Размен денег – проблема продавца или покупателя? Потребительский ликбез

Фото: abakan-news.ru

И летом, и зимой нарекания абаканцев на невежливое обращение с покупателями в магазинах, введение потребителей в заблуждение, на некачественные приобретения и проблемы с их возвратом, на проблемные услуги — в числе самых распространенных обращений в редакционной почте.

Очередной выпуск «потребительского» ликбеза подготовлен на основе свежих вопросов читателей «Абакана». Комментирует типичные проблемы и помогает искать решения начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РХ Вера УРМАЦКИХ.

Размен денег – проблема продавца или покупателя?

«В середине июня со мной произошел возмутительный случай. Я покупала продукты в одном из крупных магазинов Абакана, но в начале дня там не нашлось сдачи с пятитысячной купюры. Видя, что мои покупки стоят незначительную сумму, продавец мне еще и нагрубила. Сказала, что она не собирается из-за «каких-то двухсот рублей» бегать, разменивать деньги. Либо этим занимаюсь я, раз не позаботилась заранее о размене купюры, либо могу отказаться от своей мелкой покупки. Магазин ничего не потеряет от этого. Было обидно до слез. Больше не хочу оказаться в такой ситуации.

В советское время было так: сдачу должен найти продавец. Хочу у вас узнать: как этот вопрос решается сейчас и на основании каких законов?»

Галина Федоровна В., пенсионерка

– Вам не имели права отказывать в покупке по причине отсутствия разменных денег. Более того, заботиться о сдаче – не ваша обязанность, а продавца. В подобных случаях нужно сразу зафиксировать неправомерные действия продавца, не забыв про его грубое обращение с покупателями. Сделать это можно разными способами. Например, оставив запись в Книге отзывов и предложений, обратившись с проблемой к администратору или написав претензию руководству магазина и оставив ее на рассмотрение.

На каком основании вам не могли отказать в покупке из-за отсутствия сдачи? Розничная купля-продажа относится к т. н. публичным договорам (ст. 492 Гражданского кодекса РФ). Это значит, что коммерческая организация, занимающаяся розничной торговлей, при наличии возможности предоставить потребителю свои товары не вправе отказывать клиентам. Говоря простым языком, продавец обязан продать товар любому обратившемуся к нему покупателю. Отправлять покупателей разменивать купюры тоже незаконно: п. 38 Письма Роскомторга «О примерных правилах работы предприятия розничной торговли и Основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети» запрещает продавцу требовать от покупателя самому разменивать деньги.

Многие не знают, что предусмотрена гражданско-правовая ответственность (в соответствии с ч. 3 ст. 426 ГК РФ) за отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы. При необоснованном уклонении от этого применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 ГК РФ: если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или другими законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Сторона, необоснованно уклонившаяся от заключения договора, обязана компенсировать причиненные этим убытки.

Если покупателя предупреждали, что вещь – некачественная

«Желая сэкономить и выискивая в магазинах и на рынке вещи с оптимальным для моего кошелька соотношением «цена/качество», я часто оказываюсь в такой ситуации: при покупке продавец откровенно предупреждает, что вещь недорогая, поэтому ее качество низкое. И начинает давить психологически: дескать, раз я предупреждена и соглашусь на такую покупку, то теперь уже не смогу вернуть товар после того, как он выйдет из строя. Даже если это произойдет в день его приобретения. Возможно, таким образом меня «обрабатывают», чтобы я раскошелилась на товар подороже. Но все равно ситуация неприятная.

Скажите: правда ли продавец так легко, несколькими словами, может «сбросить» с себя всякую ответственность за свой товар? И что делать, если купленная после грозного предупреждения торговца покупка действительно сразу же выйдет из строя? Имею ли я право предъявлять претензии? А что, если некачественная покупка сделана на рынке: как доказать, у какого продавца ты купил дефектную вещь, ведь товар у многих похожий?»

Марина Владимировна К.

– Подобные предупреждения продавцов — не более чем хитрость, уловка, психологическое давление и введение покупателей в заблуждение. Никакой юридической силы они не имеют. Смело можете их игнорировать. Приобретенные и в магазинах, и на рынках некачественные вещи подлежат обмену и возврату согласно действующему законодательству (за исключением уцененных вещей с дефектами, если они были письменно оговорены при покупке).

Что касается подтверждения покупок на рынках, то там по вашему требованию при покупке должны выдавать чеки (как правило, товарные). Их наличие подстрахует от многих проблем в случае, если приобретения окажутся некачественными.

Если не хотят давать гарантию на ремонт…

«Этим летом затеяли большой ремонт в квартире. Поняли, что своими силами нам не справиться с большим объемом работ. Как говорится: не подрассчитали силы. Решили нанять рабочих из какой-нибудь «официальной» фирмы, оказывающей ремонтные услуги. Начали обзванивать по объявлениям разные фирмы, но пока не определились с выбором. Насторожило то, что деньги за ремонт все хотят получить, а давать гарантию на свою работу из тех, с кем мы общались, пока никто не соглашался. По опыту родственников знаем, что многие проблемы обнаруживаются после окончания ремонта, поэтому наличие договора и гарантии для нас – момент принципиальный. Иначе рабочие могут пропасть и оставить наедине со своими недоделками и браком. На словах они все обещают быстро, по первому зову, исправить недостатки. Но на деле многие сталкиваются с другим отношением.

