О раскладке товара, проблемах ЖКХ и навязанных услугах

Фото: abakan-news.ru

Распространенные конфликтные ситуации, в которые попадают абаканцы, легли в основу очередного выпуска «потребительского ликбеза». Выходы из типичных проблем читателей «Абакана» искала начальник отдела по защите прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РХ Вера УРМАЦКИХ.

Х итрости раскладки товара законом не регламентируются

Подскажите: регулирует ли как-то закон хитрости раскладки товаров в супермаркетах? Такое ощущение, что с их помощью покупателям пытаются «впарить» не только ненужные им товары, но и залежалые. Заметила, что самые дешевые товары ставят на самых неудобных для покупателя полках (нижних или верхних). Еще з аметила, что колбасные изделия и «молочку» с почти истекшим сроком годности размещают в холодильниках в перв ых рядах , поближе к покупателям. А свежую «прячут» за ней, чтобы старую поскорее раскупили .

Кроме этого, не раз натыкалась в супермаркетах на «скоропорт» на видных местах с «затертыми» сроками годности. Предполагаю, что их могли сделать нечитаемыми специально, чтобы распродать продукты не первой свежести. Возможно, даже просроченные.

Можно ли наказать за эти хитрости?

Марина ЗАЙЦЕВА

– Хитрости раскладки товара в супермаркетах, помогающие получить больше прибыли, были переняты из практики западных стран, где они были опробованы давно. Их использование российское законодательство никак не регламентирует. Соответственно, наказать за их применение (по сути, за размещение товаров на тех или иных полках, в том или ином порядке) не позволяет.

Одна из распространенных хитростей раскладки товаров в супермаркетах направлена на то, чтобы стимулировать покупателей делать незапланированные покупки. Это, например, достигается раскладкой рядом с нужным вам товаром «сопутствующих», которые вы не собирались покупать. Например, печенья и сахара недалеко от чая. Или идеально подходящих по цвету к нужному вам шарфу сумочки и обуви рядом с ним. Акции «два по цене одного» тоже стимулируют вас приобретать больше, чем нужно. Что можно посоветовать? Простой и эффективный способ не делать незапланированных приобретений: ходить за покупками в супер- и гипермаркеты со списками того, что нужно купить, и не отступать от них.

Что касается продажи товаров с нечитаемыми или истекшими сроками годности, то это недопустимо. Советую внимательнее относиться к выбору продуктов: обязательно смотреть сроки годности, сравнивать их у стоящих на полке один за другим товаров, цены у похожих товаров на разных полках. Ни в коем случае не покупайте товары, сроки годности на которых не читаются. Также вы имеете право попросить у администратора сопроводительные документы на товар, на упаковке которого указана нечитаемая информация. Из них вы узнаете интересующие подробности. Если вам отказываются показать бумаги – это веский повод отказаться от сомнительной покупки.

Навязывать платные услуги абонентам незаконно

Столкнулся с тем, что со счета сотового телефона стали списываться деньги непонятно за что. Пошел разбираться в офис сотового оператора. Оказалось, что у меня каким-то образом оказались подключенными платные услуги. Попросил отключить их и впредь ничего не подключать. Но не знаю, насколько это сработает. А если не поймешь сразу, что у тебя за что-то непрошеное утекают деньги, то за неделю или месяц сумма «набегает» очень ощутимая.

Как обезопасить себя от таких ситуаций? Можно ли вернуть деньги, снятые оператором за платные услуги, которые я не заказывал? И вообще: насколько законно навязывание платных услуг?

Александр КАЛИНИН

– Нарекания многих абонентов сотовой связи связаны с подключением непрошеных платных услуг. Запомните, что ни оператор связи, ни любой другой исполнитель не вправе навязывать вам платные услуги или обусловливать оказание одних услуг (в данном случае – подвижной связи) обязательным оказанием других услуг. Отстаивая свои права, можно сослаться на п. 2 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей». Кстати, она предусматривает и полное возмещение убытков, причиненных потребителю «вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг)».

Кроме этого, при отстаивании прав поможет Постановление Правительства РФ от 25 мая 2005 г. № 328 (которым утверждены «Правила оказания услуг подвижной связи»). Из них вы можете узнать о правах абонентов, которые помогут вам в проблемных ситуациях. Например:

— получать необходимую и достоверную информацию об операторе связи, режиме его работы, оказываемых услугах подвижной связи;

— отказаться от оплаты услуг подвижной связи, предоставленных ему без согласования и не предусмотренных договором.

