Трали-вали

тралик2
тралик5
Технический троллейбус 80-хх годов.
тралик6
тралик3
Единственный случай, когда троллейбусы не смогли выйти на маршруты, произошел в октябре 2016 года. Тогда из-за ледяного дождя и выпавшего снега десятки деревьев сломались и упали прямо на проезжую часть. Поскольку объехать такие препятствия этот транспорт не в состоянии, пришлось остаться в депо. Что касается морозов, державших регион в ледяном плену больше недели, то они довольно сильно испытали технику на прочность. Дело в том, что, когда термометр показывает ниже -30 0С, оборудование на троллейбусах замерзает и отказывается работать, металл становится хрупким и ломким, а контактная сеть натягивается, как струна.
Фото: shans.online


Все, что вы хотели знать об абаканских троллейбусах, но не знали, где спросить.

В последний день 1980 года в 19 часов по Абакану проехал первый троллейбус. Его маршрут занимал почти 11 километров из планируемых в перспективе 33. Он двигался от депо с улицы Советской до загса. От желающих прокатиться в новеньком, невиданном здесь ранее транспорте отбоя не было. Народ быстро полюбил вместительных и комфортных «рогатиков». Уже к 1987 году троллейбусный парк стал насчитывать 43 машины. Троллейбусы в буквальном смысле спасли столицу Хакасии от транспортного кризиса, сняв огромную нагрузку с муниципальных автобусов.

Километры жизни

Сегодня троллейбусная сеть в Абакане растянулась почти на 80 километров. Обеспечивают перевозку пассажиров по девяти маршрутам ежедневно 16 машин. Еще шесть находятся в резерве. В конце 90-х – начале 2000-х в городе поговаривали о том, что самый экологически чистый транспорт скоро «прикажет долго жить»: машины старые, холодные, не пойми как ездят, да и перевозчиков на удобных и более теплых «ПАЗиках» становилось все больше. Однако пророчества не сбылись. В последние несколько лет троллейбусное управление сделало заметный рывок вперед: появились новая техника, мобильное приложение, сайт, благодаря которым отпала необходимость следить за качающимися проводами. И что самое удивительное – с недавних пор внутри троллейбуса можно встретить и медицинских работников, читающих лекции, измеряющих давление, и даже хор «Абаканочка», распевающий песни.


Директор троллейбусного управления Александр Дорохов (в должности два года) констатирует: популярность троллейбусов выросла:
– В 2017 году было перевезено 2 млн 935 тысяч пассажиров. С 2012 года это самый лучший показатель. Кроме того, показатель регулярности движения не снижается ниже 99% – за счет того, что стало меньше поломок, сходов с линий, техника стала доступна разным категориям населения. Благодаря новым желтым низкопольным троллейбусам у мамочек с колясками и у инвалидов-колясочников отпала проблема, как добраться в ту или иную часть города. А главное – каждый человек теперь наверняка знает, в какое время на их остановку подойдет нужный троллейбус.

Без права на вторую жизнь

Первых троллейбусов, которые 30 с лишним лет назад начинали ходить по городу, уже нет. Их давным-давно списали и отправили на металлолом. Кстати, так заканчивают трудовой путь все «рогатые» машины. Вторую жизнь в этом виде им не дают. Но каким-то чудом на территории управления сохранился уникальный полуразобранный троллейбус 80-х годов.
– Он был гибридный: на электродизельном ходу. Он подвозил ремонтную бригаду к троллейбусу, сломавшемуся на линии, также использовался для буксировки его в депо, – рассказывает Александр Сергеевич. – В планах – восстановить его как музейный экспонат для всеобщего обозрения.
Сегодня все троллейбусы в управлении являются технически исправными. Каждая машина проходит ежегодный технический осмотр. Выбытию подлежат только те транспортные средства, которые полностью выработали свой ресурс и не пригодны для дальнейшей эксплуатации.
– Последний раз мы выбраковывали машину два года назад. С этого момента руководство предприятия приняло решение проводить тщательный кузовной ремонт подвижного состава. Попилить все на металлолом – много ума не надо. В прошлом году наши мастера капитально отремонтировали четыре троллейбуса: заменили внешнюю и внутреннюю обшивки, полы и пр. Специалисты Ространснадзора из Красноярска, побывавшие у нас, отметили существенную разницу абаканских и красноярских троллейбусов. По их словам, наши выглядят и внешне, и внутренне гораздо опрятнее, кроме того, в них теплее, – констатирует начальник.

