Рельсы для... диких коров?

Рельсы для... диких коров?
Фото: gazeta19.ru

Домашние животные, бесконтрольно пасущиеся вблизи железной дороги, стали настоящей проблемой. Выходя на пути, они создают опасность для людей. Причина всему — неудовлетворительная организация выпаса.

Появление крупного рогатого скота на железнодорожных путях — нештатная ситуация для локомотивной бригады. В таком случае действовать нужно чётко. За считанные секунды необходимо предпринять меры, чтобы избежать столкновения. Степень ответственности возрастает в разы, если за спиной находятся сотни пассажиров. Обеспечение их безопасности — главное для машиниста и помощника.
Звуковые сигналы не всегда отпугивают животных. Тогда приходится применять экстренное торможение, но и оно помогает не во всех случаях. В отличие от автомобильного, тормозной путь поезда — около километра. Столкновение происходит с 300 — 400 килограммовым животным на скорости до 100 километров в час.
— Применение экстренного торможения доставляет пассажирам дискомфорт. Можно упасть и получить не просто ссадины и ушибы, но и серьёзные травмы, — рассказывает машинист-инструктор локомотивных бригад Александр Сафонов. — После столкновения машинист и помощник должны устранить повреждения, которые получил локомотив. Если они незначительные, на это уходит 15 — 20 минут. Если же их масштаб серьёзный, то приходится менять локомотив. Только после этого можно будет отправиться в путь. Это колоссальная задержка в расписании и неудобства для пассажиров.
В этом году в Хакасии на перегоне Камышта — Уйтак произошло столкновение пассажирского поезда с лошадьми. Избежать трагических последствий тогда удалось. Но если бы лошади попали под локомотив, схода поезда было бы не миновать. А это угроза жизни людей! Случаи крушения поездов из-за крупного рогатого скота в России происходили не раз, и последствия их более чем печальные...
На территории Хакасии только в этом году машинистами поездов уже 65 раз применялось экстренное торможение. Из года в год лидером по количеству безнадзорного скота, выходящего на пути, становится Аскизский район. С начала года здесь произошло 23 наезда на домашних животных.
— 10 — 15 лет назад эта проблема не была такой острой. Табуны и стада находились под присмотром пастухов, поэтому случаи столкновения скота с локомотивами были единичными. Сегодня всё кардинально изменилось — количество таких случаев нас, железнодорожников, просто пугает! В этом году, проезжая только по Аскизской дистанции пути, машинисты более 400 раз сообщали о безнадзорных животных, находящихся вблизи железнодорожных путей. Для нашей дистанции ситуация усугубляется ещё и тем, что пасущихся коров можно встретить и в декабре, и в январе. Поэтому — проблема круглогодичная и не теряет своей актуальности даже зимой — сбитый скот в это время, к сожалению, уже не редкость, — рассказывает главный инженер Аскизской дистанции пути Олег Шумихин.
Каждое столкновение с домашними животными — не только риск для машинистов и пассажиров, но ещё и убытки, которые несёт железная дорога. В первую очередь повреждения получает подвижной состав. Из-за бродячего скота только на ремонт локомотивов ежегодно КрасЖД тратит до полумиллиона рублей. Повреждаются железнодорожный путь, контактная сеть. А если посчитать косвенные потери, возникающие в результате задержки в движении поездов, — это уже десятки миллионов рублей, которые железнодорожники могли бы потратить на благоустройство вокзалов или покупку новых локомотивов.