В качестве примера навязанных услуг мобильной связи можно привести распространенную несколько лет назад замену обычных гудков на музыку: без просьбы абонента и получения его согласия. Сначала такая услуга какое-то время может оказываться безвозмездно, а спустя некоторое время становится платной. О чем абонента также не уведомляют лично: он не получает сообщений, ничего не подписывает. «Прозрение» обычно наступает, когда со счета мобильного начинают списываться ощутимые суммы за непрошеную услугу. А отказаться от нее (как потом выясняется) можно, только дозвонившись в справочную службу оператора, либо набрав определенную комбинацию цифр, либо написав заявление. То есть, испытав определенные неудобства.

Поэтому, если вы заметили, что с вашего «телефонного» счета начали списываться деньги «непонятно за что», срочно обратитесь к своему оператору связи и узнайте, не подключены ли вы к какой-то дополнительной услуге. Сначала устно: придя в офис или по номеру «горячей» линии своего оператора. Если не поможет – в форме письменной претензии, сославшись на упомянутые выше законы.

Помимо требования немедленно перестать предоставлять навязанную платную услугу вы можете потребовать полностью возместить ваши на нее расходы. В случае, если предоставление непрошеной услуги доставило вам проблемы и страдания, можете попробовать возместить причиненный моральный ущерб в суде.

В какие сроки коммунальщики должны отвечать на «послания» жильцов?

Что делать, если управляющая компания под разными предлогами затягивает ответы на письменные обращения, в которых жильцы требуют раскрыть интересующую информацию о работе коммунальщиков или в виде претензии высказывают возмущение и выдвигают свои требования по исправлению ситуаций. Чаще всего игнорируются сроки для ответов на запросы и претензии под предлогом, что обращения жильцов – это всего лишь частные письма, на которые можно отвечать целый месяц.

Как заставить коммунальщиков выполнять закон и отвечать на обращения в установленные сроки? И на какие законы при этом можно ссылаться?

Сергей БЕЛЯЕВ

– К сожалению, представители коммунальных (и других) организаций не всегда осведомлены о существовании разных сроков для ответов на разные виды обращений. Или лукавят, “считая” ту же претензию “обычным письмом”, на которое можно отвечать дольше. Что можно сделать в этом случае, чтобы они не приняли ваше обращение за какое-нибудь частное послание?

Вам будет легче доказать, что вы обращались именно с претензией или запросом и срок ответа на них был нарушен, если вы подпишете свое обращение. Сразу под данными, от кого и кому оно адресовано, сделайте заголовок “Претензия” или “Запрос о раскрытии информации”. В конце документа, после изложения проблемы, напомните об установленных сроках для ответа на ваше послание, сославшись на соответствующие законы (в зависимости от вида обращения).

Важно понимать, что отличия видов обращений — не только в названиях. Разница и в их содержании. К примеру, типичные послания коммунальщикам – претензия и запрос о раскрытии информации – это не одно и то же. В претензии вы заявляете о нарушении ваших прав (например, плохо оказанной коммунальной услугой) и выставляете оказавшей ее организации свое требование по устранению проблемы. А делая запрос, вы просите предоставить интересующую информацию, которую не нашли в открытом доступе (например, в отчетах коммунальщиков, размещенных в Интернете). Уже имея нужные вам данные на руках, вы потом будете решать: устраивает вас положение дел или нет? И нарушает ли оно ваши права?

Для ответа на разные обращения закон предусматривает различные сроки. Например, вашу ПРЕТЕНЗИЮ обязаны рассмотреть в течение 10 дней. Напоминая об этом в ее тексте “забывчивым” адресатам, вы можете сослаться на ст. 22 Закона РФ “О защите прав потребителей”. Есть еще и специальные сроки для рассмотрения претензий (например, по некоторым видам коммунальных проблем). Уточнить их можно в Постановлении Правительства РФ № 354 “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов” (его можно найти в библиотеках и в Интернете). Напомню, что если претензия передается не лично, а заказным письмом с уведомлением о вручении, то отсчет ведется с даты получения письма.

Что касается запросов о раскрытии информации, то сроки ответов на них зависят от того, каким образом вы передаете их управляющим компаниям. В Постановлении Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 “Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами” находим: “…информация на основании запроса, поступившего в электронном виде, предоставляется на адрес электронной почты потребителя в течение 2 рабочих дней со дня поступления запроса управляющей организацией и в течение 5 рабочих дней – товариществом и кооперативом”. Предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией в 20-дневный срок со дня его поступления посредством направления (в письменной форме) в адрес потребителя почтового отправления либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации. Предоставление информации по письменному запросу осуществляется товариществом и кооперативом лично потребителю по адресу фактического местонахождения органов управления товарищества или кооператива в течение 20 дней со дня поступления письменного запроса”.

Удачи в отстаивании прав!

