Театры взбодрили Хакасию смелыми премьерами (Осторожно, спойлеры!)

Фото: shans.online

Герои А. Островского и Н. Некрасова расставались с идеалами, плясали, боролись со скукой, обличали воров во власти и вообще порой вели себя странно, но оправданно. Потому что русская классика как никогда оказалась своевременной.

Хоть порвись

Театральная весна в Абакане отметилась сразу несколькими громкими и удачными, на мой взгляд, премьерами. Правда, сразу отмечу, что все они были заявлены почти на одни и те же числа марта, будто театры решили отбить друг у друга зрителя. Так, в Русском драматическом театре им. М.Ю. Лермонтова 22 и 23 марта давали «Доходное место» по пьесе А. Островского, в Хакасском национальном драматическом театре им. А.М. Топанова 23 и 24 марта прошла комедия «Осенняя скука» по Н. Некрасову, а в театре кукол «Сказка» замахнулись на великого испанца Пикассо, показав зрителям 21 и 23 марта буффонаду по мотивам картин художника. Хотелось попасть везде и всюду и вписать в свой рабочий график по максимуму событий. Что делать? Хоть порвись.
В итоге, посчастливилось побывать только на первых двух премьерах. О них и расскажу. Будут спойлеры, это я предупреждаю тех, кто еще не успел сходить на спектакли.

«Меня-то уволили, а вот их всех посадили»

Сюжет комедии «Доходное место», поставленной в Русской драме режиссером Владимиром Гордеевым, ничего нового вам не расскажет о нашей жизни и не откроет глаза на происходящее в Хакасии или России в целом. Как в девятнадцатом веке, так и сейчас барышни обожают красивые наряды, мечтают выйти замуж по любви, но при этом за человека хорошего достатка. Молодые люди хотят зарабатывать побольше, да желательно, чтобы место было доходным, совесть оставалась чистой, репутация незапятнанной.
Но всем ли удается? Собственно, вот и вся суть конфликта, который переживают герои Островского.
Другое дело, как мы это видим через сто шестьдесят лет, после того как писатель поставил в произведении точку.
Поэтому режиссер прибегает в постановке к эксцентрике, выбивая зрителя из той классической обыденности, которую мы наблюдаем или о которой догадываемся. Так эпатажно и чудоковато смотрится танец старого чиновника Акима Акимыча Юсова под песню «Слободан Милошевич». Ну, а кто из нас на корпоративах еще и не такое отплясывает? Или танцульки сестер Кукушкиных – Юленьки и Полины, под хит Сергея Лазарева «You are the only one».
Музыка здесь выступает маркером современности, четко указывая, что сюжет пьесы себя пережил, но не изжил. В том числе не сумели мы изжить те пороки, о которых нам снова повествуют со сцены под «Экспонат» Шнурова и группы «Ленинград».
– Что нынче пишут в газетах! – восклицает Юсов. – Ничего нравоучительного. Одни взятки и аресты.
Ну, а разве он не прав? Особенно в свете последних событий в Хакасии – коррупционные скандалы, разоблачения, аресты, новые назначения.
– Может быть, с моей легкой руки, запьешь, так вина не пей, а пей водку. Вино нам не по карману, а водка, брат, лучше всего: и горе забудешь, и дешево! – советует юрист Досужев своему новоявленному знакомому Жадову.
«Что будут делать в России через сто лет? Пить и воровать» , – как будто напоминает нам режиссер Гордеев, показывая людей маленьких и слабых в окружении огромных массивных декораций. Средь этого дорогого убранства так остро актуально звучит анекдот про чиновника, который приходит домой и лопается от смеха. «Что случилось?» – спрашивают его. А он, продолжая смеяться, отвечает, что его уволили. «Что же ты смеешься, раз тебя уволили?» – звучит резонный вопрос. «Так меня-то уволили, а их всех посадили», – отвечает герой.

