Спасти отверженного подростка

DS
Фото: abakan-news.ru

«Трудные» подростки — настоящее наказание для педагогов и воспитателей. Вечно мешающие вести занятие, преступающие закон и готовые глушить себя алкоголем и наркотиками… Таким порой видится образ несчастных, по своей сути, детей. Что будет, если сделать им шаг навстречу? Ответить на этот вопрос постарались студенты Хакасского госуниверситета при поддержке администрации Абакана.

Забота о юности

Молодое поколение во все времена славилось не только своей энергичностью, но и способностью ввязаться в любое, даже сомнительное предприятие — лишь бы оно было достаточно интересным. А еще подростков отличает особое состояние психики, из-за которого они особо восприимчивы к тому, что говорят и делают те люди, которые их окружают. Вот и бунтуют молодые люди против тех норм, которые навязаны им родителями, и с охотой отправляются в сомнительные компании, где, как им кажется, их понимают. А потом некоторые преступают закон — также за компанию… Но именно подростков, даже совершивших преступление, еще можно спасти, вернув в общество, — благодаря особенностям их психики. Порой для этого нужно всего лишь показать ему то, как можно гармонично жить и общаться с другими людьми. Но об этом – чуть позже.

В Абакане существует система поддержки гражданских инициатив, направленных на работу с молодежью. В числе прочих стоит отметить городской конкурс проектов «Молодежная инициатива». В текущем году выделялась грантовая поддержка и по направлению «Проекты профилактики асоциальных явлений, безнадзорности и правонарушений в молодежной среде». Победителем стала практический психолог преподаватель кафедры психологии ХГУ Анна МАНТИКОВА. Неординарность ее проекта заключается в том, что направлен он на помощь уже оступившимся детям. Тем, кто находится в специальном профессиональном училище Абакана. Причем к проекту подключились и студенты университета.

Есть идея

Название проекта «Другая реальность» – очень точно отражает его смысл. Как уже упоминалось выше, огромное влияние на поведение подростка оказывает та среда, в которой он находится. Если ребенок ежедневно становится свидетелем драк как способа разрешить супружеский спор – для него именно такой способ «общения» становится нормой. Если трезвый родитель — редкость, употребление алкоголя также считается нормальным делом. Более того, поскольку ребенок стремится как можно скорее подрасти, он очень рано начинает перенимать те самые черты поведения, которые считает «взрослыми». И получается, что подросток существует в своем мире, где нет места не только счастью, но и адекватному общению людей. Но не забываем о его способности воспринимать новую информацию. Теоретически можно повернуть развитие личности, если показать подростку существование мира иных отношений. Правда, для этого требуется не просто демонстрация, а настоящее погружение в ситуацию, где молодой человек может пережить и ощутить малоизвестные ему особенности человеческого поведения. А для этого как раз и нужны своего рода проводники в другую реальность и желательно с профессиональной подготовкой.

– «Другая реальность» на самом деле полезна не только подросткам с девиантным (часто противоправным, поведением, но и студентам-психологам. Обе стороны получают возможность познакомиться с иным взглядом на мир, на взаимоотношения, систему ценностей и формы общения с окружающими. То есть воспитанники спецучилища могут наблюдать, как студенты умело решают споры в ходе тренингов. Также они знакомятся с такими ценностями, как конструктивное общение, позитивное мышление, здоровый образ жизни, не в виде скучных для них лекций, а в ходе прямого общения с молодежью. А студенты вуза учатся общаться с людьми, имеющими асоциальный опыт. Что, безусловно, пригодится им в будущей работе, – рассказывает Анна Мантикова.

Дорогие гости

Главная особенность «Другой реальности» – в том, что студенты вуза выступают на равных с учащимися спецучилища. То есть включаются в одну группу для проведения тренинга и вместе с неблагополучными подростками преодолевают каждый его этап. Сделано это намеренно: как известно, работа в команде, пусть даже и «понарошку», способствует более тесному общению и, как следствие, доверию участников. Естественно, что, признав студентов, пусть и на время, своими, учащиеся спецучилища готовы принять ту информацию, которую приготовили для них организаторы. Собственно, общение для «трудных» подростков особенно ценно, тем более что оказаться на равных с представителем другой реальности им удается довольно-таки редко. Не последнюю роль играет тот факт, что будущие психологи в основном принадлежат к представителям прекрасной половины человечества. Как показала практика, в таком обществе даже самые трудные из юношей обнаруживают навыки вежливого обращения и основ этикета.

– Уже после первой встречи учащиеся стали ждать следующего визита, им явно хочется, чтобы мы приехали к ним снова. Именно поэтому было заметно их особое уважение к статусу гостей. Конечно, подростки остаются таковыми, со своей импульсивностью и желанием завоевать внимание окружающих, — это справедливо и когда речь идет об учащихся спецучилища. Но при этом за все время нашей работы проблем с ребятами не было, – продолжает Анна Мантикова.

