В эти дни Абакан в восемнадцатый раз стал бардовской столицей Сибири – в городе проходит фестиваль авторской песни «Солнцеворот». Данный фестиваль уже давно стал своего рода визитной карточкой летнего Абакана. А как вообще возникла идея организации столь масштабного культурного мероприятия в нашем городе? Кто они, современные барды, в чем отличие авторской песни от других жанров – обо всем этом в беседе с руководителем бардовского клуба «Прямой эфир» Еленой Саломатовой.
Из истории фестиваля
Фестивалю «Солнцеворот» в этом году исполняется восемнадцать лет, а клуб «Прямой эфир», по чьей инициативе и был проведен первый «Солнцеворот» в Абакане, нынче отметил 20-летний юбилей. Одними из идейных вдохновителей проведения первого «Солнцеворота» были супруги Саломатовы – Елена Михайловна и Сергей Александрович. Сегодня Елена Саломатова – руководитель клуба авторской песни «Прямой эфир» Городского центра культуры «Победа». Вот что она рассказывает об истории «Солнцеворота»:
– Клубом я руковожу лишь третий год, а до этого мы с супругом были активными членами этого творческого объединения. В Абакан из Норильска мы переехали в 1995 году, клуб «Прямой эфир» в то время уже организовался. Инициаторами создания клуба выступили очень интересные люди: это Игорь Марильтуев, Татьяна Изместьева, Иван Апосов, Александр Шапочкин – он хоть и не бард, но принимал активное участие в жизни клуба до своего переезда в другой город. Участники «Прямого эфира» тогда собрались на сцене в фойе городского центра культуры «Победа». Позже некоторое время мы встречались в помещении выставочного зала «Жарки», но снова вернулись в «Победу». Мы активно ездили с выступлениями по близлежащим городам, и в какой-то момент родилась идея организации фестиваля.
Первый «Солнцеворот» мы провели в 1999 году, фестиваль получился очень интересным. В состав жюри тогда вошли филолог Александр Шапочкин, поэтесса Лариса Катаева, музыкант Александр Кноблох, актер Виктор Шлык и другие очень интересные личности. Пригласили мы на фестиваль и главу города Николая Булакина. «Солнцеворот» ему понравился и позже был включен в план городских мероприятий. Наверное, где-то на третьем-четвертом «Солнцевороте» появился и главный приз фестиваля – гитара от главы города Абакана. Участники клуба «Прямой эфир» не раз становились обладателями такой гитары: среди них Петр Амзараков, Андрей Липаткин (у Андрея негласный титул «золотой голос Абакана») – сегодня они находятся, как говорят, в самостоятельном плавании, но остаются друзьями клуба, – Елена Монолог, Сергей Соловьев.
«Солнцеворот» появился по инициативе «Прямого эфира», но полагаю, что если бы администрация города не включила фестиваль в план городских мероприятий, не поддержала нас, может быть, его давно бы не стало.
Администрация города выделяет на фестиваль пусть и небольшой, но столь необходимый бюджет. На обустройство лагеря нужны вода, туалеты, дрова, обеспечение безопасности, стоянка, автотранспорт, всегда у нас был комендант. Все предыдущие годы бессменным комендантом «Солнцеворота» оставался Иван Еремчук, не так давно его не стало… Его памяти мы посвятим наше клубное выступление. В некоторые годы у фестиваля бывали такие трудные моменты, что даже и поддержка бюджета не спасала, но в последние годы «Солнцеворот» вновь на подъеме, бардовское движение в Абакане развивается.
Лет пять назад из состава «Прямого эфира» выделилсь активная группа во главе с Сергеем Соловьевым и они организовали в Абаканском дворце молодежи свой клуб – «Соло». Вместе с Сергеем в «Соло» ушли Сергей Куркин, Александр Голубев, к ним пришли новые люди, но мы все по-прежнему дружим.
– А зачем вообще бардам объединяться в клубы? Вы называли имена известных абаканских бардов, которые не входят ни в какие клубные объединения, но их творчество хорошо известно поклонникам авторской песни…
– Как руководитель клуба авторской песни я считаю, что наше творческое объединение решает следующие три задачи. Первая – это способствовать творческому росту тех наших членов, которые уже имеют навык, опыт выступлений, т.е. обладают мастерством исполнения авторской песни. А что для этого необходимо? Конечно же аудитория, зритель – и эту задачу гораздо легче решать клубу, а не отдельному автору-исполнителю.
Последние два с половиной года мы активно сотрудничаем с библиотеками Абакана, с национальной библиотекой им. Н.Г. Доможакова, с учебными заведениями города: организуем выступления наших бардов, творческие тематические вечера и т. д.
Вторая задача нашего клуба – привлечение молодежи, обучение молодых людей пению и игре на гитаре. В этом году на фестиваль «Солнцеворот» мы уже сможем вывести 3-4 юных дарования, это ребята в возрасте от 14 до 18 лет. Отмечу, что в 2016 году в фестиваль вернулась такая интересная номинация, как «Зеленый бард», т. е. новичок.
