Вера Веры Степановны

Вера Веры Степановны
Вера Веры Степановны
Фото: gazeta19.ru

— По-прежнему течёт река Таштып, стоят на её берегах тополя, в листве щебечут птицы… — рассказывает Вера Степановна Окружнова (урождённая Мусихина). — Жизнь продолжается. Вот только многие воспоминания отдают горечью…

Больше не поём мы песен с сёстрами Анной и Еленой, подругой Галиной на вечерних улицах села — время нас не щадит. Нет и сельского сада-парка, где отдыхали старики, веселилась молодёжь. Да и за околицей видны только заброшенные, а некогда тучные нивы. Но не будем о грустном. Хотя нам было трудно в военные и послевоенные годы, вспоминаются они теперь светло, со щемящей сердце ностальгией.
Родилась я четвёртой дочкой в семье агронома Степана Мусихина в деревне Сиры. Отец, обидевшись, что родился не сын, до полугода не брал меня на руки. Но потом отцовские чувства взяли своё, и он часто возил меня с собой на поля. Вот тогда я и полюбила не только хлебную ниву и сельский труд, но и красивейшую природу Приташтыпья. Мама же была или на разных колхозных работах, или хлопотала вместе со старшими сёстрами Аней, Таней и Катей по хозяйству. Непоседы мы были, по мнению родителей, ужасные. Успевали не только по хозяйству помогать, но и бегать в поисках впечатлений по райцентру, куда семья перебралась в 1938 году. И самым часто посещаемым нами местом была… свалка. Да, да! Именно здесь мы находили хотя и старых, но красивых кукол, отмывали их и наряжали по своим возможностям, мастерили «мебель» из глины...
А вот когда немного подросли, то стали работать на сенокосе, до кровавых мозолей на ещё детских руках. Старшему поколению это хорошо известно, а молодому лучше и не испытывать. Во время работы не забывали и о припасах на зиму. Когда сторожили сено, между делом собирали грибы, которых там было видимо-невидимо. Помнится, однажды набрали полный мешок. Для девчушек он был неподъёмный, разложить было не во что, да и хотелось перед мамой появиться с полным мешком, вот, мол, какие мы хозяйственные. На соседнем покосе у дедушки на время умыкнули топор, срубили берёзку и волоком потянули на ней по болоту и бездорожью мешок с добычей домой.
Случались и казусы — куда без них. Однажды, заигравшись, сёстры оставили годовалую Верочку спящей… в крапиве. Проснулась малышка от того, что какая-то хавронья тягала её по жалюке за яркое зелёное платьишко. То-то было крику! А в полгода она страшно испугалась первого в деревне трактора… Но самые главные события, как и вся жизнь Веры Степановны, происходили в школе.
— В Таштыпскую школу я пошла в 1944 году, — вспоминает она. — Как же я гордилась своим новым платьем, пошитом из шали в клеточку! А ведь некоторые ходили и в одежде из мешковины. А в 11 лет меня избрали старшей октябрятской «пятёрки». Мы с упоением проводили сборы, играли в популярные тогда лапту, гуси-гуси, третий лишний. И, конечно же, организованно ходили на колхозные работы. И там соревновались так, что взрослые нас осаживали, оберегая.
Окончив школу, Вера продолжила учёбу в Абаканском педучилище, работала в начальных классах Верхнесирской школы, но вскоре была переведена в районный Дом пионеров, где трудилась более двадцати лет.
— Моим учителем по пионерской работе, — говорит Вера Степановна, — была замечательный человек и педагог Александра Ивановна Карамашева, которая помогала, советовала и поддерживала и не обидно для меня поправляла ошибки. О ней можно говорить бесконечно, как бесконечна и моя благодарность ей за жизненные уроки.