Подготовила Карина АЛФЕЕВА


Вера Урмацких газета "Абакан" Карина Алфеева Потребитель № 6
 
По теме
 
В преддверии летних каникул руководители образовательных организаций традиционно собрались для обсуждения вопросов, касающихся организации летнего досуга в каникулярный период,
23.05.2018
 
клещи - Газета Шанс online С начала эпидсезона по состоянию на 21 мая в медицинские организации республики по поводу присасывания клещей обратилось 932 человека, из которых 224 ребенка, что ниже уровня прошлого года и среднемноголетних значений,
23.05.2018
клещи - Газета Шанс online С начала эпидсезона по состоянию на 21 мая в медицинские организации республики по поводу присасывания клещей обратилось 932 человека, из которых 224 ребенка, что ниже уровня прошлого года и среднемноголетних значений,
23.05.2018
 
В Абазе перед судом предстанет несовершеннолетний - ИА Агентство Деловой Информации   Следственным отделом по Таштыпскому району следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Хакасия завершено расследование уголовного дела в отношении 15-летнего жителя города Абазы.
23.05.2018
В Абазе перед судом предстанет несовершеннолетний, обвиняемый в краже денег с незаконным проникновением в жилище - Следственный комитет Следственным отделом по Таштыпскому району следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Хакасия завершено расследование уголовного дела в отношении 15-летнего жителя города Абазы.
23.05.2018 Следственный комитет
Следственным отделом ОМВД России по г. Черногорску завершено расследование  уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ст.158 УК РФ «Кража», в отношении 45-летнего ранее судимого местного жителя.
23.05.2018 МВД Республики Хакасия
С начала эпидсезона по состоянию на 21 мая в медицинские организации республики по поводу присасывания клещей обратилось 932 человека, из которых 224 ребенка, что ниже уровня прошлого года и среднемноголетних значений,
23.05.2018 Газета Шанс online
С начала эпидсезона по состоянию на 21 мая в медицинские организации республики по поводу присасывания клещей обратилось 932 человека, из которых 224 ребенка, что ниже уровня прошлого года и среднемноголетних значений,
23.05.2018 Газета Шанс online
Перед судом предстанет житель города Абазы, обвиняемый в убийстве и причинении легкого вреда здоровью - Следственный комитет Следственным отделом по Таштыпскому району следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Хакасия завершено расследование уголовного дела в отношении 52-летнего жителя города Абазы.
23.05.2018 Следственный комитет
ПРИ ПОЖАРЕ НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО ЗВОНИТЕ 101 - МЧС Республики Хакасия За прошедшие сутки в Хакасии зарегистрировано два пожара. В Абакане пожарные потушили крышу жилого дома, к пожару привела неисправная печь.
23.05.2018 МЧС Республики Хакасия
Тело 42-летнего Александра Чернова, инженера из Волгограда, найдено в Красноярском крае 20 мая в районе хребта Борус (Западный Саян) на территории Горного лесничества парка «Шушенский бор», сообщает ИА «Хакасия».
23.05.2018 Газета Шанс online
Добро пожаловать в музей! - Абакан сегодня В Абакане в очередной раз состоялось событие, которое пропустить никак нельзя, ну, по крайней мере, образованному человеку.
23.05.2018 Абакан сегодня
В минувшие выходные в Этнокультурном комплексе прошли народные гуляния, посвященные Дню музеев, который ежегодно отмечается 18 мая.
22.05.2018 Газета Твоя Среда
Назван самый популярный спортсмен мира - Хакасия-Информ Фото из открытых источников Информационно-аналитический Интернет-портал ESPN решил силами своих собственных сотрудников выяснить, какой спортсмен на сегодняшний день является самым популярным спортсменов в мире.
23.05.2018 Хакасия-Информ
Выпускной окончился год… - Абакан сегодня В эти майские дни в очередной раз в школах России звенят звонки, которые для выпускников становятся последними.
23.05.2018 Абакан сегодня
скорая помощь - Газета Шанс online «Неблагодарный труд». В Абакане толпа парней жестоко избила фельдшера скорой помощи, приехавшего на вызов к их приятелю.
23.05.2018 Газета Шанс online
Страшно или нет доверять «водителю из мобильного приложения»? Каждому из нас хотя бы изредка, но приходится пользоваться услугами частного извоза.
17.05.2018 Газета Шанс online
Минсельхозпрод Хакасии принимает документы  на конкурс среди сельскохозяйственных кооперативов - Министерство сельского хозяйства С сегодняшнего дня Министерство сельского хозяйства и продовольствия РХ принимает документы от претендентов на конкурс среди сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СПК) на получение государственной поддержки.
23.05.2018 Министерство сельского хозяйства