Как воспитывать особенного ребенка?

Фото: abakan-news.ru

В наше время быть «белой вороной» отнюдь не плохо, наоборот. Чем больше ребенок «звезда», тем лучше. От поколения к поколению дети становятся все более продвинутыми и свободными от стереотипов. В советской школе «умников» не любили: они напрягали учителей своими вопросами или откровенно скучали на уроках. Сегодня ум и неординарность в почете, да и школ с различным уклоном много. Одаренные дети стали объектом пристального внимания и восхищения.

Пластичная психика ребенка
Детский возраст является периодом становления способностей и личности человека. У каждого из нас есть какое-либо дарование, талант к той или иной деятельности. Кто-то умеет рисовать, кто-то петь, кто-то составлять экономико-математические расчеты. В большинстве случаев именно предрасположенность к какому-либо виду занятий определяет выбор профессии и дальнейшую трудовую деятельность.
Навыки и таланты начинают быть заметны уже в детстве, поэтому важно внимательно наблюдать за ребенком, чтобы вовремя выявить его талант или предрасположенность. Ведь, упустив дарование, не развив его, можно лишить ребенка счастливого будущего, способности самореализоваться.
Сегодня психологи говорят о том, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды. При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Заметим, что психические возможности ребенка чрезвычайно пластичны на разных этапах возрастного развития. Это создает условия для формирования различных видов одаренности.
Не такие, как все
Одаренный ребенок – это ребенок с высокоразвитыми способностями. Это мамино счастье, гордость всей семьи. Но никто не представляет, что таится в глубинах одаренного мозга и сможет ли сам ребенок справиться с тем, что будет впереди!
Одаренные дети относятся к «группе риска» и зачастую, благодаря именно своим талантам, оказываются беззащитными перед лицом общества. Одаренность называют непростой ношей, тяжелым грузом, но это, прежде всего, отход от так называемой нормы, нестандартная ситуация, которая требует нестандартных решений. «Не такие, как все» – они вызывают зависть, неприятие, многие их попросту не понимают.
Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный техническим конструированием ребенок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в школьной, ни в специально организованной внешкольной деятельности (кружке, секции, студии).
Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического литературного творчества и прочее.
Но неизбежно возникают трудности относительно прогноза превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем!
Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть.
Безусловная любовь родителей
Воспитание и обучение одаренных детей – трудная и широкомасштабная задача. Тут необходимо и многостороннее воспитание, и просвещение родителей, и соответствующая подготовка учителей. На мои вопросы отвечает Анастасия ШИРЯЕВА, психолог, директор «Южно-Сибирской ассоциации практических психологов».
– Обгоняя своих сверстников в интеллектуальном развитии, обладая высоко развитыми способностями, одаренный ребенок не умеет общаться, не самостоятелен… Или я неправа?
– Дети разные бывают. Больше зависит от родителей, как они построят график ребенка: если он занят только тем, что развивает свои способности – на разных кружках, в подготовке к олимпиадам – и совсем нет времени на свободное общение, игры со сверстниками, тогда, конечно, будут проблемы. К сожалению, такой перекос встречается часто, но по большей части это «заслуга» родителей.
– Психологи отмечают, что зачастую родители акцентируют внимание на исключительности своего ребенка, при этом забывая, что он остается ребенком. Как же вести себя правильно?
– Вряд ли тут есть какие-то правила или «инструкции по применению». Просто всегда важно помнить о том, что одаренность не сможет сделать счастливым вашего ребенка. Поэтому самое главное, что вы можете дать – это не престижные школы, продвинутые курсы и тому подобное, а свою любовь. Любовь безусловную, не зависящую от того, насколько одарен ваш ребенок.
– Как не воспитать в одаренном ребенке осознание своей исключительности и эгоистического пренебрежения к «обычным людям», своим родным и сверстникам?
– Дети копируют отношение родителей к другим, поэтому если в самих родителях есть это ощущение исключительности, то так или иначе они и ребенку это будут транслировать. Все начинается с себя. Поэтому надо менять свои установки на тему, что есть люди лучше, а есть хуже.
Культ успешности
– Локус контроля. Его роль на пути к успеху и признанию.