Технический троллейбус 80-хх годов.

Почему женщины?

Сегодня в управлении трудятся 40 водителей, 40 кондукторов и большой штат узких специалистов: слесари, электрики, перегонщики. Все они работают в круглосуточном режиме (график посменный). Их задача – до шести часов утра выполнить все заявки по ремонту.
– Что касается водителей, то примерно 80% из них – женщины. Почему так? Сложно сказать, я этот вопрос неоднократно задавал им, но они не знают, как на него ответить. Возможно, так сложилось исторически – когда предприятие открывалось, сюда съезжались женщины со всей России. Они и составили костяк предприятия. Это во-первых, – говорит Александр Сергеевич. – Во-вторых, женщины, как я считаю, дисциплинированнее на дороге. Они не допускают таких промахов, какие допускают водители-мужчины. В-третьих, водители троллейбусов отличаются от водителей автобусов тем, что они не ремонтируют сами транспорт. Для этого есть специальная служба. В-четвертых, в троллейбусе всего две педали: газ и тормоз, и главное – здесь нет рычага переключения передач.

Тем не менее, работа от этого легче не становится – несколько раз за смену шоферам приходится залезать на крышу, проверять токоприемники, менять в них угольно-графитовые вставки, следить за техническим состоянием машины, устанавливать токоприемники на контактный провод – и это далеко не весь список.
– Я анализировал статистику ДТП и могу с уверенностью сказать, что в неприятные ситуации попадают и те, и другие в равной степени, – констатирует директор.
Кстати, забавный факт – водители в свободное от работы время на своих личных автомобилях ездят так же, как на троллейбусах. Профессиональная привычка – ничего не поделаешь.
– Они ездят под контактной сетью, притормаживают в специальных местах, даже в повороты входят непривычным для легкового транспорта способом, – рассказывает главный инженер Алексей Беленко. – Даже путь свой они прокладывают троллейбусным маршрутом, а не там, где, например, короче и побыстрее.

Специалисты говорят, сравнивать современные троллейбусы с теми, что начинали ходить по Абакану, нельзя.
– Старые имели принцип работы электромеханический, то есть узлы и детали путем механических вращений собирались в определенные группы схем для того, чтобы включить двигатель в определенной позиции для потребления мощности. Новые же имеют электронное регулирование мощности тягового двигателя – при помощи специального преобразователя с транзисторным управлением. Преобразователь, после нажатия педали газа, получает дозированный сигнал для работы двигателя, – объясняет главный инженер троллейбусного управления Алексей Беленко. – У современных троллейбусов все управление электронное. Это позволяет избежать потерь мощности, выделения в окружающую среду лишнего тепла и экономить электроэнергию примерно на 30%. Еще один положительный момент – узлы почти не изнашиваются, отсюда экономия средств и времени.

Восемь фактов из «троллейбусной» истории Абакана

♦ Положительное решение Госплана РСФСР на проектирование троллейбусной линии в Абакане начальник управления по делам строительства и архитектуры хакасского облисполкома Геннадий Вяткин получил в 1960 году.

♦ Сначала планировалось построить троллейбусную линию не только в Абакане, но и в Черногорске. В перспективе она должна была соединять города.

Единственный случай, когда троллейбусы не смогли выйти на маршруты, произошел в октябре 2016 года. Тогда из-за ледяного дождя и выпавшего снега десятки деревьев сломались и упали прямо на проезжую часть. Поскольку объехать такие препятствия этот транспорт не в состоянии, пришлось остаться в депо. Что касается морозов, державших регион в ледяном плену больше недели, то они довольно сильно испытали технику на прочность. Дело в том, что, когда термометр показывает ниже -30 0С, оборудование на троллейбусах замерзает и отказывается работать, металл становится хрупким и ломким, а контактная сеть натягивается, как струна.

♦ В 1968 году было выделено четыре гектара под строительство депо. Но, прежде чем начать работы, нужно было снести несколько десятков жилых бараков, принадлежавших мясоконсервному комбинату. Первую сваю забили только в феврале 1976 года.

♦ Первый технический рейс состоялся в октябре 1980 года. Тогда транспорт проследовал по улицам Советской, Володарского, Пушкина, Щетинкина и, развернувшись у дворца бракосочетания, уехал в обратном направлении.

