Скифская мифология

Фото: shans.online

Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы,
С раскосыми и жадными очами!

Александр Блок

Спешу сообщить, что Блок не прав: скифы были лишены ярких монголоидных и азиатских черт. Судя по реконструкциям лиц по сохранившимся черепам, древние жители вполне походили на типичных европейцев. Если уж мы так легко разобрались с классикой, то не сможет нас остановить и современное мифотворчество.

Миф I.
Скифы – название народа

Это не так, потому что таким именем – скифы (др.-греч. Σκύθης) – эллины называли население Скифии (области между Дунаем и Доном). Поэтому перед нами внешний этноним (экзоэтноним) – собирательное обозначение различных племен, не все из которых были кочевниками. Они не создали собственной письменности. Различные версии о самоназвании известного древнего народа также многочисленны (скудата, сколотои, искуза и пр.). Мы вообще мало знаем о языке скифов, потому что в передаче античных авторов до нас дошли лишь имена вождей, богов и географические названия. Этот скудный материал позволил специалистам определить скифский язык как восточно-иранский (к ним сейчас, например, относят осетинский и некоторые языки Афганистана).
Уже Геродот описывает скифов как некий конгломерат, условное и поликультурное объединение (например, есть и скотоводы, и пахари). В дальнейшем неопределенность только усиливалась. «Скифами» называются вообще варварские народы Причерноморья. Античная традиция сохраняется и в Средневековье. Поэтому ученые сочинители на Западе «скифами» начинают именовать и славян, и русь, и группы тюркоязычных кочевников.
В археологическом смысле «скифская культура» довольно сложно соотносится с конкретными носителями. Поэтому ее тоже трактуют расширительно. Вводятся понятия «скифоиды», культуры «скифского круга», «скифский мир» и даже «скифо-сибирское единство». Все это создает впечатление крайней неопределенности понятий и бездоказательности подобных построений. Хорошо известно, что скифы никогда не жили в Центральной Азии или в Сибири, поэтому отечественные специалисты не используют принятые в иноязычной терминологии обозначения. Однако из археологического жаргона и дилетантского обращения генетиков «лже-скифы» порой проникают не только на страницы желтой прессы, но и прорываются, к сожалению, в популярную литературу и в музейные экспозиции. Само собой и в интернете мы можем обнаружить орды неких «сибирских скифов», «пазырыкских скифов» или даже «скифов Тувы» и другие абсурдные словосочетания. Хотя между этими историческими явлениями тысячи километров и века в пространстве и времени. Даже если когда-то будет доказана преемственная связь между столь отдаленными и различными культурами, хотя ничто не свидетельствует в пользу такой возможности, то все же, как говорится, «свадьба деда – это не свадьба внука».

Миф II.
Скифы создали «звериный стиль»

Разумеется, это не так, потому что изображать животных люди начали еще в палеолите. Орнамент или изобразительная манера с включением изображений животных возникали самостоятельно и фактически повсеместно. Уникальности тут нет, тем более что вообще грубоватое выражение «звериный стиль» является несколько странным для анималистической манеры с использованием не только образов зверей (млекопитающих), но также и людей, и птиц, и рыб и др. И вот тут английский термин «Animal style» представляется куда более корректным. Условная терминология археологов также породила определение «скифо-сибирский звериный стиль», к которому относят образы оленя с огромными рогами, свернувшегося в кольцо кошачьего хищника и хищную птицу с преувеличенными клювом, крыльями и лапами. Таким образом искусство фракийцев на Балканах и населения побережья Тихого океана, Китая и Афганистана оказалось описано единым мегатермином. География этого охвата куда больше геродотовой Скифии и даже Сибири. Конечно, создателем такого распространенного направления искусства не был какой-то один народ. Тем более, что перечисленные образы уже встречаются в Южной Сибири задолго до появления скифов.
Знаменитые образцы собственно скифского искусства, найденные в основном на территории Украины, связаны с древнегреческой цивилизацией и ее образами и технологией. Рафинированные до блестящего совершенства, они заметно контрастируют с самобытным искусством других кочевников. Удачный симбиоз правильно называют «греко-скифским искусством».

Миф III.
Скифы – престижные предки

Гиппократ так описывал скифов: «…Отличаются толстым, мясистым, нечленистым, сырым и немускулистым телом; живот у них в нижней части отличается чрезвычайным изобилием влаги: ведь и невозможно, чтобы он был сух в стране, отличающейся такими природными свойствами и состоянием атмосферы. Благодаря тучности и отсутствию растительности на теле [обитатели] похожи друг на друга, мужчины на мужчин и женщины на женщин». Отнести такие характеристики можно к любой варварской группе, которых цивилизованный человек античности воспринимал как неразличимую массу. Для Гиппократа «скифы походят сами на себя». В античности вообще все варвары считались по своей природе рабами, а не полноценными людьми.
Однако в воображении современных участников «войн памяти», которые пишут популярные книги и даже учебники, скифы изображаются великими культуртрегерами и создателями ранних государств. Сложно с этим согласиться, потому что типичные признаки цивилизации – письменность, города и ирригации (оросительные каналы) – у них отсутствовали. А вопрос о государстве крайне трудноразрешим из-за расплывчатости собственно этого понятия. Во всяком случае регулярные налоги и существующая на них прослойка профессиональных управленцев у скифов отсутствовали.
Однако знаменитый и всесильный директор института археологии Академии наук СССР Б.А. Рыбаков объявил скифов-сколотов праславянами. Противоположный и более современный пример: археологи И. Мизиев (Кабардино-Балкария) и Н. Мажитов (Башкирия) доказывают тюркоязычие скифо-сарматов. Ну, и характерен пример Северной Осетии, которая даже дополнила наименование республики – «Алания», чтобы подчеркнуть свою преемственность со средневековыми аланами, которые в свою очередь связываются со скифами.

