Преподаватели и магистранты Института истории и права Хакасского госуниверситета выиграли грант в конкурсе инновационных проектов вуза. Научная работа посвящена изучению памятников истории и культуры республиканской столицы.
При реализации проекта «Брендинг города Абакана: историко-культурные основания» планируется разработать макет путеводителя по городу с маршрутами разной степени сложности, а также создать базу данных по объектам историко-культурного наследия: паспорта, фото, карта памятников, оцифрованные архивные документы и другое. Руководитель гранта – Валентина МАНСУРОВА.
– Валентина Викторовна, что такое «брендинг»?
– Вопрос одновременно простой и сложный. Во-первых, потому что в науке и в практике нашей страны этот термин появился не так давно и еще окончательно не утвердился. Встречаются различные определения. А, во-вторых, несмотря на множество подходов к данному понятию у экономистов, культурологов, историков, социологов, его суть все же можно выразить в одной фразе: брендинг – путь к успеху. Как правило, обычно мы говорим об успехе определенного товара, продукта, но в нашем случае имеется в виду целый город – любимый Абакан. Значит и сам термин «брендинг» обретает более глубокий смысл. Речь идет о создании положительного образа республиканской столицы, привлекающего туристов своими достопримечательностями, а также мотивирующего предпринимателей развивать здесь бизнес. Все это необходимо для того, чтобы город динамично развивался, не забывая при этом о своей истории, культуре, традициях, достижениях и, главное, людях.
– Как пришла идея создания проекта?
– Первые мысли в этом направлении возникли еще в 2011 году, когда в республике бурно обсуждались вопросы развития туризма: создание музеев под открытым небом, туристических маршрутов в Ширинском и других районах. И очень обидно, что Абакан в этих проектах воспринимается просто как место, откуда начинается увлекательное путешествие по Хакасии. А ведь город интересен сам по себе. Он необычен с точки зрения географии (Абакан похож на Васильевский остров Санкт-Петербурга, имеет разветвленную сеть дренажных каналов); удобен для посещения, так как имеет железнодорожное и авиасообщение с другими регионами; комфортен для пешего и автомобильного туризма благодаря своей урбанистической культуре (третью часть города занимают парки и скверы, малоэтажная застройка, здесь высокая степень освещенности улиц, ведется интенсивное строительство сооружений культуры, спортивных и социальных объектов); на его территории можно наблюдать массу растений, животных и птиц; здесь проживают разные народы со своей самобытной культурой, обычаями и традициями. Но самое главное – Абакан имеет огромное историко-культурное наследие. На его территории находятся памятники, созданные начиная со II тысячелетия до нашей эры. Мы видели потенциал города, но также осознавали, что он не используется в полной мере. Вот тогда и было решено начать длительную и кропотливую исследовательскую работу, которая могла бы привести к созданию полноценного бренда для нашего небольшого и компактного городка. Сделать его узнаваемым и привлекательным, создать устойчивый образ уникального урбанистического объекта со своими историко-культурными, этно-языковыми, экономическими и природно-географическими характеристиками. Кроме того, еще одним дополнительным стимулом стало участие команды преподавателей университета в конкурсе, организованном администрацией города Group creativus battle (соревнования креативных команд по разработке идей бренда города Абакана). Благодаря победе в этом турнире мы смогли принять участие и в международном конкурсе «Золотой кулик». Посетив мастер-классы специалистов высочайшего уровня и окунувшись в атмосферу «сити-брендинга», мы загорелись идеей сделать что-то подобное и для своего любимого города. За эти годы многие преподаватели и студенты нашего вуза в разных формах участвовали в этой деятельности. Но она еще далека от завершения, так как проработаны не все аспекты, да и занимались мы этим эпизодически и на энтузиазме. Хотя отдельные инициативы поддерживались и на уровне республики. Сейчас мы подошли к совершенно новому этапу своей работы. Уже хотелось бы начать обнародовать и внедрять в практику тот материал, который накоплен. Мы очень рады, что университет поддержал нашу заявку. Для нас – это шанс наработать основу для более масштабного проекта, идея которого уже есть.
– Чему он посвящен?
– В широком смысле проект направлен на актуализацию и продвижение историко-культурного потенциала столицы. Что же касается узких целей, то при его реализации мы хотим создать два инновационных продукта, о которых я уже упоминала: базу данных материалов по объектам историко-культурного наследия города и макет путеводителя по Абакану с маршрутами разного уровня сложности.
Основной смысл – собрать в одном месте научный, достоверный материал по историко-культурным объектам города, сделать его доступным для всех желающих, а также подготовить основу для применения этих данных в туристических, образовательных, научных и иных целях. Основой для их использования станет макет путеводителя. Но, конечно, для этого придется еще немало потрудиться. Мы планируем разработать экскурсионные маршруты, найти архивные и научные материалы по памятникам археологии, истории и культуры Абакана, провести их паспортизацию и фотофиксацию.
– Кто будет работать над проектом?
– В нем также задействованы кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Евгений Данькин и двое магистрантов направления «История», обучающихся по программе «Историко-культурный туризм», Екатерина Кожевникова и Игорь Косточаков.
– В чем уникальность и практическая значимость проекта?
– Уникальность заключается в том, что ни подобной базы данных, ни путеводителя, охватывающего памятники всех исторических эпох, у нас нет. Все это необходимо для того, чтобы город динамично развивался, не забывая при этом о своей истории, культуре, традициях, достижениях и, главное, людях. Ну а возможности для использования результатов проекта очень велики. Результаты научного труда могут применять учителя и преподаватели при организации занятий и внеурочной работы, школьники и студенты для подготовки учебных материалов по краеведческой тематике, а также туристические фирмы республики и сопредельных регионов. Так, база данных может быть использована туристическими фирмами при составлении экскурсий. При этом гиды будут не просто пересказывать различные мифы из Интернета, а пользоваться достоверной информацией. Кроме того, ученые смогут применять данные для подготовки научных работ, а СМИ – при написании статей или трансляции тематических передач. Что касается путеводителя, то пока это будет только его макет. Но в дальнейшем он может быть использован для путешествия по городу, в котором каждого ждет немало важных открытий!
– Где будут представлены результаты научного труда?
– Результаты проекта будут представлены на научных конференциях и опубликованы в высокорейтинговых журналах. Также подана заявка на государственную регистрацию базы данных. Кроме того, мы планируем по завершении работ провести презентацию и познакомить потенциальных потребителей с возможностями проекта. Есть и другие идеи обнародования результатов. К примеру, организация мастер-классов или вебинаров для учителей по использованию базы данных в образовательной деятельности. Правда, эти идеи уже выходят за рамки данного проекта.
– Каковы сроки его реализации?
– Завершить работу над проектом планируется к концу ноября.
– Планируете ли вы продолжить работу в данном направлении?
– Думаю, что останавливаться на достигнутом мы не собираемся. Есть потенциал для изучения иных аспектов темы, так как сейчас разрабатываются только историко-культурные основания брендинга Абакана. Есть возможность и дальше наполнять базу данных. Сейчас важна доработка путеводителя. А в какой форме он предстанет перед жителями и гостями города – пока секрет. И я надеюсь, что пройдет совсем немного времени, прежде чем мы сможем его раскрыть!
Беседовала Инга ТАЛАХАДЗЕ
Анна Спасская