Россияне обречены на задержки рейсов?

© svo.aero/press/
Фото: adi19.ru

 

© svo.aero/press/

Разговор о судьбе чартерных рейсов спровоцировала компания «ВИМ-Авиа». С мая по июнь она задержала 117 рейсов. В результате в ситуацию пришлось вмешаться Росавиации и Минтрансу, подчеркнула председатель комиссии ОП РФ по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом Елена Сутормина. Поначалу эксперты даже заговорили о полной отмене чартеров, неверно истолковав заявление регулятора, но пока до этого дело не дошло. Хотя проблема возникла нешуточная, признал глава Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Александр Нерадько.

Еще в середине мая, по словам чиновника, Росавиация стала отмечать, что объем перевозок по воздуху растет. Но если в целом по отрасли он увеличится на 23%, то отдельные чартерные компании нарастили объем до 200% и больше.

«Росавиация отмечала, что такой объем временами не подкреплен резервированием воздушных судов, которые по разным причинам выбывают из эксплуатации. Некоторые из них находятся на плановом техобслуживании, в результате которого выясняется необходимость дополнительных работ. Условно говоря, вы меняете колесо и видите, что тормоз неисправен. Это дополнительное время, дополнительные затраты. Так случилось с тремя самолетами ВИМ-авиа. У компании появился дефицит воздушных судов, который привел к задержкам рейсов. Мы на это обратили внимание еще 15 мая, и предупредили о том, что нужно скорректировать программу перевозок. Тем не менее перевозчик продолжил и регулярные перевозки, и чартерные, которые стали сильно задерживаться», — отметил Нерадько.

Чиновник подчеркнул, что регулятор не вправе вмешиваться в финансово-хозяйственную деятельность компаний, и все, что он мог сделать в такой ситуации, — дать рекомендации.

Ухудшилась ситуация к началу июня, когда к «ВИМ-Авиа» присоединились и другие компании, специализирующиеся на чартерах. По версии главы Росавиации, многие из этих компаний аффилированы с турбизнесом — их собственники владеют турагентствами и гостиницами за рубежом. Возможно, личный интерес помешал решить назревающую проблему.

«Мы 8 июня провели совещание с перевозчиками и предупредили, что если задержки рейсов свыше двух часов продолжатся, а подчас рейсы опаздывают и на 12 часов, и на сутки, и больше, то мы расценим это как издевательство над пассажирами», — подчеркнул Нерадько.

В таком случае Росавиация вынуждена будет принять меры.

«Для начала мы начнем ежедневно публиковать на сайте список задержанных рейсов с наименованием компаний, чтобы пассажиры сами могли выбирать, с какими перевозчиками летать. Например, в РФ только за прошлые сутки было совершено 678 регулярных рейсов, 273 — нерегулярных. Четыре из них отправились с задержкой более 6 часов. Теперь имена таких авиакомпаний будут известны», — заметил глава агентства. В Росавиации рассчитывают, что такой репутационный ход сыграет свою роль. К слову, сегодня уже появился первый подобный список, в который попала авиакомпания ООО «АЗУР эйр», задержавшая за прошлые сутки сразу три рейса.

«Дальше мы можем провести проверки сертификационных и лицензионных требований, чтобы гарантировать безопасность полетов. Кроме того, Росавиация утверждает программы нерегулярных перевозок чартеров. Мы можем в крайнем случае пойти на точечное ограничение программ нерегулярных перевозок, если увидим, что перевозчик не стремится исправить ситуацию, допуская огромные задержки», — подчеркнул Нерадько.

Именно так произошло с «ВИМ-Авиа». Как рассказал глава Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Олег Сафонов, для решения проблемы был создан специальный штаб. В итоге авиакомпании сократили чартерные перевозки внутри страны. Сейчас задержки рейсов у ВИМ-авиа практически отсутствуют, у нее нет никаких финансовых сложностей, заверил Сафонов. Но в самый разгар курортного сезона российских туристов в Сочи и Крым она не возит. То есть, ограничив чартерные перевозки внутри страны, чиновники тем самым сыграли на руку турецким отельерам.

«Более 200 тыс. человек уже купили билеты на самолеты „ВИМ-Авиа“. Немало среди них и тех, кто приобрел пакетные туры. Конечно, если возможности улететь не будет, им вернут деньги. Но все же мы надеемся, что в период высокого сезона наши люди отдохнут. Нужно в первую очередь корректировать зарубежные перевозки, а не сокращать внутрироссийские», — отметил глава Ростуризма, радея за отечественные курорты.

«У нас нет резервов, чтобы перевезти туристов „ВИМ-Авиа“ силами российских авиакомпаний. Варианта два: либо вернуть им деньги, либо дать возможность, чтобы перевозку за них осуществили иностранные компании. Конечно, в ограниченный период времени в рамках чрезвычайной меры», — заметил Сафонов.

Такой выход он предложил Росавиации и Минтрансу, но решение на этот счет пока нет.

Ситуация с «ВИМ-Авиа» требует экстренных мер, однако проблема с задержкой чартеров системная, и требует более глубокого решения, считает глава Ростуризма. Все дело в том, что именно на базе чартеров туроператоры формируют пакетные туры. Иными словами, развивать региональный туризм без увеличения чартеров невозможно.

Президент Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов в свою очередь заметил, что измениться должна вся система регулирования гражданской авиации. По его словам, сегодня этим вопросом занимаются и Минтранс, и Росавиация, но на выходе оказывается, что у главного регулятора — Росавиации — нет полномочий, чтобы решить проблему, и он может только раздавать рекомендации и составлять списки.