Но всё же главной, основной заслугой жизни Вера Окружнова считает большую работу вместе с детьми по созданию музеев в Доме пионеров, затем в таштыпской школе № 1, из которых вырос нынешний районный краеведческий музей.
— А началось всё, — вспоминает ветеран, — с обыкновенной зависти. Да-да. Поехали с ребятишками в шушенский музей, где мои мальчишки и девчонки смотрели на экспозиции с нескрываемой завистью. Вот я и подумала: если кто-то может, то и мы справимся. До такого размаха не дотянем, но многое и нам по силам. И началось… Вначале собирали всё подряд, что относилось к старине и истории Хакасии, района. Затем постепенно наметились тематические экспозиции: краеведческая, военная и другие.
Но особенно радовались этой работе дети. Мальчишки и девчонки тех лет были очень любопытными, жадными до истории родного края, инициативными до неугомонности и очень деятельными. В поисках материалов для экспозиций мы исходили, именно исходили, весь район, лишь в Анзас ездили на машине. И собирали не только старые фотографии, документы, вещи военных лет, но и во время этих походов знакомились с нашей великолепной природой. Мы ходили и в походы — с неизменным помощником Иваном Ивановичем Морозовым (добрая ему память). Он учил ребят правильно распределять силы, ориентироваться на местности, разбивать временные стоянки, безопасно разводить костёр и многому другому.
Особая благодарность и добрая память — о Лидии Алексеевне Третьяковой. Это был педагог и руководитель с большой буквы. Каждую нашу экспозицию она принимала очень внимательно, и всегда её советы были своевременными и полезными. Школьный музей — это и её детище. Но самым главным стимулом для детей и нас, организаторов, было всё увеличивающееся внимание посетителей к нашей работе по сохранению истории района и его жителей, многие стали нашими друзьями и помощниками. Приезжали со всего района, республики и даже из-за её пределов. Это вдохновляло на новые поиски. А сколько мы ездили по стране! Побывали во многих местах, связанных с историей большой и малой Родины, с подвигами наших земляков. Яркий пример тому — создание экспозиции, посвящённой нашему земляку, лётчику Степану Николаевичу Виноградову. Мы много лет шефствовали над его матерью Фёклой Гавриловной, а потом, когда была найдена могила лётчика-героя, съездили туда, увезли горсть родной земли...
Всех дел не перескажешь, особенно музейных. Да, есть архивы, но они говорят сухим языком документов, а музейные экспонаты словно «разговаривают» с вами языком вещей. Да, Интернет помогает, но там столько неточностей, что докопаться до правды часто не представляется возможным. Живая работа следопытов, поисковиков — вот источник подлинной истории.
— И как рады были дети, — продолжает рассказ Вера Степановна, — вниманию к результатам их труда. Все знают Елену Александровну Цыганкову как руководителя управления культуры района, но не знают, что в школе Леночка Суркова замечательно вела экскурсии. Среди активистов помню Ирину Ерину, а мальчик Архипов (не вспомню имени) даже сделал сигнальное колесо для своих тимуровцев — по примеру гайдаровских героев. И чего только ни выдумывали, чтобы и жить интересно, и людям помогать!
Сегодня у Веры Степановны, которой исполнилось уже 80 лет, дочь, сын и пятеро внуков, которым она часто рассказывает о своём времени.

На могилу лётчика-героя Степана Виноградова ребята увезли горсть родной земли.

Пётр ВИЗУЛ, Таштыпский район

 
По теме
В Хакасии просыпаются клещи - Хакасия-Информ Наибольшая активность клещей отмечается, обычно, в мае — однако, они уже сейчас понемногу просыпаются.
Хакасия-Информ
К юбилею университета мы подготовили цикл интервью с выпускниками разных лет, которые рассказали, что значил в их жизни ХГУ, и как учёба повлияла на их будущее профессиональное становление.
ХГУ им. Н.Ф. Катанова
Жители Хакасии могут пройти бесплатное флюорографическое обследование - Правительство Республики Хакасия Источник изображения: пресс-служба Минздрава РХ Такую акцию в рамках недели профилактики инфекционных заболеваний (в честь Всемирного дня борьбы против туберкулёза) с 18 по 21 марта проводит Республиканский клинически
Правительство Республики Хакасия
История театра «Сказка» пишется дальше - Театр кукол Сказка В театре «Сказка», недавно вернувшемся в родные пенаты - в обновленное после капремонта здание, полным ходом идет подготовка к премьерам, к осуществлению проектов и других творческих задумок.
Театр кукол Сказка
Театр «Сказка» готовится к премьере - Театр кукол Сказка «Сказка» ждёт приезда молодого талантливого режиссера Анны Вовчок, которая будет ставить новый спектакль «Любовь и скрипка».
Театр кукол Сказка
Крым: 10 лет в родной гавани - Минкультуры Сегодня в Хакасском колледже искусств педагоги вели разговор с первокурсниками о значении Крымской весны 2014 года.
Минкультуры