– Есть исследования, что люди с интернальным локусом контроля (то есть те, что считают, что их успехи и неудачи – это результат их деятельности) более успешны, достигают большего. Это и объяснимо.
Когда человек признает, что у него что-то не получилось, потому что он недостаточно постарался или не подготовился, то он же может это и исправить.
– Зачастую люди в своих неудачах винят других…
– Когда же есть вера в то, что неуспех связан с вмешательством других людей, неудачей, судьбой и так далее, а не с собственными усилиями (экстернальный локус контроля), то на это влиять, конечно, сложнее и что-то изменить становится практически невозможно.
– С какими трудностями сталкивается одаренный ребенок в школе? И как в такой ситуации правильно вести себя родителям?
– Самая основная трудность – это потеря мотивации к учебе. Такому ребенку быстро становится неинтересно на обычных уроках, и от мастерства педагогов зависит, потеряет ли он мотивацию или станет развивать свои способности.
Не все педагоги профессионально и личностно готовы заниматься с одаренными детьми, потому что где-то ребенок может быть более «продвинутым», чем педагог, и не каждый учитель готов это принимать.
– Каковы особенности развития одаренных детей в современном мире.
– К сожалению, в современном обществе наблюдается культ успешности, поэтому родители стремятся к раннему развитию детей, посещению различных занятий чуть ли не с пеленок.
Забывая при этом, что самое важное – это гармоничные, наполненные отношения с родителями. Это дает ребенку главное – ощущение себя в безопасности и в любви.
– Без этого – никуда!
– Да, это ключевое для развития ребенка. Только чувствуя защиту и любовь родителей, ребенок может интересоваться окружающим миром, познавать его. А тогда и все его заложенные природой способности будут развиваться. Задача родителей – создать нужную среду, в первую очередь безопасную и принимающую, а уж потом – насыщенную развивающими возможностями и вызовами.
Лика КРАСКО


Дети Абакана
 
По теме
Гороскоп на неделю с 25 июня по 1 июля - ИА Агентство Деловой Информации Гороскоп на неделю с 25 июня по 1 июля 2018 года для Овна От твоих поступков зависит то, как пройдет вся неделя.
24.06.2018
 
 
ЧЕЛОВЕК – ПРИЧИНА ПОЖАРА! - МЧС Республики Хакасия За прошедшие выходные в Хакасии зарегистрировано три пожара. Во всех случаях к пожару привела человеческая беспечность.
25.06.2018 МЧС Республики Хакасия
Накануне в дежурную часть полиции Черногорска поступило сообщение о том, что в квартире дома по улице Первая Шахтёрская мужчине причинили ножевое ранение, сообщает МВД РХ.
22.06.2018 Газета Шанс online
«Позови меня с собой…»: Трагическая судьба автора знаменитого хита, поэтессы Татьяны Снежиной - ИА Агентство Деловой Информации Слава, признание и успех пришли к ней… после смерти. Имя Татьяны Снежиной стало широко известно после того, как Алла Пугачева исполнила ее песню «Позови меня с собой…».
25.06.2018 ИА Агентство Деловой Информации
Природный пожар на территории горно-таежного участка - Заповедник Хакасский Природный пожар на территории горно-таежного участка Уважаемые гости и жители Республики Хакасия!
25.06.2018 Заповедник Хакасский
Народный хор русской песни Саяногорска под руководством Лидии Крашенниковой одержал безоговорочную победу на Всероссийском фестивале-конкурсе народных хоров и ансамблей «Поёт село родное» Мероприятие,
22.06.2018 Газета Твоя Среда
Хакасский археоАРТ покоряет запад и вызывает множество вопросов. Польские ученые увлеклись современным хакасским искусством, в котором присутствуют элементы наскальной живописии.
14.06.2018 Газета Шанс online
С юбилеем Алексей Валерьевич! - ХК Саяны-Хакасия Сегодня исполняется 50 лет Алексею Валерьевичу Терентьеву, выступавшему за команду «Саяны» и «Саяны-Хакасия» на протяжении двух с половиной десятков лет.
25.06.2018 ХК Саяны-Хакасия
Госдума России приняла закон, согласно которому будет увеличен размер госпошлины за выдачу загранпаспорта и водительских прав нового образца, сообщает официальный сайт российского парламента.
20.06.2018 Газета Шанс online
Сегодня ночью дорожные рабочие переместили ограждение и приступили к снятию изношенного асфальтового покрытия на оставшихся двух полосах Коммунального моста в Абакане.
15.06.2018 Газета Шанс online
В Хакасии прошел совет по делам инвалидов и граждан старшего поколения - ИА Агентство Деловой Информации Состоялось очередное заседание Координационного совета по делам инвалидов и граждан старшего поколения при Правительстве Республики под председательством заместителя главы республики Ирины Смолиной.
25.06.2018 ИА Агентство Деловой Информации
Следственным отделом по городу Абакан следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Хакасия продолжается расследование уголовного дела, возбужденного  по признакам преступления,
25.06.2018 Следственный комитет