Тимур Тюкпеев: Когда вся жизнь – танец

Тимур Тюкпеев: Когда вся жизнь – танец
Тимур Тюкпеев: Когда вся жизнь – танец
Тимур Тюкпеев: Когда вся жизнь – танец
Фото: abakan-news.ru

Ансамбль хакасского танца «Кун Сузы» без преувеличения можно назвать гордостью Хакасии – именно этот творческий коллектив представляет сегодня республику на танцевально-музыкальных фестивалях и конкурсах российского и международного уровня, его выступлениями открываются многие «высокие» мероприятия в самой республике. В чем особенность этого творческого коллектива, как становятся артистами «Кун Сузы» – об этом в нашей беседе с одним из ведущих солистов ансамбля Тимуром ТЮКПЕЕВЫМ.

Тимура Тюкпеева в Хакасии знают многие – это артист, танцор, хореограф и организатор мероприятий (в частности такого популярного у зрителей, как национальный конкурс красоты «Мисс Абахай»). Корреспондент «Абакана» решил познакомиться с Тимуром после интервью с художественным руководителем ансамбля «Улгер», создателем ансамбля «Кун Сузы» Вячеславом Кученовым. Музыкант отмечал, как трудно было найти в коллектив танцующих молодых людей и что практически всех парней в будущий ансамбль «Кун Сузы» привел Тимур Тюкпеев. Вот мне и стало интересно, кто же это такой танцор, умеющий в хорошем смысле слова заразить других своей любовью к хакасскому танцу.

В ансамбле «Кун Сузы» Тимур практически с момента основания коллектива. Если «Кун Сузы» отмечал свой 10-летний юбилей осенью 2017 года, то десятилетие творческой деятельности Тимура пришлось на весну 2017 года – артист отметил его большим концертом «Прай чуртас – Теелбек» («Вся жизнь – танец»). Тимур Тюкпеев, как отмечают в филармонии, внес заметный вклад в развитие мужского хакасского танца. Особенно это заметно в авторской постановке танца «Сыбыр чир», где танцор смог создать убедительный, самобытный и мужественный образ защитника родной земли. Проявляя творческую инициативу, Тимур осуществил постановки хореографических номеров «Хойбал ыры», «Хал оол ыры», «Хубах оол», которые прочно вошли в репертуар ансамбля «Кун сузы». Сегодня без участия Тимура не обходится ни одно выступление ансамбля, он участник многих концертных программ и праздников в Хакасии. А вот в «Кун Сузы» десять лет назад молодой человек оказался благодаря Наталье Апуневич, главному балетмейстеру ансамбля «Кун Сузы» и балетмейстеру-постановщику Хакасской республиканской филармонии им. В.Г. Чаптыкова.

– Танцами я занимался с самого раннего детства, сначала в детском саду, позже в студии «Час Ханат». Потом были учеба в музыкальном колледже в Абакане и два года учебы в Улан-Удэ – в Восточно-Сибирском государственном институте культуры. Учебу забросил, вот и был призван в армию. Отслужив, приехал в родной Абакан, пока был в отпуске, просто зашел в филармонию поздороваться со знакомыми. И вот на следующий день мне звонит Наталья Викторовна Апуневич и говорит: нужно подойти в филармонию. Я прихожу – Наталья Викторовна подает мне лист бумаги и ручку. Я, ничего не понимая, писал под ее диктовку – как оказалось, меня приняли в филармонию на должность «артиста балета». Так я оказался в филармонии, постепенно осваивал профессию хореографа. Хотя первоначально я думал, что после армии, как и многие мои знакомые ровесники, пойду служить в правоохранительные органы либо в службу исполнения наказаний. Как оказалось, все сложилось правильно, хореография – это мое призвание, дело жизни. Ансамбль «Кун Сузы» был создан в сентябре 2007 года, я первое время все не мог принимать участия в репетициях, так как был задействован в постановках, которые шли в программе празднования 300-летия вхождения Хакасии в состав России – приходилось много ездить в командировки. Где-то с ноября я только начал заниматься в полную силу в составе «Кун Сузы». Тогда нас, наверное, танцевало парня четыре – из прежнего мужского состава ансамбля сегодня я остался один. Сегодня в составе коллектива 11 парней, основной костяк, задействованный во всех постановках – человек шесть. Молодежь пока стараемся научить всему, что умеем сами, большую часть из них действительно пригласил я. Не могу сказать, что пришлось кого-то сильно уговаривать, просто удавалось убеждать, что танцы – это также мужская профессия. Правда, в первые годы работы ансамбля мы были самодеятельным коллективом – у парней было основное место работы, а танцы – это в свободное от работы время. Когда «Кун Сузы» стал профессиональным ансамблем, нужно было основным местом работы выбирать филармонию, многие из парней не решились на это. Так нам снова пришлось набирать новых танцоров, сегодня у нас много молодежи – и это не может не радовать, – рассказывает Тимур.

Новичков среди мужского состава ансамбля «Кун Сузы» можно определить по пока еще коротким волосам, у их старших коллег – длинные косы. Интересуюсь у своего собеседника, если молодой человек прекрасно танцует, но вот прическу хочет носить современную – что же, ему путь в «Кун Сузы» закрыт?

