В Управление Роспотребнадзора по Республике Хакасия продолжают поступать жалобы граждан на продавцов или исполнителей услуг, нарушивших потребительское законодательство.
В связи с этим напоминаем особенности претензионного порядка при рассмотрении обращений с жалобами на нарушение прав потребителей.
В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внеплановая проверка в части соблюдения законодательства в сфере защиты прав потребителей может быть проведена специалистами Управления, если в действиях хозяйствующего субъекта усматриваются признаки правонарушения и заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены.
При обращении гражданина в Роспотребнадзор с жалобой на неправомерные действия продавца товара (исполнителя услуг) потребителю необходимо в обязательном порядке приложить к обращению документы, подтверждающие взаимоотношения с субъектом предпринимательской деятельности (договоры, квитанции, чеки, заказ-наряды, акты, претензии с подтверждением их вручения или отправки по почте, ответы на претензии, иную переписку, акты проверки качества товара / экспертные заключения (при наличии), фото (при наличии) и т. п.).
Примечание: Претензия составляется в двух экземплярах, один из которых передается хозяйствующему субъекту, а во втором ставится отметка о вручении. Претензия направляется в адрес хозяйствующего субъекта посредством почтового сообщения (заказным письмом с уведомлением и описью вложения), либо вручается лично. В претензии излагается конкретное требование, предусмотренное статьей 18 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».
Стоит отметить, что Управление не уполномочено вмешиваться в хозяйственную деятельность субъектов и понуждать их к выполнению определенных действий, в том числе возврат денежных средств за некачественный товар (услугу), а также рассматривать гражданские споры. Таким правом наделен только суд.
Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту нахождения ответчика, жительства или пребывания истца, заключения или исполнения договора. В соответствии со ст. 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исковое заявление должно быть мотивированным, с приложением доказательств, подтверждающих доводы истца.