В ноябре 2016 года, затем в октябре 2017-го нам посчастливилось побывать на межрегиональных педагогических чтениях по гуманной педагогике в Сибири и поучаствовать в их работе. Темы звучат так: «Воспитываться в моральном климате памяти», «Полюбите Будущее – крылья вырастут!». Размышляя с коллегами, мы, конечно же, размышляем и вместе с родителями, старшим поколением семьи. А еще мы не можем обойтись без наших юных мудрецов – детей. Все это мы представляем на ваш суд.
Говорят дети
Максим Горький писал: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего». Эти слова нашли подтверждение и в мыслях Дмитрия Сергеевича Лихачева, который писал: «Человек должен уметь не просто подниматься, но подниматься над самим собой, над своими личными повседневными заботами и думать о смысле своей жизни – оглядывать прошлое и заглядывать в будущее»…
На вопрос: «Какой след оставляет человек на земле? Что это значит?» дети старшей группы «Звездочка» (5–6 лет) ответили:
– Отпечаток, рисунки, каменные рисунки, делать что-нибудь хорошее, оставить историю, купить квартиру, построить дом, лечить и помогать людям.
На вопрос: «Что такое добро и что нужно сделать, чтобы узнавать, что такое добро?» ответы были такими:
– Помогать, дружить, любить, делиться, дарить счастье, видеть вокруг себя все хорошее, радость, сказка; сделать что-нибудь хорошее, веселое, доброе, помочь маме.
На вопрос: «Что нужно сделать, чтобы оставить след на земле?» дети ответили:
– Стараться, много работать, всем помогать, чтобы помнили, хорошо учиться, сделать добро, написать книгу, родить ребенка.
А вот так думают и говорят родители в подготовительной к школе группе «Ромашка» (6–7 лет).
Письма родителей«Я уверена, что с рождением малыша все действия и мысли женщины должны быть направлены на заботу о ребенке. В этом и есть главное предназначение материнства. Для каждой матери счастье и дети – это одно и то же!
Я, как и каждый родитель, о своем ребенке могу сказать: «Мой ребенок самый лучший, самый ласковый, самый добрый и самый красивый, самый умный и самый любимый!»
Ради нее я просыпаюсь утром и преодолеваю все трудности на своем жизненном пути! Ее улыбка украшает мой самый пасмурный день! Ее смех делает меня счастливой! Это человечек, ради которого я живу! И в чьих руках бьется мое сердце! Это моя доченька!».
Семья Шинкаревых, группа «Неваляшка».
«С тех пор, как ты появилась на свет маленькой крохой, прошло уже семь лет! Наступает совсем другой этап в твоей жизни. Ты на пороге более самостоятельного, интереснейшего пути. Уже сейчас ты начинаешь задумываться над вопросом: «Вот я выпускница детского сада! Этот длинный, богатый впечатлениями и знаниями путь остается в прошлом. Я старалась провести эти годы в саду так, чтобы стать достойным воспитанником! Что еще важного в будущем мне нужно будет сделать?»
Конечно, мое солнышко, я хотела бы идти с тобой по жизни рука об руку и оберегать тебя от всяких неприятностей и невзгод. Но жизнь – это длинная дорога, и через некоторое время ты станешь самостоятельной и будешь принимать решения сама. И самое важное – чтобы последствия твоих решений и дел оставляли в памяти окружающих тебя людей только хорошее. Это не так просто, ведь для этого нужно всю жизнь жить правильно, совершать добрые дела. Это проявляется и в поведении с родителями, с друзьями, со знакомыми и даже незнакомыми людьми. Нужно жить и стараться не обижать своих близких ни словом, ни делом.
Главное, доченька, пойми: не нужно ставить перед собой границ – вот закончу школу и начну делать добрые дела! Поверь, дорогая, свой след можно оставить абсолютно во всем: в учебе, в работе, в семье, в отношениях с друзьями. Каждый из нас проживает свою жизнь, в течение которой мы совершаем различные поступки – как хорошие, так и плохие. Хотелось бы, конечно, чтобы хороших было больше, а еще лучше – чтобы о нас осталась память добрая, светлая, чтобы после нас остался след на земле.