Но положительный пример — хорошо, а как научить «трудных» подростков общаться? На помощь участникам проекта пришел целый набор упражнений, направленных на развитие этого важного навыка. Например, будущие психологи вместе с учащимися разбирали простейшую на первый взгляд задачку: какие предметы их группа взяла бы на необитаемый остров? Само упражнение хорошо известно, используется в работе не только психологами, но и педагогами. А смысл его прост: поскольку по условиям место ограниченно, список снаряжения довольно краток. Естественно, что каждый участник считает нужным тот предмет, который важен для него. Но у других — свое мнение на этот счет. И тут-то приходится выдумывать аргументы в свою пользу, доказывать, почему, например, лопата важнее, чем блесна для ловли рыбы.

Подобная дискуссия может показаться простой забавой. Но если задуматься, как раз с такими задачами мы сталкиваемся ежедневно. У каждого человека есть своя цель и свои мысли по любому поводу, будь то бытовые вопросы вроде меню на ужин или сугубо рабочие — у какого поставщика заказывать комплектующие для производства. И для того, чтобы задумка воплотилась в реальность, приходится общаться с другими людьми. Доказывать, убеждать, отстаивать свою точку зрения и пускаться на компромисс. Все эти навыки не приходят сами собой, их, как и любые другие, нужно совершенствовать. Пусть даже в таких простых упражнениях.

Поддержать = спасти

Понятно, что даже цикл тренингов необязательно исправит трудных подростков. Но специфика подобных занятий заключается в том, что, пусть и на короткое время, у человека открывается способность иначе взглянуть на привычный мир. К кому-то она даже приходит в виде озарения: «Оказывается, можно жить по другим правилам». И для кого-то подобный миг может стать поворотной точкой в жизни. Ведь на этих встречах «трудные» подростки — уже не парии, а равные с теми, кто представляет иной, благополучный и непривычный для них мир. И может быть, для них осознание этого станет одним из шагов к иной жизни. Тем более что полученный опыт, как известно, не забывается безвозвратно. То есть полученные навыки могут помочь — хотя бы в ходе общения с будущим работодателем или коллегами.

Все сказанное можно назвать чисто практическим расчетом, базирующимся на теории психической деятельности. Но есть еще и момент, который сложно учесть: сам факт общения представителей столь разных слоев молодежи.

Пресловутому среднему человеку сложно представить, насколько сильными могут быть переживания воспитанника спецучилища, который получил от чужих больше внимания, нежели от родных. Именно такая поддержка порой самое важное дело. Ведь, по большому счету, главная ценность для любого человека — быть нужным другим. А «трудные» подростки в большей части так или иначе отвергнуты своими близкими. И тот, кто дает им хотя бы крохи внимания, по сути, поддерживает в людях силы, необходимые для жизни.

Андрей КЕДРИН

 
По теме
Вооруженные силы России в ходе очередного массированного удара ракетами и дронами в ночь на четверг, 28 марта уничтожили в Харькове около 50 украинских боевиков базировавшихся в Институте ВВС им.
Скриншот кадра видео Армия Россия сегодня провела очередную массированную атаку ракетами и дронами по военным, промышленным и инфраструктурным объектам Украины.
Полиция Хакасии пресекла мошенническую схему руководителя специализированной автостоянки - Пульс Хакасии В рамках расследования, проводимого Следственным управлением УМВД России по городу Абакан, возбуждены уголовные дела по обвинению руководителя автостоянки, специализирующейся на хранении транспортных средств,
Пульс Хакасии
Забота о здоровье: Центр СПИД продолжает работу по тестированию в трудовых коллективах - Минздрав Республики Хакасия Накануне специалисты Республиканского центра профилактики и борьбы со СПИД выезжали в трудовой коллектив отделения Социального фонда России по Республике Хакасия для проведения добровольного,
Минздрав Республики Хакасия
Напомним, иск прокурором был предъявлен к ГБУЗ РХ «Саяногорская межрайонная больница» в интересах пенсионерки в связи со смертью её сына, наступившей после обращения за медицинской помощью.
Городской суд г. Саяногорск
Как чувствуют себя пациенты, которым пересадили почку? - проверили врачи -трансплантологи Сибирского научно-клинического центра Федерального медико-биологического агентства.
Вести Хакасия
К 150-летию Е.Ф. Гнесиной - Минкультуры Студенты специальности «Теория музыки» Хакасского колледжа искусств представили лекторий-экскурсию, посвященную150-летию со дня рождения педагога, музыканта, композитора Е.Ф.
Минкультуры