной акции «Географический диктант» осталось всего два месяца.
22.09.2017 ХГУ им. Н.Ф. Катанова
Дмитрий Лебедь: «Я давал показания об убийстве Литвиновой под давлением следователя» - Абакан сегодняО том,  что происходило в зале суда, какая избрана мера пресечения подозреваемому в убийстве Оксаны Литвиновой, что сказали Дмитрий Лебедь и его адвокат — в сюжете городского телевидения.
23.09.2017 Абакан сегодня
чп - ИА Агентство Деловой Информации  В Красноярском крае на 17 км автодороги Канск-Абан-Богучаны пассажирский микроавтобус наехал на корову и перевернулся.
23.09.2017 ИА Агентство Деловой Информации
суд - ИА Агентство Деловой ИнформацииПреступление было совершено в Шушенском ещё 16 июня. Тогда сообщалось, что из дома ушёл и не вернулся 31-летний житель посёлка.
В Саяногорске под суд пойдет 34-летний мужчина, обворовавший родного брата - Газета Твоя Среда
В Саяногорске под суд пойдет 34-летний мужчина, обворовавший родного брата
Следственным отделом ОМВД России по г. Саяногорску направлено в суд уголовное дело в отношении неработающего местного жителя Саяногорска, который обвиняется в совершении кражи из гаража электроинструментов и моторной лодки.
Газета Твоя Среда
В Саяногорске мужчина обвиняется в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью своему знакомому, повлекшем по неосторожности его смерть  20 Сентября 15:02 - Газета Твоя Среда
В Саяногорске мужчина обвиняется в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью своему знакомому, повлекшем по неосторожности его смерть 20 Сентября 15:02
16 сентября 2017 года в следственные органы Следственного комитета России по Республике Хакасия из дежурной части ОМВД России по городу Саяногорск поступило сообщение об обнаружении около одного из домов по улице Гагарин
Газета Твоя Среда
Вниманию водителей! На трассе Саяногорск-Черемушки произошел сход скального грунта - Газета Твоя Среда
На 18 км автодороги Саяногорск – Черемушки произошел сход скального грунта на дорожное полотно.
Газета Твоя Среда
Поэтесса Наталья Меркулова презентовала сборник «Годы, как осенняя листва» - Правительство Республики Хакасия21 сентября Хакасская республиканская специальная библиотека для слепых организовала творческую встречу для своих «особых» читателей с поэтессой Натальей Меркуловой,
24.09.2017 Правительство Республики Хакасия
Хакасия отпраздновала «Уртун Тойы» - Правительство Республики ХакасияСегодня на республиканском ипподроме состоялся яркий и масштабный праздник урожая «Уртун Тойы».
23.09.2017 Правительство Республики Хакасия
Фото из открытых источников - Министерство спортаКраткие программы всех спортивных мероприятий выходных.
22.09.2017 Министерство спорта
Нилогов - Газета Шанс online
Родословная поэта
Часть I. Дети Алексей Сергеевич НИЛОГОВ –  генеалог, кандидат философских наук, доцент.
Саяногорские «Осенины» прошли на славу - Газета Твоя Среда
Саяногорские «Осенины» прошли на славу
Осенины - это праздник щедрой и нарядной поры - осени. Одновременно проводы лета, и начало периода сбора урожая и заготовки припасов на зиму.
памтник Ленину - Газета Шанс online
Кто ж его поднимет!
Пять причин убрать памятник Ленину в Абакане. Декоммунизация стала одной из главных общественных тем в некоторых постсоветских странах: к примеру, на Украине за три года снесли 1300 советских памятников.
Газета Шанс online
Праздник спорта на празднике урожая в Хакасии - Правительство Республики ХакасияДа В соревнованиях состязались спортсмены, представляющие Абакан, Черногорск, Сорск, Ачинск, Ширинский, Аскизский, Алтайский, Усть-Абаканский, Боградский районы и Красноярский край.
24.09.2017 Правительство Республики Хакасия
Легкоатлеты Хакасии готовятся к старту чемпионата и первенства республики по кроссу - Правительство Республики ХакасияЛегкоатлеты республики будут состязаться в беге по пересечённой местности.
Алексей Медведев – бронзовый призер международного турнира по вольной борьбе (ФОТО, ВИДЕО) - Министерство спортаТрадиционный международный турнир "Шахтерская слава" принимает сильнейших борцов со всего мира в Кемерове.
23.09.2017 Министерство спорта
Колос - Белый Яр - Газета Шанс online
В Хакасии волейболисты сразятся за приз от РПЦ
С 22 по 24 сентября в Белом Яре (УСЗ «Колос») пройдет турнир, посвященный празднованию 100-летия восстановления патриаршества в Русской Церкви.
стадион в Белом яре - Газета Шанс online
Читайте в свежем номере!
«Один раз на Донбасс» . Делегация из Хакасии посетила восточную Украину, чтобы доставить пострадавших в ходе военных действий детей на лечение в Россию.
река Абакан - Газета Шанс online
Завтра закроется мост через реку Абакан
Но только частично. Движение транспорта на городском мосту через реку Абакан ограничат завтра с 9 утра в связи с ремонтом деформационных швов дорожного полотна, сообщает информотдел администрации Абакана.
22.09.2017 Министерство спорта
Пропавшая Оксана Литвинова найдена мертвой в районе Минусинской тЭЦ - Абакан сегодняВ соседнем с Хакасией Красноярском крае, в Минусинском районе, найден труп пропавшей Оксаны Литвиновой.
21.09.2017 Абакан сегодня
23.09.2017 Министерство спорта
Из абаканской СОШ № 26 госпитализированы дети с острой кишечной инфекцией - Абакан сегодняПо сообщению корреспондента abakan-news.ru, в столовой СОШ № 26 несколько ребятишек были госпитализированы с предполагаемым диагнозом — острая кишечная инфекция.
21.09.2017 Абакан сегодня
В Хакасии проводится проверка по факту массового отравления учащихся школы № 26 города Абакана - Следственный комитет21 сентября 2017 года в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации по Республике Хакасия поступило сообщение о массовом отравлении учеников общеобразовательной школы № 26 города Абакана.