Генеральный директор «Клуба защиты прав туриста» Роман Бобылев согласился, что списки — мера, конечно, полезная, но она точно не станет основным механизмом в борьбе с задержкой вылетов и прилетов чартерных рейсов.

«Если сервис будет работать довольно долго, он может дать даже некоторые финансовые преимущества пунктуальным компаниям. Притязательный потребитель, посмотрев информацию о задержках, предпочтет компанию с минимальным числом опозданий, даже при условии, что ее услуги обойдутся дороже. То есть, перечень может стать обоснованием более высокой стоимости перелетов у пунктуальных компаний. Компании, которые допускают задержки, со временем вынуждены будут снижать цены», — пояснил он.

Что касается гарантий, по словам Бобылева, Воздушный кодекс не делит пассажиров на регулярных и чартерных. В любом случае при задержке вылета авиакомпания обязана поить, кормить, предоставлять средства связи, гостиницу — если самолет опаздывает больше, чем на 6 часов. Другое дело, что существующая система штрафов недостаточна: порядка 25 рублей за час задержки, то есть, 25% от МРОТ за час. При этом совокупно штраф за задержку не может превысить стоимость билета. Ситуацию должна изменить Монреальская конвенция, которую Россия ратифицировала. Но для того, чтобы новая система штрафов, которую конвенция предусматривает, заработала, нужно еще внести коррективы в Воздушный кодекс.

Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе тоже скептически отнеслась к идее со списками. «Ну будет Росавиация публиковать перечень компаний, которые задерживают чартерные рейсы, а дальше что? Дальше вопрос мер. Новостные ленты пестрят сообщениями о том, что чартерные рейсы задерживаются на 6-10 часов, и перечень этих авиакомпаний прекрасно известен в первую очередь пассажирам. Вопрос не в публикации, вопрос в мерах, которые предпримет Росавиация в отношении этих компаний, а эти меры пока не ясны», — заявила «Росбалта» Ломидзе.

По ее мнению, меры должны быть превентивными. «Когда авиакомпания опаздывает, этому есть объективные причины. Либо у нее маленький парк, и поломка одного самолета вызывает эффект домино и влияет на все расписание полетов, либо у нее в принципе не хватает самолетов. Допуски на полеты выдает Росавиация, исходя из состояния перевозчика. Вот на этом этапе и нужно принимать меры», — считает эксперт.

При этом принимать меры в разгар летнего сезона, накладывать ограничения на перевозки, значит, создать еще больший коллапс.

Сейчас, по словам Ломидзе, заменить «ВИМ-Авиа» на внутрироссийских направлениях некем. «Туроператоры, начиная с 26 мая, просто стоят на ушах, и в ручном режиме пересаживают группы, сокращают собственные программы, возвращают туристам деньги. Такого быть не должно. Если перевозчик столкнулся с нештатной ситуацией, дальше можно долго рассуждать о том, почему он к этому пришел, он должен побеспокоиться о своих партнерах и найти альтернативу, а главное — оплатить ее из тех денег, которые ему уже заплатили. Этого не происходит», — заметила эксперт.

Сейчас в виде краткосрочной меры, по мнению собеседницы «Росбалта», имеет смысл разрешить иностранным перевозчикам летать на зарубежных направлениях вместо «ВИМ-Авиа», а самолеты самой компании, которые в результате освободятся, перекинуть на Сочи и Симферополь.

Анна Семенец     rosbalt.ru

 
По теме
Фото пресс-службы Управления Росгвардии по Хакасии Бойцы СОБР «Сапсан» Управления Росгвардии по Хакасии оказали силовую поддержку полицейским Абакана при задержании хозяина специализированной автостоянке на улице Итыгина,
Фото Восточного МСУТ СК России В четверг, 28 марта на двупутной строящейся вставке станции Муртыгит Тындинского региона Дальневосточной железной дороги произошло боковой столкновение грузового и хозяйственного поездов.
Фото Восточного МСУТ СК России В четверг, 28 марта на двупутной строящейся вставке станции Муртыгит Тындинского региона Дальневосточной железной дороги произошло боковой столкновение грузового и хозяйственного поездов.
Агентство Информационных Сообщений
В Хакасии нетрезвый водитель прятался от полицейских на заднем сиденье авто - Газета Шанс online Автор Редакция Сотрудникам Госавтоинспекции ОМВД России по Ширинскому району от бдительных граждан поступило сообщение о том, что по селу Целинное на автомобиле ездит нетрезвый водитель.
Газета Шанс online
Полиция Хакасии пресекла мошенническую схему руководителя специализированной автостоянки - Пульс Хакасии В рамках расследования, проводимого Следственным управлением УМВД России по городу Абакан, возбуждены уголовные дела по обвинению руководителя автостоянки, специализирующейся на хранении транспортных средств,
Пульс Хакасии
Забота о здоровье: Центр СПИД продолжает работу по тестированию в трудовых коллективах - Минздрав Республики Хакасия Накануне специалисты Республиканского центра профилактики и борьбы со СПИД выезжали в трудовой коллектив отделения Социального фонда России по Республике Хакасия для проведения добровольного,
Минздрав Республики Хакасия
Напомним, иск прокурором был предъявлен к ГБУЗ РХ «Саяногорская межрайонная больница» в интересах пенсионерки в связи со смертью её сына, наступившей после обращения за медицинской помощью.
Городской суд г. Саяногорск
К 150-летию Е.Ф. Гнесиной - Минкультуры Студенты специальности «Теория музыки» Хакасского колледжа искусств представили лекторий-экскурсию, посвященную150-летию со дня рождения педагога, музыканта, композитора Е.Ф.
Минкультуры