– Если молодой человек не хочет или не может по каким-либо причинам носить традиционную для хакасов косу, это просто означает, что ему не нужно в «Кун Сузы». Хотя длина волос – далеко не главный критерий при приеме в состав ансамбля, помимо хореографических данных, человек должен свободно владеть хакасским языком. Это требование нашего художественного руководителя Вячеслава Кученова я считаю совершенно справедливым – если уж мы работаем в сфере хакасской культуры, то должны знать свою историю, свой язык. Кроме того, мы часто выезжаем на гастроли в другие регионы, бываем на фестивалях за границей – везде мы разговариваем на хакасском языке, даже не на официальном мероприятии, а между собой. Как-то, помню, в Красноярске был курьезный случай: кто-то из числа организаторов мероприятия интересовался у Натальи Викторовны: мол, ребята-то по-русски вообще разговаривают? – улыбаясь, отвечает на мой вопрос Тимур.

Увлечение родной хакасской культурой у моего собеседника, выросшего в в общем-то русскоязычном Абакане, с самого детства.

– Танцевать, как я уже рассказывал, я люблю с детсада, но почему-то мне всегда была интересна лишь хакасская хореография. Возможно, это заслуга моих педагогов из студии «Час Ханат», возможно – как говорят, это просто генетически заложено. Мне не были интересны современные танцевальные направления, бальные танцы – только хакасская хореография. Сейчас у меня, как у артиста и хореографа, также только одна цель – развитие хакасской хореографии. Ансамбль «Кун Сузы» многое делает в этом направлении, и в этом большая заслуга Вячеслава Кученова и Натальи Апуневич. Сегодня мы все больше уходим в «бытовой фольклор», то есть хотим показать не академический танец, а как раньше на самом деле танцевали наши предки, какие и как они отмечали праздники – в этом плане показательна наша последняя большая программа «Кочег». Мы на сцене показали жизнь народа сквозь призму танца – и зритель принял программу на ура. В этом направлении мы начали работать практически сразу же. Помню, в наши первые репетиции Наталья Викторовна Апуневич и Вячеслав Кученов все мне говорили: забудь академический танец, мы ставим народные танцы. Так постепенно мы шли к нашей новой стилистике. Если к 2012 году в репертуаре «Кун Сузы» было около 20 танцев, то сегодня – уже больше 90. Конечно, нашим новичкам сложно все это запомнить, однако со временем все движения выполняются автоматически – только музыка зазвучала, и ты уже знаешь, что и как делать. «Кун Сузы» – коллектив уникальный, в Сибири подобных нам ансамблей точно нет. Дело в том, что мы танцуем не классическую хореографию, а пытаемся показать на сцене посредством танца жизнь простого народа. Полагаю, по этой причине нас и приглашают на различные международные фестивали за границей: академических постановок много, а вот бытовую хореографию хакасского народа ставим в настоящее время только мы. Вообще артисты «Кун Сузы» – это не просто танцоры, во всех наших постановках от участников ансамбля требуется настоящее актерское мастерство, показать эмоции – и мои коллеги с этим блестяще справляются, иначе и быть не может, ведь артист должен уметь все, – завершает нашу беседу один из солистов ансамбля «Кун Сузы» Тимур Тюкпеев.

Вместе с ансамблем «Кун сузы» артист объехал с гастролями всю Сибирь, побывав на самых крупных и известных танцевально-музыкальных фестивалях и конкурсах. Это и международный музыкальный фестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона, и международный фестиваль-конкурс этнических культур «Сердце Азии», и фестиваль народно-сценического танца «Истоки. Ветер перемен», и фестиваль малочисленных коренных народов Сибири «Этюды Севера», и многие другие сценические площадки, в том числе зарубежные. Хакасские танцоры раз и навсегда покорили сердца итальянской и французской публики во время фестиваля «Дни Российской культуры во Франции», а также фестивалей российского искусства «Сады России» и «Российская культурная миссия в Венеции» в Италии.

Ольга КАРАЧАКОВА


газета "Абакан" Ольга Карачакова тимур тюкпеев № 6
 
По теме
Полиция Хакасии пресекла мошенническую схему руководителя специализированной автостоянки - Пульс Хакасии В рамках расследования, проводимого Следственным управлением УМВД России по городу Абакан, возбуждены уголовные дела по обвинению руководителя автостоянки, специализирующейся на хранении транспортных средств,
Пульс Хакасии
Забота о здоровье: Центр СПИД продолжает работу по тестированию в трудовых коллективах - Минздрав Республики Хакасия Накануне специалисты Республиканского центра профилактики и борьбы со СПИД выезжали в трудовой коллектив отделения Социального фонда России по Республике Хакасия для проведения добровольного,
Минздрав Республики Хакасия
Напомним, иск прокурором был предъявлен к ГБУЗ РХ «Саяногорская межрайонная больница» в интересах пенсионерки в связи со смертью её сына, наступившей после обращения за медицинской помощью.
Городской суд г. Саяногорск
Как чувствуют себя пациенты, которым пересадили почку? - проверили врачи -трансплантологи Сибирского научно-клинического центра Федерального медико-биологического агентства.
Вести Хакасия
В Хакасии пройдет юбилейный джазовый фестиваль - ИА Хакасия Фото: Всероссийская мастерская музыки «Джаз в Хакасии» В рамках Всероссийской мастерской музыки «Джаз в Хакасии» в апреле отметят 30-летие музыкального фестиваля, ставшего основой масштабного творческого проекта в республике.
ИА Хакасия