Домашние животные, бесконтрольно пасущиеся вблизи железной дороги, стали настоящей проблемой. Выходя на пути, они создают опасность для людей. Причина всему — неудовлетворительная организация выпаса.
Появление крупного рогатого скота на железнодорожных путях — нештатная ситуация для локомотивной бригады. В таком случае действовать нужно чётко. За считанные секунды необходимо предпринять меры, чтобы избежать столкновения. Степень ответственности возрастает в разы, если за спиной находятся сотни пассажиров. Обеспечение их безопасности — главное для машиниста и помощника.
Звуковые сигналы не всегда отпугивают животных. Тогда приходится применять экстренное торможение, но и оно помогает не во всех случаях. В отличие от автомобильного, тормозной путь поезда — около километра. Столкновение происходит с 300 — 400 килограммовым животным на скорости до 100 километров в час.
— Применение экстренного торможения доставляет пассажирам дискомфорт. Можно упасть и получить не просто ссадины и ушибы, но и серьёзные травмы, — рассказывает машинист-инструктор локомотивных бригад Александр Сафонов. — После столкновения машинист и помощник должны устранить повреждения, которые получил локомотив. Если они незначительные, на это уходит 15 — 20 минут. Если же их масштаб серьёзный, то приходится менять локомотив. Только после этого можно будет отправиться в путь. Это колоссальная задержка в расписании и неудобства для пассажиров.
В этом году в Хакасии на перегоне Камышта — Уйтак произошло столкновение пассажирского поезда с лошадьми. Избежать трагических последствий тогда удалось. Но если бы лошади попали под локомотив, схода поезда было бы не миновать. А это угроза жизни людей! Случаи крушения поездов из-за крупного рогатого скота в России происходили не раз, и последствия их более чем печальные...
На территории Хакасии только в этом году машинистами поездов уже 65 раз применялось экстренное торможение. Из года в год лидером по количеству безнадзорного скота, выходящего на пути, становится Аскизский район. С начала года здесь произошло 23 наезда на домашних животных.
— 10 — 15 лет назад эта проблема не была такой острой. Табуны и стада находились под присмотром пастухов, поэтому случаи столкновения скота с локомотивами были единичными. Сегодня всё кардинально изменилось — количество таких случаев нас, железнодорожников, просто пугает! В этом году, проезжая только по Аскизской дистанции пути, машинисты более 400 раз сообщали о безнадзорных животных, находящихся вблизи железнодорожных путей. Для нашей дистанции ситуация усугубляется ещё и тем, что пасущихся коров можно встретить и в декабре, и в январе. Поэтому — проблема круглогодичная и не теряет своей актуальности даже зимой — сбитый скот в это время, к сожалению, уже не редкость, — рассказывает главный инженер Аскизской дистанции пути Олег Шумихин.
Каждое столкновение с домашними животными — не только риск для машинистов и пассажиров, но ещё и убытки, которые несёт железная дорога. В первую очередь повреждения получает подвижной состав. Из-за бродячего скота только на ремонт локомотивов ежегодно КрасЖД тратит до полумиллиона рублей. Повреждаются железнодорожный путь, контактная сеть. А если посчитать косвенные потери, возникающие в результате задержки в движении поездов, — это уже десятки миллионов рублей, которые железнодорожники могли бы потратить на благоустройство вокзалов или покупку новых локомотивов.
Конечно, ущерб несут и владельцы скота. Потеря коровы — серьёзный урон для сельского жителя, для каждой семьи она, безусловно, является кормилицей. Многие сельчане живут на деньги, заработанные от продажи молока.
Однако нужно всегда помнить, что в данной ситуации такая беда — не самое страшное. Вот если из-за животного произойдёт сход поезда, — могут пострадать люди. Можно потерять гораздо больше — бесценную человеческую жизнь.
К сожалению, владельцы животных предпочитают об этом не задумываться:
— В Аскизе многие семьи держат по несколько коров. Если отдавать их в табун, значит, пастуху необходимо платить за каждую голову. Это накладно. Поэтому местное население не желает пользоваться такими услугами. Встречаются, конечно, сознательные владельцы, которые отдают предпочтение организованному выпасу. Но их меньшинство. К тому же проблему осложняет и отсутствие пастухов. Желающих идти на эту работу пока нет, — поясняет глава Аскизского поссовета Сергей Энграф.
Железная дорога, со своей стороны, чтобы как-то решить проблему, устанавливает изгородь. Только на территории Хакасии её протяжённость составляет 92 километра! Но скот попадает на пути в местах переездов, на станциях, а также не без помощи предприимчивых хозяев, которые ломают ограждение.
Цель преследуется одна — пропустить животное через пути на другое пастбище. Жители даже оставляют специальные метки в таких местах, чтобы в следующий раз проще было найти, да и соседу в помощь.
Пока штраф за нахождение скота на железнодорожных путях составляет всего 100 рублей. Но депутаты Государственной думы рассматривают проект закона, который предусматривает увеличение этой суммы в 30 раз. Тогда владельцам коровы, гуляющей по путям, придётся заплатить 3 тысячи рублей. Для сельских жителей это серьёзный удар по бюджету. Поэтому железнодорожники надеются, что в этом случае владельцам будет проще и дешевле нанять пастуха:
— Мы просим население не ждать тяжёлых последствий и времени, когда будут увеличены штрафы за безнадзорный выпас, а уже сегодня подумать о безопасности обычных людей — пассажиров поездов, машинистов, которые рискуют жизнью из-за такой безответственности.
В наше время пастухи стали редкостью, их практически нет. Из-за этого животных можно встретить везде: вблизи автомобильной, железной дороги, на станциях.
Не осуществляется и биркование. А ведь в случае столкновения это помогло бы находить владельцев коров и привлекать их к ответственности. Поэтому местным властям необходимо уделить достойное внимание вопросу организованного выпаса и биркованию, ведь это входит в их полномочия.
Решить эту проблему мы можем только сообща. И я очень надеюсь и на поддержку глав сельских Советов, и на понимание со стороны жителей, — отметил заместитель начальника Красноярской железной дороги по территориальному управлению Дмитрий Василиади.
Надежда Бахарева