Всю дорогу, пока шел спектакль, я смотрела на высокие двери с надписью Nil inultum remanebit, думая, что бы это значило. Теперь-то могу с вами поделиться переводом. Целиком это выражение на латинском звучит так – Quidquid latet apparebit, Nil inultum remanebit, что значит: «Все тайное станет явным, ничто не останется без возмездия» . Могло бы, кстати, отлично смотреться во многих кабинетах доходных мест Хакасии.
Художественное оформление спектакля вообще заслуживает отдельной похвалы. Нарочито преувеличенная карьерная лестница или лестница, ведущая к богатой и сытой жизни, сверкающая и манящая к себе, с ковровой дорожкой – шик, блеск, красота. И такой аскетичный строгий угол простого и честного служащего, где взгляду даже не за что зацепиться. Кажется, именно так сейчас выглядит разделение в обществе на бедных и богатых.
Или эти бесчисленные стулья на сцене, которые ждут своего часа, когда их займет новый назначенец. И уж совсем выдающимся, бесконечным праздником жизни кажется намеренно перегруженный блюдами стол, за которым собирается пирушка – здесь вам свиная голова в яблоках, осетрина, вино, шампанское и дичь с хвостом из денежных купюр.
Да простят меня актеры, но я не буду писать о том, как вдохновенно, живо и ярко воплотили они островские образы. Очень сложно выделить кого-то одного выдающегося. Впрочем, назову Игоря Германа, чей Аким Акимыч до сих пор стоит перед глазами. Приятно видеть, что русская классика по-прежнему отвечает на запросы времени, а Русская драма в Абакане умеет удивлять.

«Ты зачем у меня шубу сгноил?»

Справедливости ради надо заметить, что не только русская трупа доставила в те дни приятный культурный шок. То, что я увидела на малой сцене театра им. А.М. Топанова, в принципе, на словах передать невозможно. Это надо видеть. Но я все же попытаюсь рассказать, с чем столкнулся зритель, придя посмотреть комедию «Осенняя скука».
Во-первых, спектакль сделан очень камерным, вероятно, чтобы передать нам атмосферу не только деревенской избы, как у Некрасова, или вагона, все дальше увозящего нас от здравого смысла, как это получилось у режиссера Нонны Галецкой. Здесь вообще неважно, где могли развернуться события – на пароходе или в кабинете. Пожалуй, здесь важнее тот причиненный зрителю дискомфорт, который случился от происходящего на сцене. «Что это было?» – спросила я себя, выйдя из театра.
А теперь два – что мы помним из Некрасова со школьной программы, кроме его «женщин в русских селениях»? Наверное, очень мало или совсем ничего не знаем. Лично я даже не подозревала, что у поэта есть такая новатарская по тем временам пьеса, сумбурное, эксцентричное повествование о помещике-самодуре Ласукове. Среднего дворянина нам преподносят со сцены как царя, коронуя его под музыку известной британской группы Queen. Смело? Смело. Необычно? Ну, еще бы.
– Дармоеды! Лежебоки! Только есть, пить, спать; а там про них хоть трава не расти… Какую шубу сгноили!.. Нет чтобы подумать: где-то баринова шуба? Возьму-ка ее выколочу да переложу табаком… Куда! Ни одному и в голову не пришло… – ругается Ласуков в блестящем исполнении Геннадия Чаптыкова.
Снова вернемся к дискомфорту, сопровождающему спектакль на протяжении всей игры. Большинство из нас, согласитесь, привыкли видеть скорее академическое изображение событий, где все подчиняется строгим правилам, канонам. В живописи это строгое соблюдение пропорций, анатомическая точность. В балете тоже можно наблюдать классические костюмы, движения. Все, что выбивается за рамки академизма или классицизма, иногда мешает нам полноценно воспринимать произведение.
– Кошмар какой-то, кошмар. Ничего не понять, – именно так сказали две дамы, сидевшие у меня за спиной, и удалились из зала.
Поначалу я тоже ничего не понимала, казалось, что весь сумбур и хаос сконцентрировались на крохотной сцене, где четверо человек устраивали то охоту, то танцы, то кричали петухом или листали вслух лечебник.
Придя домой, первое, что я сделала, – это нашла пьесу Некрасова и поняла, что причина моего беспокойства и недопонимания именно сам Николай Александрович и то, как он описал читателям и зрителям один день из жизни скучающего помещика. Режиссер и актеры здесь вообще ни при чем. Они скорее молодцы, что весь этот поток некрасовского сознания переформатировали в дурашливую, но при этом остро социальную комедию.

На репетиции спектакля “Осенняя скука”.