♦ Для создания троллейбусного управления в Абакан прибыли специалисты по ремонту и обслуживанию из Альметьевска, Калуги, Донецка, Костромы. Параллельно большая группа жителей Хакасии обучалась в Красноярске.

♦ Чтобы построить троллейбусную сеть, на некоторых улицах пришлось расширить дороги.

♦ В день знаний 1987 года по городу стал ходить «Пионерский» троллейбус, изготовленный из металлолома. Его «создатели» – ученики школы №1, которые собрали 44 тонны металла. Этого хватило на постройку двух троллейбусов: один – для нужд Абакана, второй – для Запорожья, где жил военный летчик из Черногорска Петр Рубанов.

♦ В 90-е годы контактная сеть была укорочена. Первой демонтировали линию, ведущую на речной вокзал, второй – линию, ведущую в сторону автовокзала.

Один из часто задаваемых вопросов горожан – планируется ли расширение троллейбусной ветки на расстроившуюся улицу Некрасова. Мы спросили об этом директора управления. Оказывается, в планах организации этот пункт стоит на первом месте.
– Мы рассматриваем разные варианты. Традиционный и наиболее дорогостоящий – строительство контактной сети, тяговой подстанции, приобретение дополнительных троллейбусов. Но это очень дорого (стоимость одного троллейбуса сегодня – около 13,5 млн рублей), поэтому мы склоняемся ко второму – приобретению машин с автономным ходом. Если проще – это троллейбусы с аккумуляторами (стоимость одного – почти 20 млн рублей – «ШАНС»). Во время движения под контактной сетью они заряжаются, как только сеть заканчивается, токоприемники снимаются, и дальше транспорт движется автономным ходом, – объясняет Александр Дорохов.

Фото Дениса МУКИМОВА

автор Ирина НИЧКОВА
 
По теме
В рамках широкомасштабной республиканскиой акции «Детям - безопасные дороги Хакасии!» в Абакане полицейские провели профилактическое мероприятие в одном из городских парков,
Изображение: скриншот кадра видео пресс-службы Госавтоинспекции Хакасии В Хакасии, на 45 километре автодороги «Абакан-Ак-Довурак» женщина-водитель не справилась с управлением, иномарка слетела в кювет и перевернулась.
Фото пресс-службы Управления Росгвардии по Хакасии Бойцы СОБР «Сапсан» Управления Росгвардии по Хакасии оказали силовую поддержку полицейским Абакана при задержании хозяина специализированной автостоянке на улице Итыгина,
Фото Восточного МСУТ СК России В четверг, 28 марта на двупутной строящейся вставке станции Муртыгит Тындинского региона Дальневосточной железной дороги произошло боковой столкновение грузового и хозяйственного поездов.
Фото пресс-службы Управления Росгвардии по Хакасии - Агентство Информационных Сообщений Фото пресс-службы Управления Росгвардии по Хакасии В Абакане сотрудники вневедомственной охраны Росгвардии задержали в супермаркете на проспекте Дружбы народов жителя Санкт-Петербурга.
Агентство Информационных Сообщений
Семья Гончаревич: династия врачей в трёх поколениях - Минздрав Республики Хакасия Общий медицинский стаж династии Гончаревич составляет 129 лет. Основатель трудовой династии – Вера Ивановна Гончаревич - врач высшей категории по физиотерапии, врач-иглорефлексотерапевт.
Минздрав Республики Хакасия
Правильное питание способно на многое - интервью с диетологом Зинаидой Коваленко - ИА Хакасия Статус: Реклама Фото: ИА "Хакасия" еrid: LatgBXF3T Все больше жителей Хакасии, прислушиваясь к советам специалистов и следуя своим внутренним желаниям, стремятся соблюдать правила здорового образа жизни.
ИА Хакасия
Сегодня (29.03.2024) - Абакан сегодня Многоквартирный дом по Дзержинского, 12А в Черногорске признан аварийным и подлежит сносу.
Абакан сегодня
В Хакасии пройдет юбилейный джазовый фестиваль - ИА Хакасия Фото: Всероссийская мастерская музыки «Джаз в Хакасии» В рамках Всероссийской мастерской музыки «Джаз в Хакасии» в апреле отметят 30-летие музыкального фестиваля, ставшего основой масштабного творческого проекта в республике.
ИА Хакасия