Прерванный полёт

Прерванный полёт
Фото: gazeta19.ru

В то осеннее утро мне, как всегда, нашлась работа на своём дворе. Выходной день для северян расписан по минутам. Незаметно пролетело лето, осень очень коротка, а впереди долгая-долгая зима, и нужно к ней подготовиться.

Вдруг кто-то за оградой окликнул меня. Я увидел человека, которого, наверное, знали в северном посёлке даже дети... Командиром вертолёта Ми-8 Владимир Кожура стал ещё в 1983 году. До этого ему пришлось немало полетать на вертолётах Ми-1, Ми-4. К девяностым годам он был одним из самых опытных лётчиков авиаотряда. Родился Володя в Хакасии в 1946 году, работал шофёром в леспромхозе. Отслужив в войсках ПВО, осуществил свою давнюю мечту — поступил в авиаучилище. Начинал летать бортмехаником на самолёте Ил-14, затем Ан-14, вскоре и вертолётную технику освоил. На Север Владимир Кожура попал в 1979 году — вторым пилотом вертолёта Ми-4, уже через год стал командиром, а с приходом новой техники уже летал на вертолёте Ми-8. В 1991 году получил нагрудный знак за безаварийный налёт 10 тысяч часов, а это многого стоит.
Володя рассказывал, что из четырёх братьев лишь один не захотел связать свою жизнь с небом. Отец Семён Иванович, ветеран Великой Отечественной войны, и мама Валентина Ивановна не препятствовали сыновьям в осуществлении их мечты о полёте. Так сыновья и разлетелись по всей стране, лишь младший остался с родителями.
На Севере Владимир быстро стал своим. В любом отдалённом посёлке, а это больше тысячи километров от райцентра, рыбацком стане, охотничьем зимовье или чуме его ждали, любили и уважали. А уважение на Севере заслужить непросто. Отличительной чертой Владимира был юмор. В любой ситуации белозубая улыбка и голубые глаза могли обезоружить собеседника, а когда он перед полётом заходил в какой-либо отдел авиаотряда, особенно туда, где работали женщины, всегда возникала такая атмосфера, что хорошее настроение оставалось у всех на целый день.
В это осеннее утро Владимир торопился по делам житейским, ведь ясные солнечные дни нечасто балуют северян. Законный выходной, казалось, можно отдохнуть, но свойство характера — испытать что-то новое в жизни — не давало ему покоя. Так, увидев, что на «материке» уже давно освоены мотодельтапланы, он сказал себе: а почему бы и нет, мы не хуже других. И закрутилось…
Не сразу, но он «достал» аппарат. Казалось, ничего сложного: мотор, крыло и несколько алюминиевых трубок. Со стороны конструкция не внушает доверия, но Владимир сказал: «Я подниму его в воздух, и вы увидите, что эра освоения этих машин на Севере будет за нами. Рыбаки, охотники, туристы ещё оценят нас — первооткрывателей». Знал бы он, что эти слова и это солнечное утро станут для него последними...


Какими-то правдами и неправдами Кожуре удалось уговорить диспетчерскую службу аэропорта — разрешить ему пробную тренировку на взлётной полосе и совершить один круг в воздухе. Кстати, в тот день и не было плановых полётов в этой зоне. Быстро набрав скорость, дельтаплан легко поднялся в воздух. Ни с чем не сравнимое ощущение свободы охватило пилота. Внизу махали руками друзья, впереди — только солнце и ветер. Но нужно было возвращаться. Повернув, Володя заложил крутой вираж, словно это был вертолёт, и понял, что ошибся. Но было поздно. Заваливаясь на бок, дельтаплан, как подбитая птица, рухнул вниз.
Подбежавшие друзья ещё видели, как Владимир попытался улыбнуться. Так, с открытыми голубыми глазами, смотрящими в небо, он и умер. Ни попытки друзей сделать искусственное дыхание, ни помощь подъехавшей «скорой» не помогли… Весть о гибели в считанные часы облетела весь район. Скорбную весть сослуживцам пришлось отправить и на родину Владимира — в Хакасию, где родственники и решили его похоронить.
В день прощания сотни людей пришли в аэропорт. Диспетчеры, наверное, в нарушение всех правил, посадили проходивший с Севера пассажирский самолёт, экипаж которого отлично знал Владимира. Командир самолёта, конечно, знал, что с пассажирами так называемый «груз-200» перевозить нельзя, но заявил, что скорее пассажиры останутся здесь, чем он не возьмёт в последний полёт друга. Прямо на лётном поле около самолёта люди нескончаемым потоком подходили прощаться с Владимиром Кожурой. Пассажиры, понимая ситуацию, не роптали.
Вдруг в небо один за другим стали подниматься вертолёты. Почти с десяток винтокрылых машин кружили над аэропортом. Так прощались с Володей его друзья. ...Приехавший из Хакасии брат Владимира вместе с друзьями помог загрузить в самолёт закрытый гроб. Сделав ещё несколько прощальных кругов над посёлком и покачав крыльями, самолёт взял курс на юг.
На месте гибели Владимира друзья поставили стелу с табличкой, где выбиты скромные слова: «Ты асом не стремился быть, жил честно и всегда хотел летать». Близкий друг, бортмеханик Александр, посвятил ему свои стихи, вот строчки из них:

Он лётчик был и лётчиком ушёл
Теперь уже в полёт, необозримо вечный.
Своё призванье в небе он нашёл,
Как жаль, что всё проходит быстротечно.

 

Владимир СВАЛОВ, Талое, Красноярский край

 
По теме
фото центра "Мой бизнес" Хакасии В этом году его участниками стали более 60 школьников и студентов из Абакана, Черногорска, Боградского и Алтайского районов республики от 14 до 17 лет.
Мать с сыном погибли в пожаре в Хакасии - Медиагруппа Юг Сибири Трагедия произошла в Орджоникидзевском районе.  Погибших обнаружили, когда ликвидировали возгорание в доме в деревне Главстан , сообщает Следком .
Медиагруппа Юг Сибири
Фото пресс-службы Россельхознадзора по РХ, РТ и Кузбассу Инспекторы Россельхознадзора на основе данных ФГИС «Аргус-Фито» выявили нарушения при ввозе в Хакасию автотранспортом подкарантинной продукции.
Агентство Информационных Сообщений
Врачи Хакасии: вакцинация – надежная защита от инфекционных заболеваний - Правительство Республики Хакасия Источник изображения: пресс-служба Минздрава РХ Вакцинация – это простой, безопасный и эффективный способ защиты от болезней до того, как человек вступит в контакт с их возбудителями.
Правительство Республики Хакасия
В Хакасии просыпаются клещи - Хакасия-Информ Наибольшая активность клещей отмечается, обычно, в мае — однако, они уже сейчас понемногу просыпаются.
Хакасия-Информ