Миф IV.
Прародина скифов – Южная Сибирь

Находки археологов в нашем регионе, особенно в кургане Аржан (Республика Тува), показали более древнее бытование местных культур по сравнению со скифами. В нарушение логического принципа «позже – не значит вследствие» стала развиваться теория о происхождении скифов из глубин Азии на том основании, что скифы становятся известны несколько позже датировки находок в столь отдаленном от античных центров цивилизации регионе. Эта дань устаревшим миграционным схемам, по которым культура преобразуется или возникает, благодаря завоеванию или миграции больших групп населения. Конечно, еще Геродот говорил, что скифы вышли из Азии, однако для древних греков «Азия» – это просто области восточнее мест их обитания, то есть территории Восточной Европы и Ближнего Востока.
Аргументы сторонников миграционной версии происхождения скифов не были убедительны даже в то время, пока популяционная генетика не получила новые данные. В последнее десятилетие ученые сумели отработать методику выделения ДНК из останков древних людей. Новейшие зарубежные исследования древнего генома из образцов в захоронениях скифов, населения Урала и Казахстана, а также Южной Сибири показали отсутствие в древности прямых миграций, изменивших состав населения. Переносились идеи, политические и торговые связи, даже языки, но не изменялось радикально население генетически. Древние народы были больше похожи на своих соседей, чем на отдаленные популяции, что вполне понятно. А между двумя полюсами – Скифией и Южной Сибирью – сохранялось не только большое географическое, но и генетическое расстояние. То есть кочевники в популяционном смысле и там, и там формировались в целом независимо друг от друга. Пока подтверждается и преемственность между древним и современным населением указанных регионов. То есть скифы оставили своих потомков в местном населении Кавказа, например, а тюркоязычное население Южной Сибири и Центральной Азии получило свой генофонд от древнего населения этих регионов.

Рекомендуемая литература:
Шнирельман В.А. Быть аланами. Интеллектуалы и политика на Северном Кавказе в XX веке. – М.: «Новое литературное обозрение», 2006. – 696 с.

автор Станислав УГДЫЖЕКОВ
 
По теме
2018: прощание в жанре мюзикла - Администрация г.Абакан Вчера на стадионе «Саяны» состоялся городской праздник выпускников абаканских школ 2018 года.
24.06.2018
 
Накануне старта набора абитуриентов в Сибирском федеральном университете рассказали об особенностях и тенденциях вступительной кампании в текущем году.
22.06.2018
 
Уполномоченный по правам ребенка в Республике Хакасия проводит мониторинг детских оздоровительных лагерей - Правительство Республики Хакасия Более 90 загородных лагерей отдыха и школьных площадок с дневным пребыванием детей этим летом посетит Уполномоченный и его сотрудники.
22.06.2018
В Хакасии начала свою работу республиканская профильная смена «Движение юных» - Правительство Республики Хакасия На базе детского загородного оздоровительного лагеря «Меридиан» открылась республиканская профильная смена «Движение юных», которая объединяет три направления: смена для юных пожарных,
22.06.2018
2018: прощание в жанре мюзикла - Администрация г.Абакан Вчера на стадионе «Саяны» состоялся городской праздник выпускников абаканских школ 2018 года.
24.06.2018 Администрация г.Абакан
Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы. Попробуйте, сразитесь с нами!
14.06.2018 Газета Шанс online
Интервью с автором концепции антиязыка, философом Нилоговым. В прошлом году в своей заметке мы уже упоминали об антиязыке, концепцию которого Алексей Сергеевич НИЛОГОВ – философ, языковед, генеалог,
14.06.2018 Газета Шанс online
Накануне в дежурную часть полиции Черногорска поступило сообщение о том, что в квартире дома по улице Первая Шахтёрская мужчине причинили ножевое ранение, сообщает МВД РХ.
22.06.2018 Газета Шанс online
Поздравляем! - Газета Твоя Среда Народный хор русской песни Саяногорска под руководством Лидии Крашенниковой одержал безоговорочную победу на Всероссийском фестивале-конкурсе народных хоров и ансамблей «Поёт село родное» Мероприятие,
22.06.2018 Газета Твоя Среда
Хакасский археоАРТ покоряет запад и вызывает множество вопросов. Польские ученые увлеклись современным хакасским искусством, в котором присутствуют элементы наскальной живописии.
14.06.2018 Газета Шанс online
12 июня в Абакане пройдет финал пятого Международного фестиваля-конкурса этнической эстрады «От Ыры» (Песня огня).
08.06.2018 Газета Шанс online
В Хакасии начала свою работу республиканская профильная смена «Движение юных» - Правительство Республики Хакасия На базе детского загородного оздоровительного лагеря «Меридиан» открылась республиканская профильная смена «Движение юных», которая объединяет три направления: смена для юных пожарных,
22.06.2018 Правительство Республики Хакасия
Госдума России приняла закон, согласно которому будет увеличен размер госпошлины за выдачу загранпаспорта и водительских прав нового образца, сообщает официальный сайт российского парламента.
20.06.2018 Газета Шанс online
Сегодня ночью дорожные рабочие переместили ограждение и приступили к снятию изношенного асфальтового покрытия на оставшихся двух полосах Коммунального моста в Абакане.
15.06.2018 Газета Шанс online
  Фото: Archive.government.ru. Все главные новости о том, что произошло с 16 по 22 июня в стране – в специальной еженедельной подборке «ФедералПресс».
24.06.2018 ИА Агентство Деловой Информации