Третье направление работы нашего клуба мне нравится больше всего: в «Прямом эфире» мы организовали своеобразный народный университет. Что это такое? Многие из людей среднего и старшего возраста любят петь, но не владеют гитарой. В нашем клубе мы объединяем таких людей с теми, кто умеет играть на гитаре: вместе они могут создавать какие-то несложные, а может, и достаточно сложные программы и представлять свое творчество на аудиторию.
Также мы обучаем людей азам игры на гитаре – для простого музицирования в кругу друзей, они ведь не ставят перед собой задачи стать артистами. Вот такие разнопрофильные задачи стоят перед нашим клубом «Прямой эфир». Клуб живет, у нас много интересных программ, а идей, творческих задумок – еще больше. Мы всегда открыты для новых участников нашего творческого объединения.
Кто они, современные барды?
– Елена Михайловна, так кто же они, современные барды? Ведь исполнение авторской песни можно назвать хобби, которым человек может заниматься в свободное от основной работы время. Участники «Прямого эфира» работают в разных, далеко не музыкальных сферах?Или я ошибаюсь, и современные барды – это профессиональные поэты, музыканты?
– Участники нашего клуба – это практически все работающие люди, выступающие на наших концертах бесплатно, в свободное от своей основной работы время. Сегодня списочно участников клуба около 20 человек, этого вполне достаточно, клубное объединение и не должно быть большим. Мы приглашаем новых участников, никого не прогоняем, но, как и у любого клуба, у нас есть свои правила: стараться не пропускать наших репетиций. Если человек хочет научиться игре на гитаре, он должен стать учеником.
– Для этого необходимо пойти в школу искусств?
– Нет, мы занимаемся с человеком прямо здесь, в клубе, учим его азам игры на гитаре. Также члены клуба должны помогать друг другу советами: мы за здоровую критику, позволяющую улучшить исполнение, хвалить друг друга ведь можно до бесконечности. Теперь о том, кто такой современный бард… Кстати, знаете одну из версий происхождения слова «бард»? Когда-то в Ирландии или Шотландии жил один небедный человек, может быть даже дворянин – так вот, в один прекрасный момент он все свое имущество продал, раздал и ушел путешествовать с песней. Этого человека звали Бард. Сегодня в слово «бард» вкладывается следующий смысл: это не профессиональный поэт, не профессиональный музыкант, – это поющий поэт. Классические примеры бардов: Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Юрий Визбор. Окуджава – он ведь не был профессиональным музыкантом, он был поэтом, как он сам отмечал: «Стихи мне удобнее читать под музыку». Владимир Высоцкий – профессиональный актер, но писал такие стихи, которые мы до сих пор изумленно читаем.
– А в чем главное отличие авторской песни? Вот какую песню мы назовем бардовской?
В основе хорошей бардовской песни всегда лежит слово, высочайшее поэтическое слово. Приведу всем известный пример из творчества Булата Окуджавы:
Виноградную косточку в теплую землю зарою,
И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,
И друзей созову, на любовь свое сердце настрою.
А иначе зачем на земле этой вечной живу?
Плюс несложные мелодии, потому что пели не профессиональные музыканты, а поэты. Они шли путем очень простых мелодий, и если удавалось сделать мелодию более интересной, более проникновенной, то получались просто потрясающие песни – таких примеров огромное множество .
– А каков был ваш путь к бардовской песне?
– Ни я, ни мой супруг Сергей Александрович не считаем себя бардами, мы – исполнители песен данного жанра. По образованию я профессиональный музыкант, в 1973 году закончила Абаканское музыкальное училище по классу «фортепиано», и к жанру авторской песни тогда не имела никакого отношения. Я вообще не подозревала, что такой жанр существует, хотя в те годы многие пели Высоцкого и Окуджаву. Сергей Александрович не музыкант, «технарь» по профессии. Но в Норильске мы вместе десять лет пели в Норильской хоровой капелле. А поскольку я музыкант, дома всегда было пианино, вокруг нас сложился поющий круг друзей. Так у меня появилась идея освоить гитару.
Через год после знакомства с этим инструментом я вышла на сцену известного норильского фестиваля «Зимняя груша» – на него съезжались известные именитые барды, и я, новичок, не понимая этого уровня, рискнула, и меня пропустили в число участников. Так, со временем, я сдружилась с бардовской песней, стала осознавать всю ее глубину. Переехав в Абакан, мы продолжили наше увлечение, так и оказались в «Прямом эфире». Я очень благодарна всем участникам клуба за добрую мирную атмосферу в нашем коллективе, за то, что они доверяют и прислушиваются к моему мнению. Всех абаканцев и гостей города ждем на выступлениях «Солнцеворота»-2016.
Беседовала Ольга Карачакова