Могу с уверенностью тебе сказать, доченька, что каждому из нас хотелось бы, чтобы наши потомки с гордостью называли наше имя, помнили о нашем «великом поступке». Но какой же след мы можем оставить на земле? Полететь в космос, открыть новый континент, изобрести велосипед? Это все уже открыто и хорошо всем известно.
Давай задумаемся с тобой о том, какой след мы можем оставить после себя? Уверяю тебя, ты можешь оставить свой след на земле, пусть не такой значимый, какой остался после великих первооткрывателей и изобретателей, но не менее важный и полезный для общества. В наше время каждый человек может совершать добрые дела: помогать нуждающимся, например, детским домам, где живут и воспитываются детки, оставшиеся без родителей, помогать приютам для животных, больницам и клиникам для тяжелобольных людей. И это, я считаю, очень полезные дела. По моему мнению, не так важна масштабность твоего поступка, как то, какую пользу ты принесешь окружающим. Можно быть добрым и честным человеком, совершать поступки, которые будут приносить пользу другим людям, радовать их. И тогда мы оставим след в их сердцах, а значит, оставим след и на земле. След, который будут уважать и почитать потомки, след, который изменит жизнь окружающих в лучшую сторону.
В любом случае, дорогая моя доченька, каким бы делом ты ни занималась, какую бы профессию ты для себя ни выбрала, я уверена: ты всегда будешь порядочным человеком и обязательно оставишь свой след на земле!»
Арина Жидких
Письмо к внучке«Мы постоянно расстаемся с кем-то или чем-то – уж так устроена жизнь. Конечно, расставания бывают грустными. Но ведь и наоборот – иногда мы расстаемся с чем-либо с радостью. Но самое главное не это. Самое главное, что расставания неизбежны. И еще – без них нельзя жить. Вообще. Хотя иногда хочется не расставаться никогда.
Поленька! Ты выросла и стала большая. Скоро пойдешь в школу. Я хочу рассказать тебе о том, что было с тобой раньше. Какими ты запомнишь эти годы, что было здесь в твоей группе «Ромашка», с детьми, воспитателями. Итак, я начинаю…
Когда тебе было два годика, ты пришла в детский сад. Первый раз. Тебе было очень интересно с детьми. Ты внимательно смотрела на них, сидя на стульчике. Но в то же время тебе было грустно из-за того, что ушла мама. Ты не могла понять, почему мама ушла, куда? Ведь все это время вы были вместе, а теперь вокруг чужие тети. Мне кажется, что такое чувство недоумения, непонимания, что происходит, посещает многих людей…
Несколько дней тебе пришлось привыкать к такому расставанию. Ты и плакала, и уговаривала взрослых. Но детский сад так устроен, что новые впечатления (игры, пение, прогулки, еда) – все иначе, чем дома. У тебя появились новые друзья, твои воспитатели стали тебе родными. Ты поняла, что здесь тебя любят и ждут, внимательно относятся к твоим заботам, настроению, просьбам – и расставания с мамой, близкими стали не такими грустными.
Хватало поцелуя в щечку, и ты бежала в группу. Ты даже стала скучать немного по садику, когда были выходные или ты уезжала на каникулы. Так прошли годы. И вот скоро твой первый выпускной бал в детском саду, и впереди другая жизнь. И страшно, и интересно.
Как видишь, совсем не печально. Ведь в расставании есть какая-то грустинка, не так ли? Но любое расставание – это возможность для новых встреч. Чтобы снова встретиться, нужно сначала расстаться, правда?
И вообще без разлук жизнь была бы неполной. И даже, наверное, невыносимой. Ведь все рано или поздно надоедает. И люди устают друг от друга. А когда они устают общаться, самое лучшее – это разлука. Пусть коротенькая, пусть даже понарошку…
И еще в разлуке человек начинает по-новому ценить и любить своих родных и близких, свой дом, свою родину. Разлука, как через увеличительное стекло, показывает нам лучшее, что у нас было вчера. И только за это ее стоит ценить».
Семья Семеновых-Зубовых, группа «Ромашка»
Письма родителей подготовили
Елена Костылева, воспитатель
Ольга Кольчинаева, воспитатель
МБДОУ «ЦРР – д/с «Светлячок»
газета "Абакан" дошкольное образование Елена Костылева Ольга Кольчинаева