Ушедшие под воду шедевры

Ушедшие под воду шедевры
Фото: gazeta19.ru

До конца декабря в здании Хакасского национального краеведческого музея имени Л.Р. Кызласова жители и гости столицы республики могут увидеть необычные копии уникальных петроглифов горного массива Оглахты.

Копии фрагментов каменных поверхностей с изображёнными на них творениями древних художников демонстрируются в зале, где до недавнего времени были выставлены древние каменные изваяния и менгиры, в настоящее время перемещённые в республиканский музейно-культурный комплекс. Качественное освещение каждого предмета экспозиции создаёт эффект таинственности и погружения в загадку визуального послания из далёких от нас ушедших эпох. На это на самом деле стоит посмотреть, особенно тем, кто увлечён древней историей региона. Ведь представленные на обозрение копии рисунков действительно необычны, а сами петроглифы малоизвестны даже специалистам в области наскального искусства Минусинской котловины. Кроме тщательно изготовленных копий на выставке представлены и никогда прежде не выставляемые для посетителей краеведческого музея настоящие фрагменты оглахтинских скальных панно, спасённых Альбертом Николаевичем Липским от затопления водами Красноярского водохранилища.
Немного предыстории и подробностей для тех, кто заинтересовался. Во второй половине прошлого века на нескольких крупных сибирских реках были построены плотины гидроэлектростанций. При наполнении водохранилищ ушли под воду тысячи археологических памятников — поселений, курганных могильников, культовых мест и мест нахождения наскального искусства. Среди оказавшихся под водой произведений древнего искусства были и подлинные шедевры, и «типовые» рисунки, тем не менее являвшиеся бесценными свидетельствами жизни и мировоззрения давно исчезнувших народов. Одно из таких водохранилищ — Красноярское, затопило береговые скалы в среднем течении реки Енисей, покрытые многочисленными изображениями разных исторических эпох: позднего каменного века, бронзы, раннего железа, переселения народов, средних веков и этнографической современности. Материалы исследователей, работавших на этих памятниках до затопления, теперь остались единственными источниками изучения. При этом следует учитывать, что далеко не все из имевшихся на береговых скалах Енисея петроглифов были зафиксированы учёными. И сегодня эта часть наследия считается утраченной навсегда.
Горный массив Оглахты, находящийся в Усть-Абаканском районе, береговая часть которого располагается как раз вдоль рукотворного моря, по признанию специалистов является, пожалуй, самым крупным сосредоточением наскальных рисунков на Среднем Енисее. Большая часть известных на Оглахтах памятников древней истории, в том числе местонахождения петроглифов (а всего их тут открыто более тысячи), находится на охраняемой территории расположенного здесь участка заповедника «Хакасский». В последние несколько лет заповедник достаточно активно работает с учёными в плане сохранения и популяризации объектов историко-культурного наследия, в том числе оглахтинских. Выставка в краеведческом музее — итог одного из таких проектов, реализованный благодаря поддержке Русского географического общества (РГО) и личного участия в нём уважаемого в научной среде исследователя наскальной живописи Сибири, старшего научного сотрудника музея-заповедника «Томская писаница» Елены Миклашевич. Важно, что в этот совместный проект вошли главным образом наименее сохранившиеся рисунки с береговых скал Оглахтинского горного массива, доступные исключительно специалистам, да и то не всегда.


— Уровень воды в водохранилище меняется. Чаще всего ранней весной и поздней осенью, когда он сильно понижается, обнажая береговые скалы, у нас появляется редкая возможность увидеть и зафиксировать современными методами некоторые из ещё сохраняющихся затопленных шедевров древнего искусства, — рассказала Елена Миклашевич. — Однако с каждым годом рисунков выходит из воды всё меньше и меньше...
По её словам, наиболее существенные исследования наскальных изображений Оглахтов, в том числе наиболее древних из них, сделанных не менее пяти тысяч лет назад и в более позднее время на береговых скалах, в начале XX века провёл А.В. Адрианов. Он делал не зарисовки или прорисовки наскальных рисунков, как это делали до него другие исследователи, а их точные оттиски из бумаги — эстампажи и фотографии. Часть его фотографий и большинство эстампажей сохранились до наших дней. Перед затоплением водохранилища в конце 1960-х годов наскальные рисунки на береговых скалах также целенаправленно исследовались экспедицией под руководством Я.А. Шера. Учёные старались сохранить древние рисунки хотя бы для науки, в виде копий на бумаге и фотографий.
Копии же рисунков, изготовленные исследователями летом и осенью этого года, — качественно иные. В 2016 году РГО решило поддержать процесс изучения и сохранения историко-культурного наследия Оглахтов, выделив грант на проведение исследовательских работ и подготовку альбома уникальных наскальных изображений. В рамках гранта специалисты по изучению наскального искусства под руководством Елены Миклашевич и выполнили 11 полноразмерных факсимильных копий с затапливаемых каменных поверхностей с нанесёнными на них петроглифами, которые сейчас и экспонируются в музее Абакана. Для создания этих копий были использованы технологии, пока ещё мало применяемые на территории нашей страны ввиду дороговизны полимерных материалов для их производства. Именно такая технология обеспечивает наиболее идеальную, практически стопроцентную точность при копировании наскальных изображений. Таким копиям не страшны серьёзные повреждения в результате транспортировки и временного хранения. Более того, человек, который рассматривает их в специально отрегулированном для этого освещении, почти не может отличить копии от реальной каменной поверхности. Автор этих строк убедился в этом лично. Теперь то же самое можете сделать и вы.

Сергей АМЕЛИН

 
По теме
Полиция Хакасии пресекла мошенническую схему руководителя специализированной автостоянки - Пульс Хакасии В рамках расследования, проводимого Следственным управлением УМВД России по городу Абакан, возбуждены уголовные дела по обвинению руководителя автостоянки, специализирующейся на хранении транспортных средств,
Пульс Хакасии
Забота о здоровье: Центр СПИД продолжает работу по тестированию в трудовых коллективах - Минздрав Республики Хакасия Накануне специалисты Республиканского центра профилактики и борьбы со СПИД выезжали в трудовой коллектив отделения Социального фонда России по Республике Хакасия для проведения добровольного,
Минздрав Республики Хакасия
Напомним, иск прокурором был предъявлен к ГБУЗ РХ «Саяногорская межрайонная больница» в интересах пенсионерки в связи со смертью её сына, наступившей после обращения за медицинской помощью.
Городской суд г. Саяногорск
К 150-летию Е.Ф. Гнесиной - Минкультуры Студенты специальности «Теория музыки» Хакасского колледжа искусств представили лекторий-экскурсию, посвященную150-летию со дня рождения педагога, музыканта, композитора Е.Ф.
Минкультуры