Уточните: если мы не найдем фирму, в которой согласятся дать гарантию на свою работу, то можем ли мы и без гарантии предъявлять претензии и обязывать строителей исправлять недостатки работы? Если да, то какой срок на это отводится?»

Семья Богдановых

– Действительно, отказ фирм устанавливать гарантию на проведенные работы или оказанные услуги – явление распространенное. Однако это не значит, что фирму нельзя заставить отвечать за некачественно сделанную работу. Возможно, вы не знали: если гарантийный срок не установлен, то Закон РФ «О защите прав потребителей» (его ст. 19) дает право предъявлять претензии в течение двух лет со дня принятия работы.

После ремонта обнаружились те же самые проблемы

«Отдала стиральную машинку в ремонт. Однако спустя полторы недели после того, как он был проведен, снова возникли те же самые проблемы. Выходит, мастер некачественно их устранил.

В мастерской не соглашаются с тем, что некачественно отремонтировали технику. Не хотят бесплатно ремонтировать машинку еще раз и настаивают на том, что раз я снова обратилась неделю спустя, то это уже – новая поломка.

Как правильно отстаивать права в такой ситуации? В течение какого срока допускается предъявлять претензии?»

Екатерина Зотина

– Подобные ситуации нередки. Причем проблемы возникают не только при ремонте бытовой техники, но и (например) мебели. Если после ремонта снова возникли те же проблемы с вещью, что были до него, и мастера не хотят реагировать на устные жалобы, подготовьте письменную претензию. В ней, помимо описания ситуации, выдвиньте свое требование (например, исправить недостатки оказанной услуги бесплатно). Один экземпляр (с отметкой о приеме, датой и подписью принявшего) остается у вас, другой — на рассмотрении, на которое отводится 10 дней.

В течение какого времени после оказания услуги можно предъявлять претензию на то, что она оказалась некачественной? Ведь недостатки могут обнаружиться не сразу, а, скажем, две недели или месяц спустя?

Согласно Закону РФ «О защите прав потребителей» (ст. 29) требования, связанные с недостатками оказанной услуги (выполненной работы), могут быть предъявлены при принятии оказанной услуги (выполненной работы), в ходе оказания услуги (выполнения работы) либо, если невозможно обнаружить недостатки при принятии оказанной услуги (выполненной работы), в течение гарантийного срока, а при его отсутствии – в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия оказанной услуги (выполненной работы) или пяти лет, если недостатки обнаружены в строении и ином недвижимом имуществе. Не все знают, что «исполнитель отвечает за недостатки услуги (работы), на которую не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до ее принятия им или по причинам, возникшим до этого момента» (ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Однако в подобных спорных случаях потребителю может понадобиться заключение экспертов. В нашем регионе организацией различных экспертиз занимается Торгово-промышленная палата РХ.

Удачи в отстаивании прав!

Подготовила Карина АЛФЕЕВА


Карина Алфеева ликбе права потребителей
 
По теме
Размен денег – проблема продавца или покупателя? Потребительский ликбез И летом, и зимой нарекания абаканцев на невежливое обращение с покупателями в магазинах, введение потребителей в заблуждение,
28.06.2017
 
Независимое информационное агентство - Хакасия Без объяснения причин клиенты интернет-магазинов и «магазинов на диване» смогут вернуть товар в течение 14 рабочих дней после его получения.
15.06.2017
 
Конкурс «Значимые люди — 2018» - Sayanogorsk.Info Стартовало голосование в рамках ежегодного конкурса «Значимые люди» Предприниматели Саяногорска ждут вашей поддержки!
21.07.2018 Sayanogorsk.Info
Фото: forum.guns.ru Сегодня ночью в с. Тубинск Краснотуранского района розыскная группа ГУФСИН задержала Эдуарда Козлова, который сбежал из колонии-поселения №33 в Минусинске 13 июля, сообщает ТАСС.
20.07.2018 Газета Хакасия
Чемпионат мира по футболу в России вызвал рекордный интерес - Газета Хакасия Фото: cityreporter.ru Чемпионат мира по футболу 2018 года в России вызвал рекордный интерес среди интернет-пользователей за всю историю проведения мировых первенств, сообщает  ТАСС  со ссылкой на пресс-релиз FIFA.
21.07.2018 Газета Хакасия
Что будет с российскими стадионами после чемпионата мира? В России завершился чемпионат мира по футболу.
19.07.2018 Газета Шанс online
Фото с сайта http://www.sevboxing.ru 22 июля в республике отпразднуют Международный день бокса Масштабные спортивные праздники, посвященные Международному дню бокса, пройдут во всех регионах России.
20.07.2018 Газета Хакасия
И это все о микрорайоне Мостоотряд на Верхней Согре, где еще до недавнего времени жители страдали от низкого температурного режима в квартирах и употребляли в пищу  питьевую  воду, не соответствующую санитарным нормам.
20.07.2018 Администрация г.Абакан