Герои пытаются выжить в суете, которую намеренно создает для них всего лишь один человек – их хозяин. Все это сильно напоминает крепостной цирк, домашний театр, постепенно впадающий в апатию, переживающий кризис жанра. Ласуков не знает уже, к чему придраться, а придворные становятся все ленивее в исполнении его причуд и желаний. Ничего не напоминает из российской современности?
И наконец, в-третьих, эта постановка заслуживает особого внимания благодаря тем художественным решениям, которые находят и режиссер-постановщик, и художники-оформители, и актеры. Прежде всего это хореография и пластика. Редко на наших подмостках можно увидеть такое потрясающее владение телом и столь точное попадание танца в канву сюжета. Думаю, не ошибусь, если напишу, что именно танцевальные партии – одна из сильных сторон этого спектакля. Анат Быдышев, Митхас Абдин и легкая, как пушинка, невесомая Анастасия Быдышева в роли вынужденных невольников Ласукова стали настоящими звездами того вечера.
Может быть, иногда звучание группы Queen кажется не совсем уместным, но, полагаю, у режиссера есть на это ответ.
– Ты сыт? – спрашивает помещик у придворного.
– Сыт-с, – отвечает тот.
– Одет?
– Одет.
– Обут?
– Обут.
– Пригрет?
– Пригрет.
– Дети твои по миру не ходят?
– Не ходят.
«Казалось бы, что еще нужно человеку для счастья?» – пытается сквозь время заговорить с нами Некрасов.
Вывод о счастье, конечно, каждый делает для себя сам. Некрасовских героев не мешало бы оставить в покое и дать им выспаться.
А нам, возможно, и дальше продолжать смеяться бесстрашно, без оглядки, от всего сердца, откровенным смехом там, где местами грустно и трагично.

автор Светлана СТАФИЕВСКАЯ
 
По теме
 
 
Чемпионат и первенство Сибири по легкой атлетике - ИА Агентство Деловой Информации   22 и 23 сентября в парке культуры и отдыха Абакана состоится чемпионат и первенство Сибирского федерального округа по легкоатлетическому кроссу среди юниоров.
18.09.2018
Нажмите для предварительного просмотра изображения - Газета Хакасия Фото: ГУ МЧС РФ по РХ За  сутки в Хакасии зарегистрирован один пожар.  В Аскизе  вчера рано утром  ликвидировали возгорание в частной бане.
18.09.2018 Газета Хакасия
МО РФ: Российский Ил-20 был сбит сирийскими ПВО - Хакасия-Информ Ил-20. Фото из открытых источников Самолет Ил-20, который пропал накануне во время авианалета израильской авиации, был сбит сирийскими зенитчиками, которые спутали его с израильскими самолетами, пускавшими ракеты по Латакии.
18.09.2018 Хакасия-Информ
Артисты Русского Республиканского драматического театра им. М.Ю. Лермонтова выступили перед осужденными исправительной колонии №29 - УФСИН Мелодрама Игоря Германа «Прости меня» в авторской постановке - это классическая история о семье, разделённой надвое: о потерявшемся отце, о сердечной, доброй матери и, конечно же, о дочери,
17.09.2018 УФСИН
Нажмите для предварительного просмотра изображения - Газета Хакасия Фото с сайта хакасской филармонии имени В.Г. Чаптыкова 13 октября в 18:30 в большом зале республиканской филармонии выступит коллектив Государственного театра танца Калмыкии «Ойраты».
18.09.2018 Газета Хакасия
Фото: правительство Хакасии 22 и 23 сентября в парке культуры и отдыха Абакана состоится чемпионат и первенство Сибирского федерального округа по легкоатлетическому кроссу среди юниоров.
18.09.2018 Газета Хакасия
Нажмите для предварительного просмотра изображения - Газета Хакасия Фото Александра Колбасова Вчера в республиканском музейно-культурном центре глава Хакасии Виктор Зимин в формате пресс-конференции, которая затем перешла в свободное общение, два часа общался с журналистами.
18.09.2018 Газета Хакасия
Плановые отключения электроэнергии Управление ГО, ЧС и ПБ администрации г. Черногорска информирует:
18.09.2018 Администрация г.Черногорск
Фото: hilook.ru Это 7,2 процента от плана. Всего же намечено защитить от острых респираторных вирусных инфекций не менее 45 процентов населения республики, сообщили в пресс-службе Управления Роспотребнадзора по РХ.
18.09.2018 Газета Хакасия
Фото: ГУ МЧС РФ по РХ За  сутки в Хакасии зарегистрирован один пожар.  В Аскизе  вчера рано утром  ликвидировали возгорание в частной бане.
18.09.2018 Газета Хакасия