Конечно, ущерб несут и владельцы скота. Потеря коровы — серьёзный урон для сельского жителя, для каждой семьи она, безусловно, является кормилицей. Многие сельчане живут на деньги, заработанные от продажи молока.
Однако нужно всегда помнить, что в данной ситуации такая беда — не самое страшное. Вот если из-за животного произойдёт сход поезда, — могут пострадать люди. Можно потерять гораздо больше — бесценную человеческую жизнь.
К сожалению, владельцы животных предпочитают об этом не задумываться:
— В Аскизе многие семьи держат по несколько коров. Если отдавать их в табун, значит, пастуху необходимо платить за каждую голову. Это накладно. Поэтому местное население не желает пользоваться такими услугами. Встречаются, конечно, сознательные владельцы, которые отдают предпочтение организованному выпасу. Но их меньшинство. К тому же проблему осложняет и отсутствие пастухов. Желающих идти на эту работу пока нет, — поясняет глава Аскизского поссовета Сергей Энграф.
Железная дорога, со своей стороны, чтобы как-то решить проблему, устанавливает изгородь. Только на территории Хакасии её протяжённость составляет 92 километра! Но скот попадает на пути в местах переездов, на станциях, а также не без помощи предприимчивых хозяев, которые ломают ограждение.
Цель преследуется одна — пропустить животное через пути на другое пастбище. Жители даже оставляют специальные метки в таких местах, чтобы в следующий раз проще было найти, да и соседу в помощь.
Пока штраф за нахождение скота на железнодорожных путях составляет всего 100 рублей. Но депутаты Государственной думы рассматривают проект закона, который предусматривает увеличение этой суммы в 30 раз. Тогда владельцам коровы, гуляющей по путям, придётся заплатить 3 тысячи рублей. Для сельских жителей это серьёзный удар по бюджету. Поэтому железнодорожники надеются, что в этом случае владельцам будет проще и дешевле нанять пастуха:
— Мы просим население не ждать тяжёлых последствий и времени, когда будут увеличены штрафы за безнадзорный выпас, а уже сегодня подумать о безопасности обычных людей — пассажиров поездов, машинистов, которые рискуют жизнью из-за такой безответственности.
В наше время пастухи стали редкостью, их практически нет. Из-за этого животных можно встретить везде: вблизи автомобильной, железной дороги, на станциях.
Не осуществляется и биркование. А ведь в случае столкновения это помогло бы находить владельцев коров и привлекать их к ответственности. Поэтому местным властям необходимо уделить достойное внимание вопросу организованного выпаса и биркованию, ведь это входит в их полномочия.
Решить эту проблему мы можем только сообща. И я очень надеюсь и на поддержку глав сельских Советов, и на понимание со стороны жителей, — отметил заместитель начальника Красноярской железной дороги по территориальному управлению Дмитрий Василиади.

 

Надежда Бахарева

 
По теме
Алесей Лемин. Фото Администрации Абакана Об этом сообщил Глава Абакана Алексей Лемин, отвечая на вопросы, заданные ему горожанами в соцсетях.
В ноябре 2023 года экипажем Госавтоинспекции ОМВД России по Усть-Абаканскому району в районе аала Сапогов был остановлен автомобиль Toyota Corolla под управлением 38-летней жительницы Абакана,
Фото пресс-службы Администрации Абакана в столице Хакасии с 09:00 вторника, 19 марта по 7 апреля будет полностью перекрыт участок проезда в районе АЗС между улицей Комарова и гостиницей «Дружба» и МФЦ.
За пьяную езду суд конфисковал у жительницы Хакасии иномарку - Республиканская телевизионная сеть В ноябре 2023 года в районе аала Сапогов экипаж Госавтоинспекции остановили "Toyota Corolla" под управлением 38-летней жительницы Абакана, которая находилась за рулём с признаками алкогольного опьянения.
Республиканская телевизионная сеть
В столице Хакасии перекроют проезжую часть - Республиканская телевизионная сеть С 19 марта с 09:00 по 7 апреля до окончания работ будет полностью перекрыт участок проезда в районе автозаправочной станции между улицей Комарова и гостиницей "Дружба" и МФЦ.
Республиканская телевизионная сеть
Врачи Хакасии: вакцинация – надежная защита от инфекционных заболеваний - Правительство Республики Хакасия Источник изображения: пресс-служба Минздрава РХ Вакцинация – это простой, безопасный и эффективный способ защиты от болезней до того, как человек вступит в контакт с их возбудителями.
Правительство Республики Хакасия
В Хакасии просыпаются клещи - Хакасия-Информ Наибольшая активность клещей отмечается, обычно, в мае — однако, они уже сейчас понемногу просыпаются.
Хакасия-Информ