3 июля отмечается День Республики Хакасия. Эта дата учреждена республиканским законом от 20 октября 1992 года под названием «О Дне Республики Хакасия».
Если углубляться в историю, то для Хакасии очень значим весь 1992 год, поскольку именно тогда формировались государственные органы Хакасии в том виде, в котором мы имеем их сейчас.
Детали, конечно, менялись, но суть осталась неизменной. Основы государственности республики были заложены в 1992 году. И Верховный Совет Хакасии был в числе тех, кто эту государственность создавал. Накануне праздничной даты мы встретились с бессменным председателем законодательного органа государственной власти республики Владимиром Николаевичем Штыгашевым.
— Владимир Николаевич, совсем недавно и Верховный Совет Хакасии разменял четверть века. Молодое поколение уже и не знает, как всё начиналось. Давайте напомним...
— Можно сказать, что история Верховного Совета началась даже чуть раньше истории Хакасии как отдельного субъекта Российской Федерации. Осенью 1991-го и в январе 1992 года мы провели выборы депутатов республиканского парламента первого созыва. Тогда мы должны были избрать 100 депутатов. Но сумели выбрать лишь 90. В то время были другие правила. Явка на выборах должна была составлять не менее 50 процентов от числа зарегистрированных избирателей. Иначе выборы признавались несостоявшимися, а это значит, снова процедура выдвижения, регистрации, снова бюджетные расходы.
— А какой законодательный акт Верховный Совет принял первым делом?
— Одним из первых принятых Верховным Советом документов стала Декларация об основных правах, полномочиях и обязательствах Республики Хакасия. Причём слово «обязательства» я выделю особо. Тогда все субъекты Российской Федерации принимали документы о суверенитете, независимости. Даже о праве выхода из состава России. Порой дело доходило до абсурда. Чуть ли не собственные армии собирались создавать. Хакасия была единственным регионом в России, который принял декларацию не только о правах и полномочиях, но и о своих обязательствах перед страной. Никогда не выходить из состава России и всячески укреплять её, подчиняться главным законам Российской Федерации — вот основополагающие принципы того документа. Сохранили мы и уникальное название законодательного органа — Верховный Совет. Все остальные региональные парламенты стали думами, собраниями... В этом вопросе был у нас поначалу единственный союзник — Крым. Но и они переименовались в итоге в Государственный Совет Республики Крым.
А уже после формирования комитетов и комиссий Верховного Совета было образовано и первое правительство республики.
— То есть именно Верховный Совет Хакасии был в тот момент высшим органом власти республики?
— Совершенно верно. Верховный Совет формировал правительство, избирал его председателя, заместителей председателя правительства, назначал всех министров и освобождал их от должности при необходимости. То есть правительство было полностью подотчётно единственному законодательному и высшему представительному органу власти. Потом ситуация изменилась, но в любом случае крайне важно, чтобы граждане имели право воздействия на власть каждого уровня. А право это реализуется путём выборов.
— Если мы говорим о формировании государственности Хакасии, то нельзя обойти стороной и принятие Конституции республики...
— Конечно. А это опять же итоги работы Верховного Совета первого созыва. Основной документ республики был тщательно проработан. Отмечу, что с мая 1995 года Конституция Хакасии не претерпела кардинальных изменений. Коррективы вносили только по причине изменений на федеральном уровне. Ну и естественно, что в первые два года работы мы приняли базовые законы, без которых Хакасия как самостоятельный субъект не могла существовать. Это законы о территориальном устройстве республики, о правительстве, о земле, о налогах и сборах, о бюджетном процессе. Около 40 законов, без которых мы не могли развиваться и двигаться вперёд. Работали очень активно.
Ещё одна деталь, которую хотелось бы отметить, — на протяжении всех 25 лет наш Верховный Совет является в стране самым недорогим по содержанию для бюджета. В первом созыве избирали 100 человек, потом 75, сейчас 50. Но только 12 человек работают на постоянной основе.
Всего за четверть века мы приняли около двух тысяч законов. Некоторые были отменены или в них вносились изменения и дополнения.
Около 40 раз мы обращались в Государственную думу России с законодательными инициативами по внесению изменений в действующее законодательство Российской Федерации. Должен сказать, что примерно половина наших инициатив в итоге стали федеральными законами. Это очень хороший показатель. Показатель того, что на уровне России Хакасию слышат, учитывают её мнение при принятии федерального законодательства.
— Значит, можно сказать, что республика как самостоятельный субъект Российской Федерации и Верховный Совет Хакасии состоялись?
— Несомненно. Вот уже на протяжении 25 лет Хакасия является полноправной частью России, самостоятельно определяет экономические и социально-политические приоритеты в своём развитии. Хакасия доказала, что может и будет самостоятельным субъектом Российской Федерации. Вместе с другими российскими регионами мы будем повышать мощь Отечества.
Беседовал Виктор ЛЕБЕДЕВ